Всю прошлую неделю на слуху у оренбуржцев была новость про опыт кадет над крысами.
В СМИ и соцсетях прошла информация, что кадеты Оренбургского президентского кадетского училища поставили эксперимент, чтобы проверить действие снюса на живые организмы. Сообщалось, что ученики 9 и 10-го классов вводили подопытным крысам никотиновую смесь и наблюдали, как у животных начинались судороги, учащалось дыхание, как они теряли ориентацию в пространстве.
Впечатлённые результатами, кадеты решили обратиться в Государственную думу с требованием полностью запретить продажу снюса, тем более что по стране уже известны случаи отравления им нескольких школьников.
В соцсетях эта история вызвала много откликов. Причём полемика развернулась не вокруг снюса и допустимости его свободной продажи, тут как раз оренбуржцы единодушно за запрет. Спор разгорелся вокруг того, любите ли вы крыс, жалко вам их или так им и надо, грызунам противным.
Прозвучали и такие аргументы: «И почему вы все пишете, что крыс жалко? Это лабораторные животные, их специально для этого и разводят!», «Если крыс жалко, давайте и лекарства на человеке испытывать, чтобы зверюшек не мучить!»
У меня же возникает другой вопрос: с какого возраста вообще допустимы эксперименты, причиняющие боль и вред любому живому существу? Полезно ли детям равнодушно наблюдать за страданиями крысы, даже с научной целью? И почему доказательством вреда того или иного вещества занимаются не учёные, не профессора на кафедрах, чьи научные открытия имеют вес, в том числе в глазах депутатов, а подростки под присмотром учительницы?
Если вред снюса медицинским сообществом признан и доказан, тогда зачем было кадетам изобретать велосипед, особенно с участием животных?
В «кадетке» уточнили, что опыт проводился не в стенах училища, а в специальном научном центре. Но много ли это меняет? Даже если допустить, что кадеты действительно открыли нечто такое, о чём до них никто не догадывался, само то, что они дети, обесценивает результат и выглядит профанацией.
Невольно вспоминается анекдот про эксперимент Петьки над тараканом: «Оторвал таракану ногу, свистнул – таракан убежал. Оторвал вторую, свистнул – таракан убежал. Оторвал все ноги, свистнул – таракан не двигается. Вывод: таракан без ног не слышит».