Анатолий Анатольевич Коблов, председатель Союза журналистов Оренбуржья, генеральный директор ГУП «РИА «Оренбуржье», решает задачи сохранения средств массовой информации области, при этом акцентируя внимание на качестве изданий, укреплении их позиций в информационном пространстве и усилении роли профессионального сообщества в жизни региона.
Наш разговор о настоящем СМИ и их будущем.
– Анатолий Анатольевич, каким был прошедший год для медиаотрасли Оренбуржья и чем она живёт сегодня?
– Не хочется начинать с банальной, избитой фразы «год был непростым». Но это, пожалуй, самый тяжёлый год из моей четвертьвековой практики работы в СМИ. В качестве примера приведу несколько цифр. Количество зарегистрированных СМИ неуклонно сокращается: за три года на 40 процентов. Сегодня мы имеем самый низкий прирост журналистских кадров – новые люди пришли в среднем в одну редакцию из пятнадцати.
Меняются правила игры, и это касается в первую очередь телевидения. На смену аналоговому эфирному приходит цифровое. С одной стороны, хорошая «картинка», с другой – сокращение или полное закрытие регионального телевидения.
– Местный зритель останется без привычных любимых телепрограмм?
– Да, для муниципальных телестудий это конец существования. Им некуда вписаться – кабельное телевидение на селе и в малых городах имеет небольшой охват аудитории, а в цифровое телевидение местных вещателей не пустят. Останутся ГТРК со своими врезками на федеральных каналах и «ОРТ Планета» с полномасштабным вещанием в кабельных сетях и Интернете.
2018 год станет определяющим для местных телестудий. После запуска второго мультиплекса цифрового вещания все федеральные сетевые партнёры наших телевизионщиков перейдут на «цифру». Аналоговое эфирное вещание на привычную домашнюю или коллективную антенну будет постепенно уходить. Это произойдёт ещё и потому, что перераспределятся рекламные потоки. Рекламодатели пойдут туда, где есть аудитория.
– Где же сегодня аудитория?
– Уже осенью прошлого года рекламные потоки в Интернете сравнялись с объёмом рекламы на ТВ. Это произошло впервые на медиарынке. И Интернет, и телевидение контролируют по 40 процентов рынка, а значит, и аудитории. И тенденция в пользу Интернета будет развиваться и далее серьёзными темпами.
Для малых городов и районов нашей области это ещё не характерно, так как проникновение, а главное, скорость Интернета пока невысокая. Зато в крупных городах – Оренбурге, Орске, Новотроицке – Интерне т как СМИ выходит на лидирующую позицию. Традиционные телевидение и печать либо уйдут, либо переформатируются. Пример – тот же медиахолдинг «Планета». Теперь это единственный лицензированный телевещатель в кабельных сетях на 21-й частоте. Кроме того, в перспективе у них запуск своего собственного радиовещания на всю область. Лицензия на радиовещание также получена через конкурсную процедуру.
– Если такие проблемы у телевизионщиков, то что ждёт печатные СМИ и в первую очередь газеты?
– Для местных газет ситуация самая сложная. Если в целом по стране рекламный рынок в 2017 году вырос на 15 процентов, то у прессы – падение на 10 процентов. А в Оренбуржье доходы от печатной рекламы снизились на 15 – 18 процентов.
Больше всего проблем у местных нерекламных печатных изданий: покупательная способность населения в малых городах и районах очень низкая. Снижаются не только доходы от рек ламы, но и от частных объявлений. Подписка из-за постоянного роста стоимости почтовой доставки дорожает, и многие читатели не имеют возможности выписывать любимые местные издания. При этом мы в Оренбуржье имеем очень достойные тиражи городских и районных газет. И пока Интернет не добрался до каждого домохозяйства на селе, местная газета – это единственный источник информации.
К сожалению, если в ближайшее время не будут приняты стратегические планы развития в отношении печатных СМИ, 2018 год для многих изданий может стать последним. Что касается газет в крупных городах, то печатного будущего у них нет – только интернет-издания и электронная подписка.
– Насколько изменилось интернет-пространство, каковы здесь основные тенденции?
– В Сети у нас настоящий бум. Не будем затрагивать социальные сети, интернет-торговлю и прочее. Остановимся только на новостных сайтах, информационных порталах и электронных версиях традиционных СМИ.
Ситуация очень похожа на начало 90-х, когда в Оренбуржье началось развитие местного телевидения. Правда, не всегда достоверные новости, пиратский контент, безграмотные журналисты и редакторы… Но главное – можно работать без регистрации в качестве средства массовой информации. И при этом ни за что не отвечать.
2017 год привнёс некоторую организованность в эту серую массу. Большинство сайтов зарегистрировались как СМИ. Но чернухи и фейковых новостей меньше не стало. Главное для большинства – показатель посещаемости. Интернет, в отличие от телевидения, легко измеряется. А это критерий для рекламодателей. А для авторитетности ресурса главное – индекс цитируемости, то есть, кто ссылается на эти СМИ, в том числе из солидных медиа. Это критерий для узнаваемости не только в России, но и за рубежом.
Здесь за год у нас произошли изменения. Безусловным лидером, как и много лет подряд, остаётся портал РИА56. Серьёзно прибавили в 2017 году «ЭХО Москвы в Оренбурге», «МК» и газета «Оренбуржье». В целом за Интернетом будущее, правда, с профессиональной точки зрения, интернет-новости – это упрощённые газеты и телевидение в традиционном смысле.
– Значит, изменится и журналистика?
– Безусловно. Аудитория заказывает музыку и определяет уровень и круг интересов. Пики просмотров в Интернете собирают криминальные сообщения. Такие новости, кстати, могут делать и роботы, что в скором времени будут использовать в Сети британские издания.
Хорошая журналистика, авторская, аналитическая, менее востребована. А значит, получается порочный круг: меньше читателей, меньше аудитория, меньше рекламы. А низкая зарплата журналиста не добавляет авторитета и статусности профессии.
– Получается, у журналистики печальное будущее?
– Не думаю. Качественная журналистика – это то же самое, что и качественные образование, здравоохранение, культура. То есть не совсем коммерческие проекты. А это уже вопросы серьёзной внутренней политики любого уважающего себя государства.
Журналистское сообщество делает всё, что от него зависит: готовит публикации, которые не только расширяют кругозор, но и помогают людям решить массу проблем, в том числе сформировать свою точку зрения, изучив всесторонне конкретную ситуацию.
А газета – это классика, которая будет жить ещё многие годы.
Алексей Летов