Здесь всегда есть время поговорить. И не о болезнях, безденежье и обидах на близких людей, а о том, что на самом деле важно для тебя.
То главное, тот ключик к своему «я», в котором полная свобода и невообразимое богатство смыслов и открытий, дающих понимание того, что раньше нельзя было понять, приходит само собой, без всяких усилий. Такое здесь место и такие люди.
За три года в селе Новоникольском монахини с Украины смогли обжить то великолепие, которое создал известный парашютист-испытатель Пётр Задиров.
О нём не раз писала наша газета. И он даже бывал у нас в редакции. Всем запомнился его рассказ о том, как однажды у него не раскрылись основной и запасной парашюты и на 800-метровой высоте он понял, что шансов спастись нет. В реальности жизнь ему сохранил сугроб.
Но Пётр Иванович рассудил по-другому. Спасла его молитва мамы, жительницы его родного села Новоникольского.
Она одна из тех верующих женщин, которые в советские годы вынуждены были скрывать свои религиозные чувства. Нескольких её односельчанок за веру в Бога сослали на Соловки. Вернувшись, женщины продолжали молиться, собирались на дому. Совершали таинства: отпевали, крестили.
В память о тех преданных православной вере матерях и бабушках и был создан православный комплекс, который сейчас украшает село Новоникольское. Его официальное название – архиерейское подворье храма Казанской иконы Божией Матери.
Душа любого дома – женщина. Душа монастыря – его насельницы. Оказавшись на территории храма Казанской иконы Божией Матери, прежде всего вижу два великолепных строения – церковь и дом, в котором расположены трапезная и кельи. Дорожки выложены плиткой, газоны, цветы. В огороде спелая капуста.
В общем, свой маленький мир. Но молитвенницы не замыкаются в своём кругу. Общий язык с местным населением найден. На праздники угощают хлебом собственной выпечки, потчуют блинами и молоком детей из социально незащищённых семей. И местные жители тоже протоптали сюда дорожку – порой нужен мудрый совет.
Рядом с монастырём, как повелось называть подворье в народе, выкуплено несколько домов, где живут трудники – мирские люди, приезжающие на какое-то время помогать выращивать овощи, ухаживать за скотиной.
Там же, за оградой, живёт монах отец Антоний, он, как и сёстры, прибыл с Украины. Его в селе уважают и говорят о нём с благодарностью. Отец Антоний всегда готов к общению на духовные темы, а недавно, на День пожилых людей, спел под гитару песни для пенсионеров Новоникольского.
Самые известные иконы монастыря – Зосимы Еннатской и Казанской Божией Матери (она считается престольной).
Судьба последней трагична и прекрасна одновременно. При советской власти ей суждено было стать столешницей. Долгие годы за «столом» ели, пили, возможно, учили школьные уроки. Скорее всего, несколько поколений даже не подозревали о том, что это за «доска».
Но именно эта участь и сохранила жизнь иконе. Тусклые следы росписи на старой, никому, казалось бы, не нужной доске несколько лет назад заметили. Образ восстановили.
Теперь он обрамлён резным деревянным окладом и расположен недалеко от входа с правой стороны. Икона Зосимы Еннатской – слева.
…Каждый человек хочет, чтобы его услышали и поняли. И иногда за это готов отдать большие деньги, пройти огромное расстояние. Найти родную душу, доброе сердце, оказаться среди тех, кто будет видеть в тебе не мелкое и наносное, а главное, большое и ценное. Сделать это и трудно и легко. Нужно найти путь. Монастырь в Новоникольском – один из них.
Из истории прихода
После революции 1917 года храм Казанской иконы Божией Матери в селе Новоникольском Александровского района был закрыт. Настоятель прихода иерей Никита арестован и отправлен в места заключения. Чудом ему удалось сбежать из тюрьмы и вернуться в Новоникольское.
В заключении отец Никита узнал о существовании раскольников-обновленцев, а также о том, что они поддерживаются властью. Поэтому, вернувшись в село, он не пошёл в храм, а, выдавая себя за пастуха одного из крестьян, ушёл в степи пасти скот.
Верующие, храня верность Русской православной церкви, приходили к нему для совершения таинств. Вскоре отец Никита скончался и был похоронен на кладбище села Новоспасского (5 километров от села Новоникольского).
В 30-е годы храм был разграблен и превращён в зернохранилище. Старинные иконы были или уничтожены, или использованы в непотребных нуждах. Например, из престольной иконы храма сделали стол и поставили в местную контору. Другие иконы пошли на помосты для сцены клуба, дверцы сараев и скотных дворов. В послевоенное время в храме сделали школу, но она просуществовала недолго.
В 50-х годах храм был окончательно уничтожен. Православная вера теплилась в домиках пожилых женщин.
Такое положение дел сохранялось до 90-х годов, пока за строительство храмового комплекса не взялся земляк Пётр Задиров. 25 декабря 1999 года митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином храм был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Оказалось, что верующие бабушки, которые долгое время молились по домам, не желали идти в новый храм, помня запрет отца Никиты больше не ходить в храмы.
Когда это недоразумение разрешилось и верующие поняли, что новый храм является православным, а не обновленческим, наступили другие испытания. Приход неудачно пытались реорганизовать в монастырь – сначала в мужской, потом в женский. Настоятели и игумены сменяли один другого.
Сегодня приход является архиерейским подворьем храма Казанской иконы Божией Матери. Административно относится к Оренбургской епархии. Тесную духовную связь сёстры поддерживают с настоятельницей Свято-Георгиевского Кочержинского женского монастыря, расположенного в Черкасской области на Украине.
Инна Ломанцова
Александровский район