Вторник, 13 ноября, ученикам гимназии № 5 Оренбурга наверняка запомнится. В этот день уроки им давали незнакомые учителя, которые вызывали к доске, но не ставили оценок, а на задних партах сидели члены жюри и журналисты.
Так проходил областной этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют».
Игра – дело серьёзное
За статус победителя из 25 разных территорий области приехали побороться 29 участников. Открылся конкурс мини-концертом, после которого участники разошлись по кабинетам, где и начались открытые уроки, видеопрезентации и семинары.
– Доброе утро всем, кто хорошо позавтракал! И всем, кто хочет учиться на одни пятёрки! – начала урок русского языка в 5-м классе с игры Нина Альтах из СОШ № 4 села Хабарного города Новотроицка.
Тема – тире между подлежащим и сказуемым, однако определить тему, а также сформулировать цель, задачи урока и основное правило должны сами ученики. Учитель подводит их к этому незаметно посредством коротких заданий и наводящих вопросов. В помощь ему слайды, которые транслирует на стену у доски проектор.
– Кто смелый выйти к доске и подчеркнуть подлежащее и сказуемое?
Лес рук. Класс работает очень активно, без тени смущения перед новым педагогом. Почти каждое задание подаётся в игровой форме: если тире нужно, хлопаем, если нет – топаем, словарная работа как отгадывание загадок. 30 минут пролетают незаметно. За пару секунд до звонка учитель предлагает ученикам оценить, насколько понравился урок, заранее розданными смайликами.
В соседнем кабинете этап самоанализа. После урока с первоклассниками Кристина Остапенко из Переволоцкого района анализирует перед жюри, что ей удалось, а где случились огрехи.
На другом этаже показывают себя учителя-наставники. Здесь разговор профессиональный, ибо аудитория – сами педагоги. Однако игровая и интерактивная формы всё равно доминируют, хотя тема недетская – формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.
С директором на дружеской ноге
В кабинете, где жюри оценивает молодых управленцев, директора, заведующие детсадами и завучи один за другим выходят к экрану и комментируют подготовленные видеопрезентации, а по сути, взволнованно и напряжённо зачитывают по бумажке, в каких формах у них ведётся патриотическая работа и что делается для повышения квалификации кадров. И вдруг глоток свежего воздуха, словно в душном помещении открыли форточку…
– Не понимаю, когда молодые учителя или управленцы напускают на себя серьёзности и важности, – улыбается один из конкурсантов, Антон Ляпин, директор школы из Светлинского района. – Я не хочу притворяться строгим. Я люблю играть с детьми. Мне 25 лет, и я сам ребёнок! Женат. Детей, правда, нет, зато есть кот!
Задание – выступить на тему «У меня это хорошо получается».
– Ну, придётся побыть в роли похвалюшки, – вздыхает Антон. – Готовясь к конкурсу, я размышлял: может, у меня получается убеждать людей больше читать? Кстати, я писатель, у меня две изданные книги, мои произведения есть в ряде сборников. Может, получается быть другом ученикам? Мы вместе волонтёрствуем, ходим в походы, я веду кружок игры на гитаре…
Искреннее выступление Антона оживило и жюри. Посыпались вопросы.
– Мой принцип? Если хочешь, чтобы люди пошли за тобой, иди за ними сам! – отвечает Антон. – Чему я могу научить? Пожалуй, оптимизму. А вообще- то, я преподаю английский язык.
«Не бойтесь делать ошибки, не бойтесь показаться кому-то смешными или неловкими! Мы вас любим в любом случае», – в самом начале напутствовала конкурсантов Галина Сафонова, первый заместитель министра образования Оренбургской области. Похоже, к этим словам стоило бы прислушаться, и не только молодым учителям ради победы в конкурсе.
Марина Васильева
У молодых учителей меньше опыта, зато общий язык с детьми им найти проще, ведь они сами – вчерашние дети.