Николаю Григорьевичу Шеину скоро 85. Мальчишкой начал работать, в школу ходил почти за четыре километра. Оренбургский техникум механизации сельского хозяйства. Воздушно-десантное военное училище. Прослужил в армии 31 год, из них 25 лет в «Войсках дяди Васи» – так любовно расшифровывают десантники название своего рода войск – ВДВ – именем генерала Василия Маргелова, под началом которого служил Шеин. Имеет много наград. Сейчас живёт в Туле.
Дар
У Николая Григорьевича есть писательский дар. Вячеслав Горчаков, член- корреспондент Петровской академии наук и искусств, прочитав его книги, заметил: «Он буквально ворвался в современную российскую мемуаристику. У читателя невольно возникает ощущение, что он здесь и сейчас ознакомился с документом исторической важности – с первоисточником. В этом первоисточнике не просто рассказ очевидца, но нечто более ценное, похожее на показания единственного уцелевшего свидетеля».
Кто из нас помнит, что было когда-то такое общество «Знание», с эмблемой: факел, освещающий путь во тьме? А Шеин с единомышленниками смог реанимировать «Знание». Символ – тот же факел как эстафета поколений. Проект Тульской региональной общественной организации называется «Первый волонтёрский историко-просветительский полк «Знание-Данко» России».
Вы чьё, старичьё?
В чём особенность этого «полка»? Николай Григорьевич объясняет так:
– Мы приблизительно можем назвать, сколько десятков миллионов человек погибло на войне. Взрослых. А сколько погибло детей? Мало кто об этом говорит, эту трагедию в мировом масштабе страшно даже вспоминать. И не вспоминать нельзя, потому что угроза войны в мире осталась. Мы, дети войны, помним каждый военный день. Лучше пережить всё это современному поколению по книгам, по фильмам, по рассказам живых свидетелей. И сделать всё, чтобы не допустить новой бойни.
У нас не было детства – мы сразу стали взрослыми. Нынче дети войны все в таком возрасте, что им необходимо внимание, забота. А где они? Участников войны, тружеников тыла хотя бы поздравляют. А детей войны как будто и не было. Получается, к сожалению, так, что дети войны помогали, как могли, защищать Родину, но теперь кто поможет им защитить самих себя?
Во деревне то было во Черновке
Родная деревня Шеина – Черновка. Мать умерла, отец погиб. Вот он и жил в правлении колхоза. Работал на победу вместе со всеми, голодал вместе со всеми. И по-детски радовался каждому дню. А теперь смог рассказать обо всём в своих книгах. Хотелось бы просто дать по возможности больше его воспоминаний.
Бабушка Лексуха
Бабушка родилась… Что я говорю?! Бабушка не может родиться, родилась девочка в 1870 году. Восьми лет её, оставшуюся без родителей, увёз из Тульской губернии в бескрайние оренбургские степи родной дядя. Это было большое движение крестьян на свободные земли. По рассказам бабушки, она была Шура, Александра, почему прозвище было Лексуха, не знаю; первую зиму они, несколько семей, перезимовали в одной большой яме. Я её помню, эту яму, в ней во времена колхоза закладывали силос на зиму для скотины. По-моему, она и сейчас цела, эта историческая яма.
Вавила Шеин – когда и откуда появился в Черновке, тоже неизвестно – стал мужем Шуры, и было у них четыре сына. Один из них, Григорий, женился на Анне Шеиной, и было у них тоже четыре сына, самый младший – я. У нас в роду народ был боевой. Отец заработал в боях Первой мировой георгиевские кресты, был пулемётчиком. А в Гражданскую воевал в 1-й революционной армии Гая. Его брат Михаил в 19 лет стал командиром батальона и погиб на Курской дуге. О нём я написал книгу «Звёздочка на Земле».
Мамины сапожки
Всю войну я прожил в правлении колхоза. Приходилось много работать. Но такого голода, как в первом послевоенном году… Травы щавель, кислятка, лебеда, просянка стали основной пищей. А пока председатель колхоза разрешил скосить несколько гектаров пшеницы для трактористов и испечь им хлеб. Душистый оренбургский хлеб. Головы у нас, мальчишек, кружились при одном представлении, что можно кусочек хлеба поесть.
А бригадир сказал мне:
– Коля, надо трактористам и картошки накопать, хотя бы мешок. Сможешь?
Но вот беда: я босиком ходил, а как босому копать картошку? Бабушка посоветовала посмотреть на чердаке. Там лежала обувь как память об отце и матери. Солдатские старые сапоги отца были для меня очень большими и тяжёлыми. А вот сапожки мамы я примерил – они прямо по ноге, только на каблуках, праздничные, видимо, мама так и не успела в них походить.
И я надел твои сапожки, мама, и копал в них картошку для голодных трактористов.
Тётя Лиза
Тётя Лиза Утилина работала сторожихой колхозных амбаров с зерном. Муж погиб в первые дни войны. А как прокормить своих шестерых, мал мала меньше? Вот и назначили её сторожить, заранее зная, что она будет зерно воровать, иначе им не выжить. Она иногда насыпала зерно в карманы и для нас с бабушкой. Все в колхозе об этом знали и молчали. Но когда украл зерно Шурка Гриднев, его в кровь избили и отдали под суд. Шурка был негоден для армии, но в колхозе работать мог. Только женился. И увезли его в тюрьму на восемь лет.
«Наши мужчины»
Деревенские женщины старались не перегружать нас, мальчишек, работой, чтобы мы могли умыться, отдохнуть и выучить уроки. Называли нас «наши мужчины», и мы этим гордились. Наверно, это выглядело смешно, но что делать, если тебя назвали мужчиной, – не отказываться же!
После окончания весенних посевных председатель правления разрешал выдать из кладовой что-то из продуктов, самогонку приносили свою. И нам приходилось выпивать, чтобы выглядеть в глазах уже подвыпивших женщин действительно мужчинами. Я до сих пор ощущаю непонятное чувство, вспоминая, как женщины усаживали мальчиков в центр и суетились вокруг, угощая. А мне хотелось, чтобы кто-то из них назвал меня «сынок», ведь маму свою я не знал.
Кнопка
Боже мой, как работали в военные годы женщины! Помню трактористку Маруську Суслову. Маленькая, её прозвали Кнопка. У неё не хватало сил провернуть заводную рукоятку трактора СХТЗ. На рассвете, чуть забрезжит заря, трактор заводил бригадир, единственный израненный мужчина на всю бригаду. И Маруська пахала, согнувшись от холода на открытом металлическом сиденье, так что её и не видно было. Однажды я рядом пас гусей, и они бросились врассыпную, так бригадир заорал:
– Манька, мать её так и разэтак, бросила трактор, спит где-то!
Вскочил на лошадь и бросился догонять трактор, одинокий на борозде. Догнал – а Манька вот она, на месте, за тяжёлым колесом, пашет, только так съёжилась, что её и не заметил.
Верочка
Она сбежала из детского дома в Тоцком. Не каждая девятилетняя девочка решилась бы на такое. На станции она попросилась у проводницы пригородного поезда доехать до Переволоцкого без билета, честно рассказав про нравы детского дома. Характер чувствовался ещё тогда.
Летом мы играли в прятки, и на моих глазах Верочка споткнулась, упала и поранилась. Из ножки шла кровь. Она не плакала. Я по бежал к кучке золы, схватил пригоршню и по сыпал на Верочкину рану. Зола помогла, она в войну всех выручала, других лекарств не было. А когда я попал в райбольницу, то как-то увидел в окно Верочку, она принесла мне еду и книги. В палату её не пустили, и мы говорили и не могли наговориться через окно.
А потом я поступил в техникум механизации сельского хозяйства в Оренбург. И мы переписывались. Смешно вспомнить, о чём писал ей: про все фильмы, которые видел в городе. Денег у меня не было, но я записался в дружинники, в кино можно было проходить бесплатно. Как-то приехал домой и решился прочесть ей свои стихи. Восторгов с её стороны не было, да я и понимаю, что стихи были не очень. Но я выхватил из её рук тетрадку стихов, бросил в огонь и выскочил на улицу.
Из детской дружбы родилась любовь, мы с моей Верочкой поженились и живём уже много десятилетий. Дети военного времени.
Черновка – в моей душе
В моей деревне прошли первые 15 лет жизни. Она была для меня всем миром, я смотрю на весь мир глазами Черновки. Она определяет моё отношение ко всем и ко всему.
И сейчас слова «Черновка», «черновский» для меня не только место, это и стиль жизни, и черты характера, и отношение друг к другу, и многое другое.
Нет сейчас деревни Черновки. Нет её на картах, нет в документах. Но по-прежнему журчит речка Казачка родниковой водой, шумят о чём-то своём на её берегах кудрявые ивы. И мне слышатся голоса живших там людей. Хороших людей. Я не помню плохих.
Вильям Савельзон