$ 66.36 € 75.28
16+
15 августа 2018, 00:50

Взгляд изнутри

Об эффективности и востребованности массмедиа глазами профессионала
15.01.2018, 09:59
Анатолий Коблов, председатель Союза журналистов Оренбуржья.
Фото: «РИА «Оренбуржье»

Анатолий Анатольевич Коблов, председатель Союза журналистов Оренбуржья, генеральный директор ГУП «РИА «Оренбуржье», решает задачи сохранения средств массовой информации области, при этом акцентируя внимание на качестве изданий, укреплении их позиций в информационном пространстве и усилении роли профессионального сообщества в жизни региона.

Наш разговор о настоящем СМИ и их будущем.

 

 – Анатолий Анатольевич, каким был прошедший год для медиаотрасли Оренбуржья и чем она живёт сегодня?

– Не хочется начинать с ба­нальной, избитой фразы «год был непростым». Но это, пожа­луй, самый тяжёлый год из моей четвертьвековой практики ра­боты в СМИ. В качестве примера приведу несколько цифр. Ко­личество зарегистрированных СМИ неуклонно сокращается: за три года на 40 процентов. Се­годня мы имеем самый низкий прирост журналистских кадров – новые люди пришли в среднем в одну редакцию из пятнадцати.

Меняются правила игры, и это касается в первую очередь телевидения. На смену ана­логовому эфирному приходит цифровое. С одной стороны, хорошая «картинка», с другой – сокращение или полное закры­тие регионального телевидения.

– Местный зритель оста­нется без привычных люби­мых телепрограмм?

– Да, для муниципальных телестудий это конец существо­вания. Им некуда вписаться – кабельное телевидение на селе и в малых городах имеет небольшой охват аудитории, а в цифровое телевидение местных вещателей не пустят. Останутся ГТРК со своими врезками на федеральных каналах и «ОРТ Планета» с полномасштабным вещанием в кабельных сетях и Интернете.

2018 год станет определяю­щим для местных телестудий. После запуска второго мульти­плекса цифрового вещания все федеральные сетевые партнёры наших телевизионщиков перейдут на «цифру». Аналоговое эфирное вещание на привыч­ную домашнюю или коллектив­ную антенну будет постепенно уходить. Это произойдёт ещё и потому, что перераспределятся рекламные потоки. Рекламо­датели пойдут туда, где есть аудитория.

– Где же сегодня аудитория?

– Уже осенью прошлого года рекламные потоки в Интернете сравнялись с объёмом рекламы на ТВ. Это произошло впервые на медиарынке. И Интернет, и телевидение контролируют по 40 процентов рынка, а значит, и аудитории. И тенденция в поль­зу Интернета будет развиваться и далее серьёзными темпами.

Для малых городов и районов нашей области это ещё не харак­терно, так как проникновение, а главное, скорость Интернета пока невысокая. Зато в крупных городах – Оренбурге, Орске, Новотроицке – Интерне т как СМИ выходит на лидирующую позицию. Традиционные теле­видение и печать либо уйдут, либо переформатируются. При­мер – тот же медиахолдинг «Пла­нета». Теперь это единственный лицензированный телевещатель в кабельных сетях на 21-й часто­те. Кроме того, в перспективе у них запуск своего собственного радиовещания на всю область. Лицензия на радиовещание так­же получена через конкурсную процедуру.

– Если такие проблемы у телевизионщиков, то что ждёт печатные СМИ и в первую оче­редь газеты?

– Для местных газет ситуация самая сложная. Если в целом по стране рекламный рынок в 2017 году вырос на 15 процентов, то у прессы – падение на 10 про­центов. А в Оренбуржье доходы от печатной рекламы снизились на 15 – 18 процентов.

Больше всего проблем у местных нерекламных печат­ных изданий: покупательная способность населения в малых городах и районах очень низкая. Снижаются не только доходы от рек ламы, но и от частных объявлений. Подписка из-за постоянного роста стоимости почтовой доставки дорожает, и многие читатели не имеют воз­можности выписывать любимые местные издания. При этом мы в Оренбуржье имеем очень достойные тиражи городских и районных газет. И пока Ин­тернет не добрался до каждого домохозяйства на селе, местная газета – это единственный ис­точник информации.

К сожалению, если в бли­жайшее время не будут приняты стратегические планы развития в отношении печатных СМИ, 2018 год для многих изданий может стать последним. Что ка­сается газет в крупных городах, то печатного будущего у них нет – только интернет-издания и электронная подписка.

– Насколько изменилось интернет-пространство, како­вы здесь основные тенденции?

– В Сети у нас настоящий бум. Не будем затрагивать со­циальные сети, интернет-тор­говлю и прочее. Остановимся только на новостных сайтах, информационных порталах и электронных версиях традици­онных СМИ.

Ситуация очень похожа на начало 90-х, когда в Оренбуржье началось развитие местного телевидения. Правда, не всегда достоверные новости, пират­ский контент, безграмотные журналисты и редакторы… Но главное – можно работать без регистрации в качестве средства массовой информации. И при этом ни за что не отвечать.

2017 год привнёс некоторую организованность в эту серую массу. Большинство сайтов за­регистрировались как СМИ. Но чернухи и фейковых новостей меньше не стало. Главное для большинства – показатель посе­щаемости. Интернет, в отличие от телевидения, легко измеряет­ся. А это критерий для рекламо­дателей. А для авторитетности ресурса главное – индекс цити­руемости, то есть, кто ссылается на эти СМИ, в том числе из со­лидных медиа. Это критерий для узнаваемости не только в России, но и за рубежом.

Здесь за год у нас произошли изменения. Безусловным лиде­ром, как и много лет подряд, остаётся портал РИА56. Серьёз­но прибавили в 2017 году «ЭХО Москвы в Оренбурге», «МК» и газета «Оренбуржье». В целом за Интернетом будущее, правда, с профессиональной точки зре­ния, интернет-новости – это упрощённые газеты и телеви­дение в традиционном смысле.

– Значит, изменится и жур­налистика?

– Безусловно. Аудитория заказывает музыку и опреде­ляет уровень и круг интересов. Пики просмотров в Интерне­те собирают криминальные сообщения. Такие новости, кстати, могут делать и роботы, что в скором времени будут ис­пользовать в Сети британские издания.

Хорошая журналистика, ав­торская, аналитическая, менее востребована. А значит, полу­чается порочный круг: меньше читателей, меньше аудитория, меньше рекламы. А низкая зар­плата журналиста не добавляет авторитета и статусности про­фессии.

– Получается, у журнали­стики печальное будущее?

– Не думаю. Качественная журналистика – это то же самое, что и качественные образова­ние, здравоохранение, культура. То есть не совсем коммерческие проекты. А это уже вопросы се­рьёзной внутренней политики любого уважающего себя госу­дарства.

Журналистское сообщество делает всё, что от него зависит: готовит публикации, которые не только расширяют кругозор, но и помогают людям решить массу проблем, в том числе сформи­ровать свою точку зрения, изучив всесторонне конкретную ситуацию.

А газета – это классика, кото­рая будет жить ещё многие годы.

 

Алексей Летов

Новости
все новости