Впервые в залах бывшей «Золотой кладовой» выставлены артефакты, найденные исключительно в знаменитых Филипповских курганах Илекского района с 2004-го по 2014 год. Тысячи предметов, изготовленных более двух с половиной тысячелетий назад, среди которых чудо-рукава, таинственный медальон, ритуальные чаши и легендарный сарматский меч.
Аналогов золотому парадному мечу нет ни в одном музее мира. Его клинок можно сравнивать с книгой, повествующей об исторических событиях.
– Посмотрите сюда, – обращает внимание на рисунок хранитель фондов музея, археолог Ольга Мельникова, – если вглядеться в узоры, вы увидите, как всадник пронзает копьём вепря. Причём зверь размером с самого человека! Что хотели передать этой сценой люди древности? Это может быть описанием истории, случившейся с захороненным в кургане человеком, или пересказом некой сарматской легенды, повествующей о борьбе добра и зла. Нам остаётся только догадываться, – добавляет Ольга Александровна.
Исследователи считают, что меч в бою не использовался. Это церемониальное оружие. Покойный был либо предводителем племени, либо вождём. На знатное происхождение указывают и другие вещи. В этом же погребении найдены гривны – золотые шейные обручи.
– Эти экспонаты из раскопок 2006 года, которые возглавлял профессор Леонид Яблонский. Тогда нашли и огромный котёл весом в полтонны и многое другое, – отмечает Мельникова. По её словам, очень важно, что археологи первыми смогли прикоснуться к истории. Ведь каждая деталь о чём-то да говорит. В какой-то момент к работе подключаются антропологи и даже климатологи. Последние делают заключения о климате тех времён по пыльце, попавшей в яму при захоронении. Имеет значение всё. Например, в одном из сосудов при очистке нашли семена растений, которые до недавнего времени использовались при родовспоможении.
Это добавляет версий, кем же всё-таки была сарматская женщина, чьи останки, осыпанные золотыми украшениями, обнаружила экспедиция в 2014 году. Ведь как только её ни называли: и принцессой, и амазонкой, и жрицей. Для чего в её захоронение положили золотые иглы? Делала она с их помощью татуировки или врачевала, используя в акупунктуре?
Впервые посетители смогут увидеть найденный в её погребении золотой медальон, инкрустированный стеклопастой, на котором изображены мировое древо и мифические птицы – симурги. До сих пор научные сотрудники музея не определились с версией, как использовалось украшение. Может быть, это сохранившееся навершие жезла или же часть головного убора.
Одним из украшений выставки стали рукава одежды cарматской принцессы. Чего стоит только история их обретения! Буквально из земли, из двух её монолитных кусков удалось специалистам воссоздать расшитые рукава.
– Мы долго ничего не могли сделать с этой находкой. Не было необходимых средств на реставрацию. Благодаря поддержке министерства культуры области и совместному проекту с Государственным музеем изобразительных искусств имени Пушкина нам удалось передать этот экспонат, по сути, два комка земли с вкраплениями древнего бисера, во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря. Два с половиной года ушло у реставратора Натальи Синицыной на работу. В результате мы получили ценнейший предмет, позволяющий нам ещё яснее представить облик людей, живших на территории нашей области больше двух с половиной тысяч лет назад, – рассказал директор музея Александр Ушаков.
Реставрационные работы частично оплатил Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Ценой этой финансовой помощи стало в том числе и то, что москвичи и гости столицы первыми увидели реконструкцию рукавов сарматской жрицы.
Больше полугода, с апреля по октябрь, они демонстрировались на выставке «Золото сарматских вождей», где впервые были выставлены вместе все главные уникальные памятники Филипповских курганов – наследие кочевников-сарматов из фондов Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук и Оренбургского губернаторского музея.
Ну, и одним из главных событий года стала ответная выставка ГМИИ имени Пушкина «На пути сарматского дракона», открывшаяся в областном центре в октябре. Такие совместные культурные проекты помогают претворять в жизнь казавшиеся невозможными планы. Результат – сверкающие в витрине рукава древней сарматской женщины, чьи тайны ещё предстоит разгадать учёным.
Сарматы не имели письменности, но оставили немало посланий в символах и образах. Какое значение придавали эти воины медведям, вепрям, оленям? Какой именно силой их наделяли? В каких целях использовали ритуальные клинки и чаши? Пока мы можем лишь смотреть и догадываться, поражаясь красоте сарматских вещей, многие из которых явно были изготовлены персидскими и индийскими мастерами по заказу древних воителей.
Реэкспозиция и обновление залов «Золото сарматских вождей» реализованы по программе технического оснащения современным оборудованием музеев в рамках нацпроекта «Культура» и при поддержке правительства области.
Фото: Полина Кузаева