Прописная истина коммерции – спрос порождает предложение – ежечасно подтверждается. Наркоторговля – не исключение.
Одних только репрессивных методов для реального сокращения употребления наркотиков в обществе явно недостаточно. Вторым, не менее важным направлением работы, является действенная антинаркотическая пропаганда. Как с этой работой обстоят дела в Оренбуржье?
Некоторые аспекты деятельности государственных органов власти по реализации антинаркотической функции государства на территории Оренбургской области проанализировал Александр Юрьевич Мельник, магистрант 2-го курса Оренбургского института (филиала) «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина»
Динамика изменений, происходящих в мире и, в частности, в России, возникновение новых вызовов и угроз, связанных, прежде всего, с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков, обусловили необходимость принятия Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента России от 9 июля 2010 года № 690).
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, являющейся базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности страны и обеспечение устойчивого ее развития на долгосрочную перспективу, признано, что деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.
Таким образом, государственная антинаркотическая политика требует в определенной степени переосмысления подходов к решению следующих задач:
повышение эффективности организационной составляющей антинаркотической деятельности на региональном и муниципальном уровнях;
развертывание системы государственного мониторинга наркоситуации;
совершенствование системы профилактики наркомании, лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией;
повышение эффективности противодействия организованной наркопреступности.
На наш взгляд, решение этих задач должно осуществляться на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по сокращению предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального оборота, а также по снижению спроса через совершенствование системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.
Рассмотрим некоторые аспекты организации деятельности по этим направлениям в Оренбургской области, где, на наш взгляд, в целом сформирована межведомственная антинаркотическая система.
Так, в регионе в реализации антинаркотических мероприятий задействованы все ветви и уровни власти области.
Обеспечена координация деятельности заинтересованных ведомств в рамках антинаркотических комиссий, профилактических программ. Осуществляется выработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств.
Понятно, что координация взаимодействия различных секторов антинаркотической деятельности нуждается в полноценном ресурсном и правовом обеспечении, комплексности политических, экономических, правовых, социальных, образовательных, медико-психологических, культурно-просветительских и правоохранительных мер.
В связи с этим роль координации взаимодействия отведена областной и муниципальным антинаркотическим комиссиям, председателями которых являются соответственно Губернатор области и главы городов и районов области.
Координация деятельности муниципальных антинаркотических комиссий осуществляется посредством участия в работе и заслушивания руководителей этих комиссий на заседаниях областной антинаркотической комиссии.
Особое внимание, уделяемое антинаркотической работе на местном уровне, продиктовано результатами практической деятельности, говорящей о том, что успешная реализация мероприятий в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и наркотизации населения невозможна без активной работы муниципальных образований, которые играют ключевую роль в решении вопросов.
Изученная практика также показывает, что от скоординированных действий местных органов власти напрямую зависит успех антинаркотической работы всего региона.
Реализуя свои основные функции, областная и муниципальные антинаркотические комиссии на заседаниях рассматривают вопросы, касающиеся своевременного выявления причин и условий, способствующих распространению наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, состояния наркологической помощи, развития и совершенствования деятельности наркологических учреждений, организации и проведения профилактических мероприятий с группой повышенного риска немедицинского потребления наркотиков, создания единой информационной политики для реализации мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду.
Особое внимание уделяется развитию системного потенциала, необходимого для создания и укрепления государственно-общественного партнерства.
Так, на заседаниях антинаркотических комиссий, которые проводятся ежеквартально, неоднократно рассматривались вопросы развития института сотрудничества общественных объединений и организаций с правоохранительными органами в сфере профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Результат – представители общественности являются членами антинаркотических комиссий.
Взаимодействие в антинаркотической деятельности между субъектами профилактики осуществляется также в рамках реализации подпрограммы 2 «Профилактика наркомании в Оренбургской области» государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Оренбургской области» на 2014–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25.09.2014 № 697–пп, предусматривающей мероприятия, направленные на:
развитие научной и методической базы по вопросам профилактики наркомании;
повышение эффективности работы по профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи;
повышение эффективности профилактической антинаркотической работы в молодежной среде;
формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни и отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ;
увеличение количества подростков и молодежи, охваченных спортом;
пропаганда здорового образа жизни населения.
В соответствии с Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 № 845, в целях наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией ежегодно специализированной межведомственной рабочей группой при антинаркотической комиссии Оренбургской области, созданной указом Губернатора Оренбургской области от 23.01.2013 № 69-ук, проводится мониторинг наркоситуации на территории региона.
Мониторинг, наряду с предварительным расследованием, помогает определить причины и условия, способствующие совершению преступлений в рассматриваемой сфере, а также способствует выработке дополнительных мер, необходимых для реализации государственными органами полномочий в вопросах противодействия незаконному обороту НС, ПВ и их аналогов, в том числе раскрытия наркопреступлений.
Рассматривая необходимые сведения за период 2014–2016 годы, можем отметить, что доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (далее – НС, ПВ и их аналогов) в общем массиве зарегистрированных преступлений остается относительно стабильной (10% или 2768 преступлений в 2014 году, 8,8% или 2702 преступления в 2015 году, 9,8% или 2671 преступление в 2016 году). При этом видно, что практически каждое десятое преступление, совершенное на территории региона, связано с незаконным оборотом НС, ПВ и их аналогов, а это отрицательно сказывается на криминогенной обстановке в целом.
В 2016 году зарегистрировано правоохранительными органами области 2671 преступление, связанное с незаконным оборотом НС, ПВ и их аналогов (в 2014 году – 2768, в 2015 году – 2702), в том числе:
по статье 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» – 1105 преступлений (в 2014 году – 1510, в 2015 году – 1197). Доля таких преступлений в общем массиве зарегистрированных наркопреступлений в 2014 году составила 54,5%, в 2015 – 44,3%, в 2016 – 41,4%;
по статье 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» – 1518 преступлений (в 2014 году – 1314, в 2015 году – 1401), из них 1516 преступлений, связанных со сбытом НС, ПВ и их аналогов (в 2014 году – 1307, в 2015 году – 1392). Доля таких преступлений в общем массиве зарегистрированных наркопреступлений в 2014 году составила 47,5%, в 2015 – 51,8%, в 2016 – 56,8%. При этом, доля преступлений связанных со сбытом НС, ПВ и их аналогов составила в 2014 году – 47,2%, в 2015 году – 51,5%, в 2016 году – 56,8%;
по статье 229 Уголовного кодекса Российской Федерации «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» – 1 преступление (в 2014 году – 3, в 2015 году – 1);
по статье 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» – 7 преступлений (в 2014 году – 62, в 2015 году – 19). Доля таких преступлений в общем массиве зарегистрированных наркопреступлений в 2014 году составила 2,24%, в 2015 – 0,7%, в 2016 – 0,3%, то есть отмечается позитивная динамика;
по статье 231 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» 1 преступление (в 2014 году – 10, в 2015 году – 5). Учитывая абсолютные показатели, отмечается позитивная динамика.
Таким образом, на территории области в общем массиве зарегистрированных преступлений наблюдается снижение зарегистрированных наркопреступлений. В то же время, при снижении доли преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 228 УК РФ, в общем массиве зарегистрированных наркопреступлений отмечается рост преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 228.1 УК РФ и, как правило, за сбыт НС, ПВ и их аналогов.
В 2016 году по оконченным предварительным расследованиям уголовным делам к уголовной ответственности привлечено 1217 лиц, совершивших преступления связанные с незаконным оборотом НС, ПВ и их аналогов (в 2014 – 1531, в 2015 – 1328). В том числе:
по статье 228 УК РФ в 2014 привлечено 1310 человек (85,5% в общем массиве лиц, привлеченных к уголовной ответственности за наркопреступления), в 2015 – 1093 человека (82%), в 2016 – 961 человек (79%);
по статье 228.1 УК РФ в 2014 привлечено 175 человек (11,4 % в общем массиве лиц, привлеченных к уголовной ответственности за наркопреступления), в 2015 – 199 человек (15%), в 2016 – 236 человек (19,4%) (при этом, практически все – за сбыт НС, ПВ и их аналогов);
по статье 229 УК РФ в 2014 году к уголовной ответственности привлечен 1 человек, в 2015 и 2016 годах – 0;
по статье 229.1 УК РФ в 2014 году к уголовной ответственности привлечено 14 человек, в 2015 – 5 человек и 2016 годах – 6 человек;
по статье 231 УК РФ в 2014 году к уголовной ответственности привлечено 8 человек, в 2015 – 0 и 2016 годах – 1 человек.
В рассматриваемом периоде отмечается снижение (более чем на 20%) числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение наркопреступлений. В то же время при снижении доли лиц, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 228 УК РФ, растет доля лиц, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 228.1 УК РФ (за сбыт НС, ПВ и их аналогов).
Криминологическая составляющая данной категории лиц показывает, что две третьих из них не имеют постоянного источника дохода. Такую же долю составляют лица, ранее совершившие преступления. При этом в их числе наблюдается тенденция роста доли лиц, ранее совершивших наркопреступления (2014 год – 19,7%, 2015 год – 25%, 2016 год – 28,4%).
В рассматриваемый период стабильную тенденцию сохраняет возрастная категория лиц, привлеченных к уголовной ответственности. В частности, чуть более 50% из них являются лица старше 30 лет. И другие почти 50% составляет молодежь. В то же время следует отметить, что число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом НС, ПВ и их аналогов имеет позитивную тенденцию. Так, в 2014 году к уголовной ответственности привлечено 58 несовершеннолетних, в 2015 году – 45 несовершеннолетних, а в 2016 году – 25 несовершеннолетних.
Снижение преступлений в среде несовершеннолетних в первую очередь объясняется принятием субъектами антинаркотической деятельности региона комплекса действенных мер организационного и практического характера по активизации соответствующей профилактической работы.
Анализ сведений об изъятых из незаконного оборота НС, ПВ и их аналогов показал, что в 2016 году 37,3% составляет марихуана, 51,6% – наркотические средства амфетоминовой группы. Для сравнения, в 2014 году доля изъятой марихуаны составила 55,7%, а доля амфетоминовой группы – 18%, в 2015 году, соответственно, – 57,6% и 19,2%. Следует отметить, что почти в 20 раз снизилась доля изъятого гашиша (в 2014 году – 6720 гр., в 2015 году – 1117 гр., и в 2016 году – 352 гр.) и более чем в 10 раз – доля изъятого героина (в 2014 году – 4257 гр., в 2015 году – 4170 гр., и в 2016 году – 377 гр.).
Отмечается, что более половины преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, совершены посредством услуг почтовых каналов связи.
Наряду с ростом в незаконном обороте новых видов наркотических средств для Оренбургской области не теряется актуальность противодействия распространению наркотиков опийной и каннабисной группы.
Синтетические наркотики присутствуют в незаконном обороте на территориях крупных населенных пунктов Оренбургской области. Среди основных способов распространения таких наркотиков и новых видов психостимуляторов остается сеть Интернет.
Основными источниками поступления марихуаны на незаконный рынок региона являются использование собственной естественной сырьевой базы области (очаги произрастания дикорастущей конопли), незаконное культивирование наркосодержащих растений и незаконное перемещение марихуаны через государственную границу Российской Федерации из Республики Казахстан.
Одним из эффективных методов противодействия данному явлению продолжает оставаться проведение мероприятий, направленных на выявление и ликвидацию незаконных посевов и очагов произрастания наркосодержащих растений. С целью повышения эффективности такой работы деятельность правоохранительных структур, органов местного самоуправления, собственников и пользователей земель осуществляется в рамках указа Губернатора Оренбургской области от 01.09.2006 № 166 «О мерах по выявлению и уничтожению дикорастущих очагов и незаконных посевов наркотикосодержащих культур на территории Оренбургской области».
Кроме того, в настоящее время государственным органам власти при реализации антинаркотической функции государства на территории Оренбургской области особое внимание следует уделить решению двух существенных проблем:
распространению на наркорынке новых видов психоактивных синтетических веществ с наркотическим эффектом (курительные смеси), не отнесенных к аналогам наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с Федеральным законом №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
ведению пропаганды употребления курительных смесей, якобы являющихся «легальными и безвредными наркотиками» на Интернет-ресурсах путем размещения информации, в том числе о способах и методах конспирации при получении и реализации заказываемого товара.
Таким образом, назрела необходимость, не только на областном уровне, но и на федеральном, принятия таких дополнительных мер, направленных на противодействие незаконному обороту НС, ПВ и их аналогов, как, к примеру:
совершенствование нормативно-правовой базы для получения процессуальных возможностей по документированию переговоров (переписки) лиц, причастных к совершению преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в социальных сетях, зарегистрированных в России и за ее пределами;
наращивание технологического потенциала специальных подразделений правоохранительных органов, направленного на своевременное обнаружение, фиксацию и отслеживание каналов связи наркодельцов в сети Интернет, и осуществление обмена данной информацией с заинтересованными правоохранительными структурами;
наделение полномочиями, методическими рекомендациями и техническими возможностями экспертно-криминалистические подразделения территориальных органов внутренних дел по отнесению новых психоактивных синтетических веществ с наркотическим эффектом к аналогам наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с Федеральным законом №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Кроме того, усматривается необходимость принятия:
на областном уровне, в частности органами труда и занятости населения области, мер по созданию и расширению привлекательных рабочих мест;
на федеральном уровне мер по вменению участковым уполномоченным полиции и инспекторам уголовно-исполнительных инспекций обязанностей по акцентированию внимания на лицах, осужденных за наркопреступления, до окончания их социальной адаптации.
В сфере противодействия незаконному обороту НС, ПВ и их аналогов должна быть слаженность действий всех ветвей власти, а также общественных организаций и религиозных конфессий.
Совместные усилия должны быть сосредоточены на дальнейшей профилактической работе, в первую очередь среди несовершеннолетних. Кроме того, необходимо повысить эффективность лечения и реабилитации попавших в зависимость.
Современная антинаркотическая деятельность органов государственной власти имеет сложный многоуровневый характер, требует долгосрочного планирования, грамотного сочетания общих стратегических и отдельных тактических мероприятий, постоянного мониторинга и оценки результатов, адекватного планового финансирования.
Ее эффективность определяется сочетанием опыта с обязательным учетом особенностей, присущих нашему государству в целом, а в частности – Оренбургской области, являющейся приграничным регионом.