$ 67.03 € 76.63
16+
18 августа 2018, 06:16

Зелёная неделя

В воскресенье, 27 мая, православные христиане отпразднуют Святую Троицу
22.05.2018, 15:51
«Часто люди впадают в уныние от собственной лени. Уныние – один из смертных грехов. И чтобы не допускать этого, надо всё время трудиться».
Фото: Валерий Гуньков

Этот день называют также Пятидесятницей или Зелёной неделей.

В канун праздника, мы попросили отца Николая (Денисюка) рассказать поподробнее о празднике.

 

– Отец Николай, поведайте исто­рию праздника. Откуда обычай укра­шать в этот день храмы и дома свежей зеленью, это что-то символизирует?

– Происхождение праздника Пятиде­сятница ветхозаветное. Именно древняя еврейская Пятидесятница послужила основанием для установления новоза­ветного праздника.

Ветхозаветная Пятидесятница была днём, в который праздновалось полу­чение Моисеем десяти заповедей. Это был момент рождения древней церкви Израиля. Новозаветная же Пятидесятни­ца стала днём рождения уже христианской Церкви. Это событие празднуется на 50-й день после Пасхи. Сказано, что именно в этот день Святой Дух сошёл на апостолов, и они получили дар разуметь Священное Писание и говорить на ино­странных языках.

Кем были апостолы? Простыми мало­грамотными людьми – рыбаками, рабо­тягами. И вдруг после грома, молнии и огненных языков они стали понимать разные языки и смогли во всём мире про­поведовать Евангельское учение.

Понятно, что без Божьей помощи апо­столы не смогли бы этого сделать, поэто­му праздник Троица – это ещё один шанс для нас утвердиться в вере во Христа.

Традиция украшать храмы и дома зелёными ветками имеет, как и сам праздник, ветхозаветные корни. Когда Моисею были даны десять заповедей, гора Синай была в зелени и цвету. Также зелень символизирует возрождение к жизни и обновление души.

– В чём суть Троицы? Бог един в трёх лицах?

– Указание на троичность лиц в Боге имеется в Ветхом Завете, в Книге Бытия. Когда к Аврааму пришёл Бог в виде трёх путников, он к этим троим обратился как к одному – к единому Богу.

Троичный догмат звучит: «Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица еди­носущная и нераздельная». Единые по существу (природе) Лица в Боге равны между собой и единосущны: и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Не три бога, а один Бог.

Три Лица различны между собой по личным свойствам: Отец не рождён ни от кого, Сын рождён от Отца, Дух Святой исходит от Отца. Любые образы видимого мира не в силах адекватно описать суть Бога, ведь Он неизмеримо выше всех земных представлений. Этот догмат самый сложный для человеческо­го восприятия.

– Батюшка, неоднократно дово­дилось слышать, что христианину в своих молитвах не следует обращаться напрямую к Богу, якобы лучше это де­лать, так сказать, через посредников, то есть молиться святым, ведь они бли­же к Господу и быстрее донесут до него наши просьбы. Простого человека Бог может и не услышать?

– Это не совсем так. Святые при жизни были обычными людьми, и они прошли свой путь. Они, как и все люди, знали бо­лезни, страдания, имели грехи. Бывает, прочитаешь о том, как жил тот или иной святой на грешной земле, и понимаешь, насколько он близок тебе по духу. По­нимаешь, что при жизни он смог бы как никто другой понять тебя, поэтому и обращаешься к нему с просьбами в на­дежде, что и там он поймёт тебя, услышит и попросит за тебя Господа.

Человек это чувствует сердцем. Например, о крепкой семье можно молиться родителям Богородицы – Иоа­киму и Анне, которые показали пример благочестия. Известно, что у них долго не было детей, но их семья из-за этого не распалась. Они прожили вместе до глубокой старости и в дар получили возможность родить ту, которая потом родит Христа. Все знают, чтобы встре­тить свою половинку, можно молиться покровителям семьи Петру и Февронье, святителю Василию Великому, семья которого также служила образцом для многих христиан.

Но и права обращаться с просьбами напрямую к Богу никто не отменял. Ведь Господь – наш Отец, и Он слышит каж­дого своего дитя. Есть главная молитва, данная людям самим Христом, она на­чинается со слов «Отче наш».

– Бывает, человек о чём-то просит Бога, а Он ему этого не даёт. Например, вместо здоровья молящий получает болезни. И приходят мысли, что это в наказание за что-то, за какие-то грехи.

– Недавно перечитал книгу пророка Исаии. Там сказано, что Господни пути – не наши пути. Людям не дано знать промысел Божий. У меня в этом случае возникает образ ребёнка, идущего с от­цом по парку. Ребёнок капризно просит мороженое. А родитель ему не покупает лакомство, потому что у сына больное горло. Но ребёнок не понимает этого и просит до бесконечности. Однако отец проявляет благоразумие и не покупает своему чаду то, что не будет полезно сыну, а покупает, например, пряник.

Господь не посылает болезни, а по­пускает их людям не в наказание, а во благо. Господь никого не наказывает. Он любит людей. Во спасение человеческого рода Бог даже отдал Сына единородного. Человек заболевает, чтобы переосмыс­лить жизнь, понять что-то важное, что до болезни ему не открывалось, было от него сокрыто. Очень часто, вопреки про­гнозам медиков, после этого понимания, очищения и по молитвам наступает ис­целение от страшных недугов. Господь попускает болезнь, чтобы поставить че­ловека на путь спасения. Господь лучше знает, что нужно человеку.

– Есть спорное мнение по поводу того, что родным нельзя вымаливать тяжелобольных людей?

– Лично я так не считаю. Молитва – это разговор с Богом. Беспокойство о своих близких – это в первую очередь проявление любви к ним. А это именно то, к чему призывает Господь. Бог ведь и есть любовь. Человек вправе просить Бога о чём угодно, об исцелении родных в том числе.

– Если болезни попускаются Госпо­дом во благо человеку, то и испытания, трудности тоже даются не в наказание?

– Учась в духовной семинарии, прочи­тал книгу «Кроличья нора», где очень по­казателен пример с морской раковиной, в которую попала песчинка. Она борется с этой «неприятностью» и превращает её в жемчужину. Бог никому не даёт непо­сильного испытания.

Потеряв всё, человек становится щедрым. Переболев – умеет сочувство­вать болящим. Полюбив – понимает тех, кто любит. Это всё ценный опыт души, а не наказание в виде кнута.

– Одно из самых тяжёлых испыта­ний – потеря близких людей. Как такое пережить?

– Это трудно. Я и сам столкнулся с по­терей дедушки и родного дяди, которые тоже были священнослужителями и были мне очень близки. Есть слова апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» (к Филиппий­цам 1.21). Он видел смерть как благо для человека. И чем больше человек верит в Бога, тем больше понимает, что смерть не имеет большого значения. Но к этому нужно прийти.

– Вы из семьи священнослужителей?

– Да, мой дедушка Стефан был свя­щенником. По промыслу Божьему в аэропорту встретил владыку Леонтия (Бондарь), который в то время был гла­вой Оренбургской кафедры, владыка и пригласил его к себе.

Так мои предки по материнской линии оказались в Медногорске. Там родился и я. Сын Стефана, то есть мой родной дядя Михаил, тоже служил Богу. И дедушка, и дядя для меня были не­пререкаемым авторитетом, примером человеколюбия. Им был дан дар сопере­живания и сострадания. Я часто видел, как Михаил после исповедей рыдал. Все человеческие страдания он пропускал через себя.

– Получается, что путь священнослужителя для вас был предначертан?

– Не совсем так. В старших классах я хотел работать на таможне. Поступле­ние в Минскую духовную семинарию стало неожиданностью для моей семьи. По большому счёту, туда поступил ради мамы, которая нас со старшей сестрой растила одна. Я подумал, что буду учиться в семинарии бесплатно – маме будет лег­че. Осознанное желание посвятить себя служению Богу пришло уже в семинарии. Затем поступил в Минскую духовную академию.

– Как к выбору отнеслись свер­стники?

– Были, конечно, и насмешки. Но для настоящих друзей я остался таким же Колей, каким был и прежде.

– В каком году вас рукоположили в священники?

– В июле 2016 года, когда мне было 25 лет, меня рукоположили в дьяконы, а с октября того же года – в священники. Сейчас служу в большом новом храме в Степном посёлке Оренбурга, в приходе храма Казанской иконы Божией Матери.

– Что самое сложное в работе моло­дого священника? Возможно, с чем-то столкнулись совершенно неожиданно?

– Таинство крещения. Горько видеть, когда люди это делают неосознанно. Крестятся, но не для обряда таинства, а после забывают дорогу в храм. Крестят, потому что надо. Неожиданно тяжело переживаю человеческие исповеди.

– У вас семья?

– Да, я женился будучи семинаристом. Матушка Екатерина до знакомства со мной была верующей, но не воцерков­лённой. Дочке Еве 20 июня исполнится годик.

– Кто из священнослужителей лич­но вам близок по духу?

– Священник Александр Шмеман. Я по его жизни и творчеству защищаю дипломную работу в академии. Он был человеком незаурядным и очень умным. Его труды часто становятся предметом споров, которые порождают дискуссии.

Беседовала Ирина Рабочих

Новости
все новости