$ 66.97 € 76.17 18 Декабрь 2018, 18:15

Там, где тебя понимают

12.10.2018, 12:05
Храм села Новоникольского – достопримечательность Ждановского сельсовета и всего Александровского района.
Фото: Олег Рукавицын

Здесь всегда есть время поговорить. И не о болезнях, безденежье и обидах на близких людей, а о том, что на самом деле важно для тебя.

То главное, тот ключик к своему «я», в котором полная свобода и невообразимое богатство смыслов и открытий, дающих понимание того, что раньше нельзя было понять, приходит само собой, без всяких усилий. Такое здесь место и такие люди.

За три года в селе Новони­кольском монахини с Украины смогли обжить то великоле­пие, которое создал известный парашютист-испытатель Пётр Задиров.

О нём не раз писала наша газета. И он даже бывал у нас в редакции. Всем запом­нился его рассказ о том, как однажды у него не раскрылись основной и запасной парашюты и на 800-метровой высоте он понял, что шансов спастись нет. В реальности жизнь ему сохра­нил сугроб.

Но Пётр Иванович рассудил по-другому. Спасла его молитва мамы, жительницы его родного села Новоникольского.

Она одна из тех верующих женщин, которые в советские годы вынуждены были скрывать свои религиозные чувства. Не­скольких её односельчанок за веру в Бога сослали на Соловки. Вернувшись, женщины про­должали молиться, собирались на дому. Совершали таинства: отпевали, крестили.

В память о тех преданных православной вере матерях и бабушках и был создан православный ком­плекс, который сейчас украшает село Новоникольское. Его официальное название – архиерей­ское подворье храма Казанской иконы Божией Матери.

Душа любого дома – жен­щина. Душа монастыря – его насельницы. Оказавшись на территории храма Казанской иконы Божией Матери, прежде всего вижу два великолепных строения – церковь и дом, в ко­тором расположены трапезная и кельи. Дорожки выложены плиткой, газоны, цветы. В ого­роде спелая капуста.

В общем, свой маленький мир. Но молит­венницы не замыкаются в своём кругу. Общий язык с местным населением найден. На праздни­ки угощают хлебом собственной выпечки, потчуют блинами и молоком детей из социально не­защищённых семей. И местные жители тоже протоптали сюда дорожку – порой нужен мудрый совет.

Рядом с монастырём, как повелось называть подворье в народе, выкуплено несколько домов, где живут трудники – мирские люди, приезжающие на какое-то время помогать вы­ращивать овощи, ухаживать за скотиной.

Там же, за оградой, живёт монах отец Антоний, он, как и сёстры, прибыл с Украины. Его в селе уважают и говорят о нём с благодарностью. Отец Анто­ний всегда готов к общению на духовные темы, а недавно, на День пожилых людей, спел под гитару песни для пенсионеров Новоникольского.

Самые известные иконы мо­настыря – Зосимы Еннатской и Казанской Божией Матери (она считается престольной).

Судьба последней трагична и прекрасна одновременно. При советской власти ей суждено было стать столешницей. Долгие годы за «столом» ели, пили, возможно, учили школьные уроки. Скорее всего, несколько поколений даже не подозревали о том, что это за «доска».

Но именно эта участь и сохранила жизнь иконе. Тусклые следы росписи на старой, никому, казалось бы, не нужной доске несколько лет назад заметили. Образ вос­становили.

Теперь он обрамлён резным деревянным окладом и расположен недалеко от входа с правой стороны. Икона Зосимы Еннатской – слева.

…Каждый человек хочет, чтобы его услышали и поняли. И иногда за это готов отдать большие деньги, пройти огром­ное расстояние. Найти родную душу, доброе сердце, оказаться среди тех, кто будет видеть в тебе не мелкое и наносное, а главное, большое и ценное. Сделать это и трудно и легко. Нужно найти путь. Монастырь в Новоникольском – один из них.

 

Из истории прихода

После революции 1917 года храм Казанской иконы Божией Матери в селе Новоникольском Александровского района был закрыт. Настоятель прихода иерей Никита арестован и отправлен в места заключения. Чудом ему удалось сбежать из тюрьмы и вернуться в Новоникольское.

В заключении отец Никита узнал о существовании раскольников-обновленцев, а также о том, что они поддерживаются властью. Поэтому, вернувшись в село, он не пошёл в храм, а, выдавая себя за пастуха одного из крестьян, ушёл в степи пасти скот.

Верующие, храня верность Русской православной церкви, приходили к нему для совершения таинств. Вскоре отец Никита скончался и был похоронен на кладбище села Новоспасского (5 километров от села Новоникольского).

В 30-е годы храм был разграблен и превращён в зернохранилище. Старинные иконы были или уничтожены, или использованы в непотребных нуждах. Например, из престольной иконы храма сделали стол и поставили в местную контору. Другие иконы пошли на помосты для сцены клуба, дверцы сараев и скотных дворов. В послевоенное время в храме сделали школу, но она просуществовала недолго.

В 50-х годах храм был окончательно уничтожен. Православная вера теплилась в домиках пожилых женщин.

Такое положение дел сохранялось до 90-х годов, пока за строительство храмового комплекса не взялся земляк Пётр Задиров. 25 декабря 1999 года митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином храм был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Оказалось, что верующие бабушки, которые долгое время молились по домам, не желали идти в новый храм, помня запрет отца Никиты больше не ходить в храмы.

Когда это недоразумение разрешилось и верующие поняли, что новый храм является православным, а не обновленческим, наступили другие испытания. Приход неудачно пытались реорганизовать в монастырь – сначала в мужской, потом в женский. Настоятели и игумены сменяли один другого.

Сегодня приход является архиерейским подворьем храма Казанской иконы Божией Матери. Административно относится к Оренбургской епархии. Тесную духовную связь сёстры поддерживают с настоятельницей Свято-Георгиевского Кочержинского женского монастыря, расположенного в Черкасской области на Украине.

Инна Ломанцова

Александровский район

Новости
все новости