В сторону нуля

Когда пассажирский автобус наехал на пешехода, из окна водителя выглянула блондинка со словами: «Было страшно… и Петровича жалко».

 

Наглядная демонстрация

Татьяна Никулина водит муниципальные маршрутные автобусы по Оренбургу почти 10 лет. Говорит, работает по призванию, видимо, поэтому именно её выбрали для участия в эксперименте, предложенном представителями московского экспертного центра «Движение без опасности», одного из орга­низаторов российской информа­ционной кампании «Культура на дорогах».

Эксперимент происходил на базе Оренбургского авто­транспортного предприятия пассажирских перевозок в рам­ках реализации федеральной Стратегии повышения безопас­ности в РФ.

На глазах коллег Татьяна, сев за руль пассажирского автобуса, должна была разогнаться до 60 километров в час и, среагировав на переходящего дорогу пеше­хода – Петровича (так прозвали макет человека из поролоновых кубиков), экстренно затормо­зить. Со стороны казалось, что между точкой реагирования во­дителя и пешеходом достаточно большое расстояние, несколько десятков метров, но, когда Та­тьяна вдавила педаль тормоза в пол, тормозной путь, проделан­ный автобусом за считанные се­кунды, оказался намного длин­нее. Бедный Петрович попал под колёса маршрутки.

– Согласно закону физики, при увеличении скоро­сти в два раза тормозной путь увеличивается в четыре раза, – комментирует произошедшее старший тренер экспертного центра Дмитрий Стебаков. – Автобус разгонялся и тор­мозил с определённого места. Подобную ситуацию в горо­де практически невозможно смоделировать. Этим упражнением мы хотели показать, что тормозной путь нельзя спрогнозировать, а также на­помнили водителям, что есть тормозной путь, а есть оста­новочный, и именно при нём важна быстрота реакции. На скорости 60 километров в час машина проезжает 16,6 метра в секунду. Как показывает стати­стика, на самом деле реальная средняя скорость водителей в городе намного выше – 79 километров в час.

По словам Татьяны Никули­ной, на дороге ей часто попа­даются пешеходы, неожиданно выбегающие на проезжую часть, да ещё и в неположенном месте. Но так как водителям пассажир­ских автобусов вообще нельзя использовать экстренное тормо­жение, нужен глаз да глаз.

 

Катастрофичные цифры

Столичные гости работали в Оренбурге целую неделю. За это время они побывали на 85 предприятиях и организациях: в школах, детских садах, пери­натальном центре, социальных центрах, транспортных компа­ниях, АЗС. Читали лекции, про­водили практические занятия, круглые столы, отвечали на вопросы.

– Мы уделяем вопросу безопасности на дорогах боль­шое внимание уже с первого класса. В прошлом году прово­дили акцию, дети писали пись­ма водителям с просьбой быть внимательнее за рулём, а потом раздавали их автолюбителям, – рассказывает Лилия Марчук, директор лицея № 1.

По словам Натальи Водо­пьяновой, члена родительского комитета 2-го класса, встреча с представителями экспертного центра «Движение без опасно­сти» оказалась полезной.

– Открыла д ля себя много нужного по поводу безопасной перевозки детей, – делится Ната­лья впечатлениями. – Раньше я не знала, что ремень безопасно­сти нужно перекидывать через тазобедренную кость. Если он проходит через живот, при рез­ком торможении или столкнове­нии могут серьёзно пострадать внутренние органы.

По словам Вадима Мельни­кова, гендиректора эксперт­ного центра «Движение без опасности», ориентиры в феде­ральной Стратегии повышения безопасности в РФ, с одной стороны, амбициозные. Мно­гие, когда знакомились с этими показателями, недоумевали от­носительно цели Стратегии: как прийти к 2030 году к нулевой смертности, когда такая ситуа­ция на дорогах?

– По большому счёту, если мы посмотрим динамику, ко­торая существовала последнее десятилетие, то увидим положи­тельный результат совместной работы госорганов, ведомств, министерств, бизнес-структур, общественных организаций, – говорит Вадим Вячеславович. – В 2006 году на российских до­рогах погибло 36 тысяч человек, сейчас этот показатель снизился до 19 тысяч. Но в одних регионах показатель смертности идёт к нулю, а где-то он крайне высок. И перед нами стоит сложная задача – привести средний уро­вень по всем регионам к воз­можно более низкому.

Говоря об Оренбуржье, сто­личный эксперт отметил, что рост смертности в первом полу­годии на 23 процента, по срав­нению с аналогичным периодом прошлого года на фоне всерос­сийского снижения, – прак­тически катастрофа. И здесь важно отследить применяемые способы работы, чтобы скоррек­тировать ситуацию. При этом стоит обратить внимание на первое направление, указанное в федеральной Стратегии повы­шения безопасности в РФ, – из­менение модели поведения лю­дей. Потому что если говорить о причинах смерти на дорогах, то 85 процентов – это нарушение элементарных правил дорожно­го движения.

– Акция «Культура на дорогах» для Оренбургской области очень актуальна, за истекший период года в регионе в результате ДТП погибло более 240 человек, – подчеркнул Дмитрий Кулагин, заместитель председателя правительства области. – Дороги становятся лучше, качественнее, машины – комфортнее, удобнее, вместе с тем мы констатируем такие печальные статистические данные. Поэтому мероприятия по профилактике ДТП, по приведению к нулевой отметке числа погибших на дороге – главная цель акции и нашей совместной работы. Вызывает обеспокоенность увеличение количества автомобилей и недостаточное развитие улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Оренбуржье по количеству автомобилей на душу населения занимает сегодня в Приволжском федеральном округе 2-е место после Самарской области.

Жанна Обломкина

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top