Губернатор Денис Паслер поставил задачу обеспечить качественными кадрами растущую промышленность области

Власти Оренбургской области вновь наращивают объем средств, которые выделит региональный бюджет на модернизацию профессионального образования.

В 2022 году на эти цели было направлено 500 тысяч рублей, а в текущем – уже 750 тысяч. Эти цифры привел губернатор Денис Паслер в отчете перед депутатами регионального Заксобрания.

По словам главы региона, подготовка качественных кадров – это еще один шаг к обеспечению технологического суверенитета страны.

– За предыдущий год оренбургские предприятия расширили производства с учетом необходимости импортозамещения. И сегодня наша задача – обеспечить потребность в новых кадрах. С прошлого года в регионе работают три площадки проекта «Профессионалитет». Его цель – комплексная модернизация организаций профобразования в сотрудничестве с предприятиями области. Площадки открыты в Новотроицке, Орске и Ясном. В этом году откроем еще шесть таких площадок. Работа будет продолжена – на участие в конкурсе 2024 года мы направили заявки на открытие еще 10 площадок по проекту «Профессионалитет», – отметил Денис Паслер.

Оренбургская область входит в первую тройку регионов по развитию площадок этого проекта, уступая только Москве и Подмосковью. Эксперты, с которыми поговорил «Клуб Регионов», сходятся во мнении, что для области, где сосредоточено большое количество самых разнообразных промышленных предприятий, такой подход к решению кадровой проблемы вполне уместен.

При этом главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, профессор Ирина Абанкина обращает внимание, что подготовка нужных экономике кадров, выстраивание взаимодействия между школами, ссузами, вузами и местными предприятиями невозможна без посредничества региональной власти, поэтому и личное внимание оренбургского губернатора здесь объяснимо.

– Региональные власти создают площадки по программам «Профессионалитета», потому что есть спрос на подготовку квалифицированных рабочих, есть ребята и их семьи, которые к этому проявляют большой интерес. Сейчас в колледжах подготовка квалифицированных рабочих – это максимум 10-15 процентов, все остальное – подготовка специалистов среднего звена. В рамках же «Профессионалитета» проходят короткие интенсивные программы, и там доля подготовки именно квалифицированных рабочих уже очень высока. Но тут важны гарантии трудоустройства, поэтому возникает вопрос, насколько предприятия готовы вкладываться, подписывать эти соглашения и, главное, гарантировать трудоустройство. Сроки подготовки по программам довольно сжатые: не надо пять лет ждать специалиста, предприятие получит его уже через два года. А в течение всего обучения он будет на производстве проходить практику, и это тоже вариант трудового участия. Поэтому так важна взаимоответственная партнерская система. Задача власти – максимально помочь на всех уровнях, в том числе в части взаимодействия с предприятиями, иначе эти программы будет сложно реализовать», – комментирует собеседница «Клуба Регионов».

Директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ Азамат Тлисов в свою очередь считает важным формировать в обществе понимание того, что если человек работает руками и является сварщиком, строителем или монтажником – это такая же уважаемая специальность, как банкир, как прокурор или работник государственной сферы.

– В Оренбургской области региональная программа решает кадровые вопросы для промышленности региона, которая составляет основу его экономики. И мы видим, что акцент делается на специальное и профессиональное образование, на рабочие специальности. Потому что есть существенный дефицит в этой сфере, – поясняет собеседник «Клуба Регионов». – В то же время мы понимаем, что специалист «рабочей профессии» – сейчас не тот человек, который был несколько десятков лет назад. Это специалист высочайшей категории, умеющий работать с современным оборудованием. Он мало того, что очень хорошо разбирается в деталях своей части работы, но и понимает всю цепочку производства. И этот человек может спокойно вырасти до самой высокой позиции. Важно, чтобы такие примеры успеха видела наша молодежь, и тогда в сферу профессионального образования придут как ученики, так и преподаватели. Но самое главное, туда войдет производитель, который понимает, что, подготавливая толкового специалиста, он обеспечивает кадровый потенциал своего развития.

Без активного отклика предприятий Оренбургской области широкое развитие этого проекта в регионе было бы невозможно, считают эксперты. Производитель должен понимать ценность этой программы и выгоду, которую он приобретает – квалифицированные кадры, добавляет Ирина Абанкина.

– Как правило, откликаются сначала крупные предприятия – опорные в своих регионах, хорошо представляющие свою потребность в кадрах и готовые взять на себя эти обязательства по трудоустройству. Потому что у нас нередко бывает так, что предприятия трубят о дефиците кадров, а потом выясняется, что они вовсе не готовы взять на работу специалиста сразу после окончания обучения, – отмечает федеральный эксперт Абанкина.

В России на протяжении последних пяти-шести лет заметен тренд на усиление среднего профессионального образования, которое становится все более привлекательным для молодежи. О том, что интерес к рабочим профессиям у выпускников средней школы заметно вырос, свидетельствует исследование, проведенное специалистами Высшей школы экономики. Еще порядка десяти лет назад около 90 процентов выпускников девятого класса не видели никакой альтернативы тому, чтобы дальше продолжить школьное обучение и поступить в вуз. Сейчас доля тех, кто идет в колледж и техникум после девятого класса, превышает 52 процента. И даже среди выпускников 11 классов свыше 20 процентов выбирают для дальнейшего обучения ссузы.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top