Тихая молитва

«А вы зачем приезжали-то?» — совершенно искренне выразила недоумение 89-летняя Надежда Петровна уже в дверях, когда наша редакционная команда покидала гостеприимный дом. Приезжали мы познакомиться с супругами, которые уже 70 лет вместе. После такого неожиданного вопроса стало ещё явнее: истинная любовь не ждёт похвалы.

Маленькая очень светлая комната. Здесь всё — для них двоих. Стол у окна с видом на заснеженное село, на серванте — портрет молодых (жениху 18 лет, а невесте — 19), на стене — фотографии любимых детей и внуков. Исконно русские лица, кажется, ещё из Древней Руси.

И объяснение этому есть. Анфимовы — молокане.

Это особая ветвь христиан-раскольников, которых Екатерина II выселила на юг Украины, в Таврическую губернию. Гонения продолжили и последующие самодержцы. Иногда молоканам даже не давали времени продать недвижимость и гнали на пустынные земли.

Молокане не употребляли алкоголь, в семьях царил патриархат, дети повиновались родителям. Поэтому и быстро обживали территорию. Строили дома, обзаводились хозяйством. Чистота на их дворах — отличительная черта молокан во все времена. Сейчас в селе от той большой общины остались лишь три семьи. Но даже этот небольшой островок последователей старинного вероучения — пример честности, трудолюбия и чистоплотности. Глава сельсовета Пётр Болдырев всех вновь прибывших в Астрахановку просит сохранять уклад жизни коренного населения.

Молокане верят в единого бога, молятся, но не признают икон, священников, не исповедуются в церкви и не причащаются. Своим пресвитером считают главу баптистской церкви в Оренбурге (ещё в XIX веке на Украине произошло слияние некоторых групп молокан с баптистами) и с достоинством объясняют:

«Кто-то живёт по традициям и обрядам, а мы — по заповедям. Не пьём водку, не курим, не сквернословим. А когда были живы наши родители, то ещё и свинину не ели».

Просыпаются Надежда Петровна и Василий Васильевич с молитвой. С молитвой садятся обедать. Засыпают тоже со словом Божьим на устах. Вдвоём им всё под силу. Он — её память, она — его уши.

Уравновешивая здоровье и силы друг друга, они, как это и положено у христиан, являют собой одно целое. Начнёшь расспрашивать о жизни — услышишь летопись села в послевоенные годы. Пойдёт рассказ о работе до седьмого пота. О том, как Василий Васильевич трудился помощником бригадира по технике, Надежда Петровна — учителем. Обязательно — о родителях, за которыми ухаживали до последней минуты жизни. И тут же — боль за сегодняшний день, за страну и надежда на президента, который не допускает войны в России, а значит, защищает их внуков.

Спокойные, добрые и сильные лица. Хочется их получше запомнить. И, наверное, попросить прощения за то, что нарушили их умиротворённый покой своим суетливым визитом.

Инна Ломанцова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top