Этот день называют также Пятидесятницей или Зелёной неделей.
В канун праздника, мы попросили отца Николая (Денисюка) рассказать поподробнее о празднике.
– Отец Николай, поведайте историю праздника. Откуда обычай украшать в этот день храмы и дома свежей зеленью, это что-то символизирует?
– Происхождение праздника Пятидесятница ветхозаветное. Именно древняя еврейская Пятидесятница послужила основанием для установления новозаветного праздника.
Ветхозаветная Пятидесятница была днём, в который праздновалось получение Моисеем десяти заповедей. Это был момент рождения древней церкви Израиля. Новозаветная же Пятидесятница стала днём рождения уже христианской Церкви. Это событие празднуется на 50-й день после Пасхи. Сказано, что именно в этот день Святой Дух сошёл на апостолов, и они получили дар разуметь Священное Писание и говорить на иностранных языках.
Кем были апостолы? Простыми малограмотными людьми – рыбаками, работягами. И вдруг после грома, молнии и огненных языков они стали понимать разные языки и смогли во всём мире проповедовать Евангельское учение.
Понятно, что без Божьей помощи апостолы не смогли бы этого сделать, поэтому праздник Троица – это ещё один шанс для нас утвердиться в вере во Христа.
Традиция украшать храмы и дома зелёными ветками имеет, как и сам праздник, ветхозаветные корни. Когда Моисею были даны десять заповедей, гора Синай была в зелени и цвету. Также зелень символизирует возрождение к жизни и обновление души.
– В чём суть Троицы? Бог един в трёх лицах?
– Указание на троичность лиц в Боге имеется в Ветхом Завете, в Книге Бытия. Когда к Аврааму пришёл Бог в виде трёх путников, он к этим троим обратился как к одному – к единому Богу.
Троичный догмат звучит: «Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная». Единые по существу (природе) Лица в Боге равны между собой и единосущны: и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Не три бога, а один Бог.
Три Лица различны между собой по личным свойствам: Отец не рождён ни от кого, Сын рождён от Отца, Дух Святой исходит от Отца. Любые образы видимого мира не в силах адекватно описать суть Бога, ведь Он неизмеримо выше всех земных представлений. Этот догмат самый сложный для человеческого восприятия.
– Батюшка, неоднократно доводилось слышать, что христианину в своих молитвах не следует обращаться напрямую к Богу, якобы лучше это делать, так сказать, через посредников, то есть молиться святым, ведь они ближе к Господу и быстрее донесут до него наши просьбы. Простого человека Бог может и не услышать?
– Это не совсем так. Святые при жизни были обычными людьми, и они прошли свой путь. Они, как и все люди, знали болезни, страдания, имели грехи. Бывает, прочитаешь о том, как жил тот или иной святой на грешной земле, и понимаешь, насколько он близок тебе по духу. Понимаешь, что при жизни он смог бы как никто другой понять тебя, поэтому и обращаешься к нему с просьбами в надежде, что и там он поймёт тебя, услышит и попросит за тебя Господа.
Человек это чувствует сердцем. Например, о крепкой семье можно молиться родителям Богородицы – Иоакиму и Анне, которые показали пример благочестия. Известно, что у них долго не было детей, но их семья из-за этого не распалась. Они прожили вместе до глубокой старости и в дар получили возможность родить ту, которая потом родит Христа. Все знают, чтобы встретить свою половинку, можно молиться покровителям семьи Петру и Февронье, святителю Василию Великому, семья которого также служила образцом для многих христиан.
Но и права обращаться с просьбами напрямую к Богу никто не отменял. Ведь Господь – наш Отец, и Он слышит каждого своего дитя. Есть главная молитва, данная людям самим Христом, она начинается со слов «Отче наш».
– Бывает, человек о чём-то просит Бога, а Он ему этого не даёт. Например, вместо здоровья молящий получает болезни. И приходят мысли, что это в наказание за что-то, за какие-то грехи.
– Недавно перечитал книгу пророка Исаии. Там сказано, что Господни пути – не наши пути. Людям не дано знать промысел Божий. У меня в этом случае возникает образ ребёнка, идущего с отцом по парку. Ребёнок капризно просит мороженое. А родитель ему не покупает лакомство, потому что у сына больное горло. Но ребёнок не понимает этого и просит до бесконечности. Однако отец проявляет благоразумие и не покупает своему чаду то, что не будет полезно сыну, а покупает, например, пряник.
Господь не посылает болезни, а попускает их людям не в наказание, а во благо. Господь никого не наказывает. Он любит людей. Во спасение человеческого рода Бог даже отдал Сына единородного. Человек заболевает, чтобы переосмыслить жизнь, понять что-то важное, что до болезни ему не открывалось, было от него сокрыто. Очень часто, вопреки прогнозам медиков, после этого понимания, очищения и по молитвам наступает исцеление от страшных недугов. Господь попускает болезнь, чтобы поставить человека на путь спасения. Господь лучше знает, что нужно человеку.
– Есть спорное мнение по поводу того, что родным нельзя вымаливать тяжелобольных людей?
– Лично я так не считаю. Молитва – это разговор с Богом. Беспокойство о своих близких – это в первую очередь проявление любви к ним. А это именно то, к чему призывает Господь. Бог ведь и есть любовь. Человек вправе просить Бога о чём угодно, об исцелении родных в том числе.
– Если болезни попускаются Господом во благо человеку, то и испытания, трудности тоже даются не в наказание?
– Учась в духовной семинарии, прочитал книгу «Кроличья нора», где очень показателен пример с морской раковиной, в которую попала песчинка. Она борется с этой «неприятностью» и превращает её в жемчужину. Бог никому не даёт непосильного испытания.
Потеряв всё, человек становится щедрым. Переболев – умеет сочувствовать болящим. Полюбив – понимает тех, кто любит. Это всё ценный опыт души, а не наказание в виде кнута.
– Одно из самых тяжёлых испытаний – потеря близких людей. Как такое пережить?
– Это трудно. Я и сам столкнулся с потерей дедушки и родного дяди, которые тоже были священнослужителями и были мне очень близки. Есть слова апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» (к Филиппийцам 1.21). Он видел смерть как благо для человека. И чем больше человек верит в Бога, тем больше понимает, что смерть не имеет большого значения. Но к этому нужно прийти.
– Вы из семьи священнослужителей?
– Да, мой дедушка Стефан был священником. По промыслу Божьему в аэропорту встретил владыку Леонтия (Бондарь), который в то время был главой Оренбургской кафедры, владыка и пригласил его к себе.
Так мои предки по материнской линии оказались в Медногорске. Там родился и я. Сын Стефана, то есть мой родной дядя Михаил, тоже служил Богу. И дедушка, и дядя для меня были непререкаемым авторитетом, примером человеколюбия. Им был дан дар сопереживания и сострадания. Я часто видел, как Михаил после исповедей рыдал. Все человеческие страдания он пропускал через себя.
– Получается, что путь священнослужителя для вас был предначертан?
– Не совсем так. В старших классах я хотел работать на таможне. Поступление в Минскую духовную семинарию стало неожиданностью для моей семьи. По большому счёту, туда поступил ради мамы, которая нас со старшей сестрой растила одна. Я подумал, что буду учиться в семинарии бесплатно – маме будет легче. Осознанное желание посвятить себя служению Богу пришло уже в семинарии. Затем поступил в Минскую духовную академию.
– Как к выбору отнеслись сверстники?
– Были, конечно, и насмешки. Но для настоящих друзей я остался таким же Колей, каким был и прежде.
– В каком году вас рукоположили в священники?
– В июле 2016 года, когда мне было 25 лет, меня рукоположили в дьяконы, а с октября того же года – в священники. Сейчас служу в большом новом храме в Степном посёлке Оренбурга, в приходе храма Казанской иконы Божией Матери.
– Что самое сложное в работе молодого священника? Возможно, с чем-то столкнулись совершенно неожиданно?
– Таинство крещения. Горько видеть, когда люди это делают неосознанно. Крестятся, но не для обряда таинства, а после забывают дорогу в храм. Крестят, потому что надо. Неожиданно тяжело переживаю человеческие исповеди.
– У вас семья?
– Да, я женился будучи семинаристом. Матушка Екатерина до знакомства со мной была верующей, но не воцерковлённой. Дочке Еве 20 июня исполнится годик.
– Кто из священнослужителей лично вам близок по духу?
– Священник Александр Шмеман. Я по его жизни и творчеству защищаю дипломную работу в академии. Он был человеком незаурядным и очень умным. Его труды часто становятся предметом споров, которые порождают дискуссии.
Беседовала Ирина Рабочих