Ректор ГИТИСа рассказал про спектакли Оренбургского драмтеатра, нового министра культуры и судьбу Ленкома.
В течение двух дней в Оренбурге находился известный театральный деятель, ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский.
Коллектив областного драмтеатра ждала настоящая встряска, ибо услышать мнение о последних премьерах от театроведа столь высокого уровня доводится редко. Заславский посмотрел спектакли «Капитанская дочка» и «Земля Эльзы», обсудил их с коллективом театра и студентами театрального отделения ОГИИ имени Ростроповичей, а потом ответил на в опросы нашего корреспондента.
– Какова истинная цель вашего визита в Оренбург? Почему вы решили посмотреть именно эти постановки?
– Смею надеяться, что я хороший театральный критик, и потому мог у во многом помочь коллективу театра лучше увидеть свои проблемы, достоинства и недостатки. А ещё я приехал в Оренбург потому, что здесь есть хорошая актёрская школа, есть Исрафилов и наблюдается рост творческой активности. Оренбургский театр – театр с традициями, которые хранятся и приумножаются, и этим далеко не каждый может похвастаться. Что же касается якобы отбора для продолжения образования в Москве, то это не соответствует действительности. Мы уже давно приняли решение не отбирать у Оренбургского театрального института студентов, так как здесь даётся отличное образование. А что лучше – иметь достойное образование дома или мчаться в поисках журавля в столицу и, получив его, прозябать на вторых ролях в дешёвых сериалах? Думаю, что первое важнее.
– Но многие всё равно рвутся в Москву, надеясь на иную судьбу, разве не так?
– Да, и запретить это им нельзя. Сами они (за редким исключением) понимают это слишком поздно. В Оренбургском театре есть чёткий вектор развития, направленный на сохранение традиций русской психологической школы. Ему следует Рифкат Исрафилов, а вот многие его коллеги, в том числе и в столицах, этот вектор утратили. Худрук Оренбургского театра знает, чего он хочет. Когда-то выдающийся театровед Алексей Бартошевич написал замечательные слова о том, что русский театр невозможен без мессианства, то есть умения учить и направлять зрителя. И, несмотря на то что сейчас в театральном искусстве многое поменялось, эти слова по-прежнему актуальны.
– Что можете сказать о просмотренных спектаклях, и в первую очередь о «Капитанской дочке»? Мнения оренбургских зрителей о ней весьма противоречивы – от восторга до полного неприятия.
– Не мог у сказать, что я в восторге от постановки, она получилась очень неровная. С точки зрения театроведа, там есть масса «недорешений», в первую очередь это касается формы. Что это – эпос или комикс? Кстати, насчёт последнего, возможно, кто-то стал бы кидать в меня камнями, мол, чуждый нам жанр! Нисколько не чуждый! В России на протяжении столетий имелся свой аналог комикса – русский лубок, то есть рассказ в картинках. Так вот, оренбургская «Дочка» ближе именно к комиксу, до эпоса не дотягивает. Да и не может быть эпическим рассказ о любви. И к актёрам есть вопросы, разве что кроме исполнителя роли Пугачёва Бориса Круглова. Вопросы касаются в первую очередь главной героини Маши Мироновой. Несмотря на то что её любят сразу два героя – Гринёв и Швабрин, я, как зритель, не смог её полюбить. Считаю это просчётом. Не могу признать этот спектакль удачей, но иной раз неудача значит в жизни театра больше, чем успех. Думаю, что Рифкат Исрафилов всё прекрасно понимает. А спектакль будет расти, совершенствоваться, «набирать мяса». Верю, что ему предстоит долгая жизнь.
Что же касается «Земли Эльзы», то при всей моей нелюбви к творчеству драматурга Пулинович, постановку спасли великолепные актёрские работы Зинаиды Карпович и Александра Папыкина. Да и другие артисты были на высоте.
– Не могу не спросить вас о московских событиях, в частности, о новом министре культуры Ольге Любимовой. Уж очень много противоречивой информации вылилось в Интернете.
– Я не очень хорошо её знаю, но в сё говорит о том, что образование и воспитание Ольги Борисовны должны способствовать улучшению качества работы Министерства. Что же касается того ушата помоев, которые вылились на неё в социальных сетях, то считаю, что любой человек, тем более много лет назад, мог позволить себе определённые высказывания о своих вкусах и настроениях, не задумываясь о том, что это может через десять лет иметь такой эффект. В данном случае люди вторглись в её частную жизнь, причём давнюю. Это некрасиво.
– На протяжении последнего времени в ряде столичных театров произошла смена руководства, и многие любители искусства Мельпомены не очень представляют, что ждёт любимые театры. Как вы видите их будущее? И начнём с самой первой такой смены, когда на место ушедшего в мир иной Олега Табакова в МХТ имени Чехова пришёл Сергей Женовач. Сохранятся ли традиции, заложенные Олегом Павловичем, или театр ждут кардинальные перемены?
– Скажу сразу, никаких особых традиций в театре при Олеге Павловиче не было. Это всё обман, свойственный такому великому человеку, как Табаков. Будучи худруком МХТ, он одновременно являлся ещё и потрясающим менеджером, сумевшим привлечь в театр самых разных режиссёров, соединивших на его площадках удивительное разностилье и, не побоюсь этого слова, хаос. И хотя это было интересно, никакой кардинальной линии развития у МХТ не было. Сергей Женовач же, напротив, всегда обладал чувством стиля, хорошим вкусом и умением определить вектор развития коллектива, о чём свидетельствует созданная им Студия театрального искусства, которая ныне с тала филиалом МХТ. Думаю, что театр ждёт настоящее возрождение, чего не могу сказать о Ленкоме, который после ухода лидера Марка Захарова ничего хорошего не ждёт.
– Что, получается, погиб Ленком?
– Скорее всего, да. Понимаете, Марк Анатольевич умел держать труппу в железном кулаке, была дисциплина. Ему безоговорочно верили все и исполняли его решения. Он знал и громкие удачи, и провалы, но это всегда было интересно. Конечно, его здорово подкосил уход из жизни целой плеяды великих артистов, но всё равно он умел вести коллектив за собой. Сейчас это вряд ли сможет сделать директор театра замечательный Марк Варшавер, даже при всём его опыте и знании театра.
– Понятно. Теперь о «Со временнике» и о странно быстром назначении нового худрука Виктора Рыжакова.
– Да, это был просто шок! Не успели похоронить Галину Борисовну, как уже был назначен новый руководитель. Как-то не по-христиански это. Следует, конечно, признать, что в последние годы театр находился в затяжном кризисе, но Волчек продолжала руководить коллективом в духе лучших традиций, приглашая для постановок ярких режиссёров, таких как Римас Туминас, например. В театре был сохранён дух ефремовского «Современника», а новый руководитель, мне кажется, имеет другую «группу крови».
– А может, пришла пора сделать переливание крови и обновить то, что закоснело и мешает творчески развиваться?
– Может быть, может быть… Посмотрим.
– И ещё одно назначение. Самый эпатажный режиссёр последнего времени Константин Богомолов возглавил театр на Малой Бронной, который давно переживает не лучшие времена. Получилось у него вдохнуть в театр новую жизнь?
– Последние работы Богомолова, в частности, прощальный спектакль Олега Табакова «Юбилей ювелира» в МХТ и некоторые другие, позволяют думать о том, что этот режиссёр способен на долгую яркую жизнь в театре, только бы не затмила власть больших денег темы художественного развития театра. Богомолов – человек большого практического ума, к тому же талантливый писатель и теперь уже кинорежиссёр. Опять же, посмотрим…
Елена Чернова