Когда пассажирский автобус наехал на пешехода, из окна водителя выглянула блондинка со словами: «Было страшно… и Петровича жалко».
Наглядная демонстрация
Татьяна Никулина водит муниципальные маршрутные автобусы по Оренбургу почти 10 лет. Говорит, работает по призванию, видимо, поэтому именно её выбрали для участия в эксперименте, предложенном представителями московского экспертного центра «Движение без опасности», одного из организаторов российской информационной кампании «Культура на дорогах».
Эксперимент происходил на базе Оренбургского автотранспортного предприятия пассажирских перевозок в рамках реализации федеральной Стратегии повышения безопасности в РФ.
На глазах коллег Татьяна, сев за руль пассажирского автобуса, должна была разогнаться до 60 километров в час и, среагировав на переходящего дорогу пешехода – Петровича (так прозвали макет человека из поролоновых кубиков), экстренно затормозить. Со стороны казалось, что между точкой реагирования водителя и пешеходом достаточно большое расстояние, несколько десятков метров, но, когда Татьяна вдавила педаль тормоза в пол, тормозной путь, проделанный автобусом за считанные секунды, оказался намного длиннее. Бедный Петрович попал под колёса маршрутки.
– Согласно закону физики, при увеличении скорости в два раза тормозной путь увеличивается в четыре раза, – комментирует произошедшее старший тренер экспертного центра Дмитрий Стебаков. – Автобус разгонялся и тормозил с определённого места. Подобную ситуацию в городе практически невозможно смоделировать. Этим упражнением мы хотели показать, что тормозной путь нельзя спрогнозировать, а также напомнили водителям, что есть тормозной путь, а есть остановочный, и именно при нём важна быстрота реакции. На скорости 60 километров в час машина проезжает 16,6 метра в секунду. Как показывает статистика, на самом деле реальная средняя скорость водителей в городе намного выше – 79 километров в час.
По словам Татьяны Никулиной, на дороге ей часто попадаются пешеходы, неожиданно выбегающие на проезжую часть, да ещё и в неположенном месте. Но так как водителям пассажирских автобусов вообще нельзя использовать экстренное торможение, нужен глаз да глаз.
Катастрофичные цифры
Столичные гости работали в Оренбурге целую неделю. За это время они побывали на 85 предприятиях и организациях: в школах, детских садах, перинатальном центре, социальных центрах, транспортных компаниях, АЗС. Читали лекции, проводили практические занятия, круглые столы, отвечали на вопросы.
– Мы уделяем вопросу безопасности на дорогах большое внимание уже с первого класса. В прошлом году проводили акцию, дети писали письма водителям с просьбой быть внимательнее за рулём, а потом раздавали их автолюбителям, – рассказывает Лилия Марчук, директор лицея № 1.
По словам Натальи Водопьяновой, члена родительского комитета 2-го класса, встреча с представителями экспертного центра «Движение без опасности» оказалась полезной.
– Открыла д ля себя много нужного по поводу безопасной перевозки детей, – делится Наталья впечатлениями. – Раньше я не знала, что ремень безопасности нужно перекидывать через тазобедренную кость. Если он проходит через живот, при резком торможении или столкновении могут серьёзно пострадать внутренние органы.
По словам Вадима Мельникова, гендиректора экспертного центра «Движение без опасности», ориентиры в федеральной Стратегии повышения безопасности в РФ, с одной стороны, амбициозные. Многие, когда знакомились с этими показателями, недоумевали относительно цели Стратегии: как прийти к 2030 году к нулевой смертности, когда такая ситуация на дорогах?
– По большому счёту, если мы посмотрим динамику, которая существовала последнее десятилетие, то увидим положительный результат совместной работы госорганов, ведомств, министерств, бизнес-структур, общественных организаций, – говорит Вадим Вячеславович. – В 2006 году на российских дорогах погибло 36 тысяч человек, сейчас этот показатель снизился до 19 тысяч. Но в одних регионах показатель смертности идёт к нулю, а где-то он крайне высок. И перед нами стоит сложная задача – привести средний уровень по всем регионам к возможно более низкому.
Говоря об Оренбуржье, столичный эксперт отметил, что рост смертности в первом полугодии на 23 процента, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне всероссийского снижения, – практически катастрофа. И здесь важно отследить применяемые способы работы, чтобы скорректировать ситуацию. При этом стоит обратить внимание на первое направление, указанное в федеральной Стратегии повышения безопасности в РФ, – изменение модели поведения людей. Потому что если говорить о причинах смерти на дорогах, то 85 процентов – это нарушение элементарных правил дорожного движения.
– Акция «Культура на дорогах» для Оренбургской области очень актуальна, за истекший период года в регионе в результате ДТП погибло более 240 человек, – подчеркнул Дмитрий Кулагин, заместитель председателя правительства области. – Дороги становятся лучше, качественнее, машины – комфортнее, удобнее, вместе с тем мы констатируем такие печальные статистические данные. Поэтому мероприятия по профилактике ДТП, по приведению к нулевой отметке числа погибших на дороге – главная цель акции и нашей совместной работы. Вызывает обеспокоенность увеличение количества автомобилей и недостаточное развитие улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Оренбуржье по количеству автомобилей на душу населения занимает сегодня в Приволжском федеральном округе 2-е место после Самарской области.
Жанна Обломкина