Кто заступится за должников?

Сотрудник микрофинансовой организации Бузулука, добиваясь возвращения долга в 10 тысяч рублей от местного жителя, потребовал, чтобы тот сдал своё имущество в ломбард, и для убедительности выбил ему зуб. Должник напугался и исполнил «пожелания» обидчика: сдал свой телевизор и рассчитался с кредитором.

Прокуратура пыталась привлечь коллектора к уголовной ответственности за самоуправство, но производство было прекращено по амнистии. И всё же хоть частично, но справедливости удалось добиться: микрофинансовая организация, в которой работал коллектор, наказана административным штрафом в 50 тысяч рублей, а директор – в 10 тысяч рублей.

 

Неприятные сюрпризы

В этом году я сама стала жертвой коллекторской навязчивости, хоть и не брала никаких кредитов. Купила новую сим-карту, всё официально. Но как только включила телефон, начались звонки по поводу какого-то долга. Коллекторы беспокоили каждый день, звонили разные люди и с разных номеров. Спрашивали какого-то Сергея. Мой ответ, что они ошиблись номером, звонившие игнорировали и продолжали говорить, что он должен вернуть кредитный долг, иначе пожалеет об этом. История продолжалась пару месяцев, пока я просто не заблокировала этот номер.

Но бывает и хуже.

В Новоорске менеджер выездного взыскания коммерческого банка расклеил в районе проживания должника листовки с информацией, что он и его семья оказывают услуги интимного характера. Коллектора приговорили за клевету к штрафу в 140 тысяч рублей и компенсации морального вреда пострадавшему в размере 20 тысяч рублей.

С начала года в областную прокуратуру поступило около 150 жалоб в отношении коллекторов. Основная масса обращений связана с навязчивыми круглосуточными звонками и угрозами, причём не только должникам, но и их родственникам, знакомым, коллегам. И это несмотря на то, что выплату долга можно требовать только у человека, взявшего кредит, или у его поручителей, если таковые имелись.

Другая часть жалоб связана с неприятными сюрпризами, которые всплывают уже после заключения договора. В основном они касаются процентной ставки, стоимости займа. Это связано с тем, что

кредитные организации печатают такие данные в договоре мелким, порой даже нечитаемым шрифтом и стараются не заострять внимание клиента на этих пунктах. Подобные нарушения были выявлены прокуратурой Октябрьского района во время проверок в ООО «ВостокЦентрУслуг» и «Мой займ».

К сожалению, некоторые из пострадавших от незаконных действий коллекторов не хотят делать больше, чем просто предоставить информацию правоохранительным органам, и из-за этого нарушители остаются безнаказанными.

Например, чтобы возбудить дело по поводу постоянных звонков в неустановленное время, нужна телефонная детализация, которую может запросить у оператора связи только собственник сим-карты. Но немало фактов бездействия и со стороны полиции: прокуратурой Орска отменено незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению должника, пострадавшего от неправомерных действий коллектора. Прокуратуре Соль-Илецкого района стало известно о бездействии местных полицейских, которые фактически отказались рассматривать обращение по поводу незаконных действий сотрудника коллекторского агентства.

 

Без права на займы

Порядка 15 нелегальных кредиторов было выявлено на территории области за последние полтора года.

В Абдулинском районе ООО «Альянс» занималось предоставлением займов, не имея на то соответствующего разрешения. Должностное лицо оштрафовано на 20 тысяч рублей, юридическое – на 200 тысяч.

В Оренбурге в судебном порядке признана незаконной индивидуальная деятельность предпринимателя Мурада Гарибова по выдаче потребительских кредитов под залог автомобилей.

А в Соль-Илецке директор микрофинансовой организации ООО «Финресурс» Сагындык Жумагалиев заключал с женщинами договоры займа, обещая предоставить каждой из них около 400 тысяч рублей на приобретение жилья, не дожидаясь выдачи сертификатов на получение материнского капитала. Все средства материнского капитала перечислялись на дебетовые карты, открытые заёмщицами по предложению «коммерсанта» в местном отделении одного из коммерческих банков. После перечисления мошенник убедил своих жертв передать банковские карты в его распоряжение до выдачи женщинам обещанных денег на приобретение жилья. Преступный доход злоумышленника составил 2 миллиона рублей.

Когда долг чужой

Больше года коллекторы буквально терроризировали жительницу областного центра, пытаясь заставить её уплатить кредит, которого она не брала.

На имя мужа Татьяны пришло письменное требование о погашении долга. Ни о каком кредите она не знала, а Александр уже три года как умер. Позже выяснилось, что к Саше обратился его знакомый с просьбой стать поручителем – хотел купить дорогой телефон в кредит. Уже после смерти Александра должник вдруг прекратил свои выплаты, на требования банка не реагировал, поэтому всё внимание было переключено на поручителя.

Татьяна написала ответ коллекторскому агентству, расположенному в другом регионе, что её супруг давно умер и что она сама ничего не знала о его поручительстве. Но через несколько недель пришло повторное письменное требование о выплатах, причём также на имя Александра.

Вдова больше не стала отвечать, но не прошло и двух дней, как на её сотовый, номер которого она указала в своём письме, поступил звонок от коллектора. Татьяна объяснила ситуацию, и ей сказали, что не будут больше беспокоить, если она пришлёт копию справки о смерти поручителя. В этот же день Татьяна отправила копию заказным письмом. Но звонки не прекратились, а так как каждый раз звонили новые коллекторы, причём это происходило круглосуточно, вдове приходилось заново рассказывать свою историю.

Коллекторы утверждали, что не получали никакого свидетельства о смерти.

Тогда Татьяна направила им копию документа, подтверждающего отправку заказного письма. Но ничего не изменилось, стало даже хуже, на телефон начали приходить угрожающие SMS-сообщения, в которых говорилось, что если выплаты не будут осуществлены, то должник об этом пожалеет.

Татьяна пришла к выводу, что и дальше идти на поводу у «вышибал» не имеет смысла, тем более что по закону она не отвечает по кредитным долгам умершего мужа. И прекратила реагировать на звонки, письма и SMS. Но прошло ещё несколько месяцев, прежде чем коллекторы сдались и прекратили её терроризировать. 

Займы в обмен на недвижимость

Житель областного центра давал деньги в долг и в итоге оставлял своих клиентов без крыши над головой и другого недвижимого имущества.

У мошенника была своя схема работы. Размещал объявления о предоставлении займов в средствах массовой информации, подъездах, на остановках. Деньги давал не всем, а специально отбирал среди обращавшихся к нему людей социально незащищённых, находящихся в тяжёлом материальном положении.

Кредиты предоставлял им под залог недвижимого имущества, находящегося у них в собственности. Затем заключал с ними фиктивные сделки купли-продажи или дарения, тем самым переоформляя право собственности на себя. При этом мошенник убеждал своих клиентов, что переход права собственности на него является исключительно формальным.

После того как должники возвращали ему долг, переоформлять недвижимое имущество обратно на них он отказывался.

Уголовное дело передано на рассмотрение в Дзержинский районный суд Оренбурга.

Погрязшие в долгах

Некоторые пострадавшие должники подают по несколько жалоб на различные кредитные организации, в которых имеют займы. Они настолько погрязли в долгах, что избежать проблем с коллекторами просто невозможно. Поэтому прежде чем брать кредит, стоит просчитать, а сможете ли вы его осилить? А если не будете платить по графику и в срок, то подвергнете своё здоровье большой опасности.

Заключая договор займа, досконально ознакомьтесь со всеми его пунктами, особенно с теми, которые изложены мелким шрифтом, не просто прочитайте, а изучите. При невозможности уплаты долга обращайтесь к кредитору по вопросу реструктуризации долга, а при нарушении ваших прав – в соответствующие органы.

Компетентно

Андрей ДЬЯЧЕНКО, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии прокуратуры Оренбургской области:

– Крупные банки, как правило, работают с должниками в установленном порядке – через суд, чего не скажешь о микрофинансовых организациях, занимающихся настоящим телефонным терроризмом.

Госдума приняла первый в нашей стране закон о коллекторах, но в силу он вступит с 1 января 2017 года. Действующий закон «О потребительском кредите» запрещает звонить, слать SMS, тревожить должника с 22.00 до 8.00 в рабочие дни и с 20.00 до 9.00 в выходные.

При общении коллектор должен представиться и назвать место своей работы. За нарушение этих пунктов предусмотрен штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Но добиться от коллекторов цивилизованного поведения пока не удаётся. Связано это в том числе и с тем, что полиция не всегда или не в полном объёме проводит проверки по таким заявлениям, в итоге дела не возбуждаются.

У нас в области до сих пор нет судебной практики в этом направлении. Есть только факты привлечения к ответственности на общих основаниях по заявлению лица, пострадавшего от представителя кредитной организации, это может быть избиение, оскорбление, порча имущества и тому подобное.

Был случай, в Оренбурге коллектор применил к должнику физическую силу – ударил, его привлекли к уголовной ответственности по статье «Побои». Но подобные дела возбуждаются только по инициативе пострадавшего, поэтому, думаю, таких фактов в реальности намного больше, чем их официально зарегистрировано. Пострадавшие просто не обращаются в полицию – боятся или считают, что так и должно быть, ведь они должники.

Наказание должно быть неотвратимым

Выбивать долги – дорогое удовольствие для кредитных учреждений. А ведь из 10 миллионов российских должников почти каждый второй имеет по несколько кредитов.

В конце прошлого года генеральный прокурор России Юрий Чайка сообщил, что число зарегистрированных заявлений о преступлениях, совершаемых в процессе возврата кредита, неуклонно растёт. И это при том, что уголовные дела возбуждаются в единичных случаях, что явно не отражает реальной картины. Генпрокурор отметил, что наказание должно быть неотвратимым.

В Госдуме принят закон, который со следующего года будет регулировать взаимодействии коллекторов с должниками, он не позволяет нанимать на должность коллекторов граждан с судимостью, ограничивает общение с должниками и запрещает им угрожать.

​Уставный капитал коллекторского агентства должен будет составлять не менее 10 миллионов рублей, и коллекторская деятельность должна быть в такой организации основной. Все коллекторы войдут в реестр, который будет вести уполномоченный правительством орган.

Общение с должниками ограничится. Личные встречи должны будут проходить не чаще одного раза в неделю, звонки должникам – не чаще двух раз в неделю.

При каждом взаимодействии с должником сотруднику коллекторского агентства придётся представляться. Законом исключается возможность пользоваться устройствами, которые скрывают телефонный номер или адрес электронной почты.

К тому же закон запрещает взаимодействие с несовершеннолетними и недееспособными гражданами.

Должник в любой момент имеет право отказаться контактировать с коллектором или определить для этого своего представителя.

За нарушение правил общения с должниками предусмотрены просто огромные штрафы, измеряемые миллионами. Данные правила будут распространяться на коллекторские агентства, а также банки и микрофинансовые организации.

Кстати

Во Франции несколько сотен коллекторских компаний. Разрешение на работу они получают в прокуратуре, которая постоянно их контролирует.

В крайнем случае коллекторы применяют психологическое воздействие на должников – письма с грозными требованиями. Некоторые из них имеют вполне официальное содержание, что может заставить незнающего человека серьёзно разволноваться. На самом деле никакой юридической силы они не имеют, а коллектору они могут стоить тюремного заключения на год или штрафа в 15 евро. Более того, в такой ситуации должник может добиться аннулирования своей задолженности.

В США есть целый кодекс поведения коллекторов, требующий уважительного отношения к клиенту и исключающий использование ненормативной и оскорбительной лексики.

При любой допущенной коллектором ошибке его ожидает суд и обязанность компенсации морального вреда пострадавшей стороне до одной тысячи долларов.

В Индии для будущих сотрудников коллекторских агентств предусмотрены обучающие курсы, а их обязанности определяются правилами Резервного банка страны. 

 

Подготовила Жанна Обломкина

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top