Слишком хорошо тоже плохо

22 августа в Оренбурге состоялся серьёзный профессиональный разговор – августовское совещание педагогов.

По традиции день начался с приятного: на площади у Дома Советов 42 лучшим учителям из разных уголков Оренбуржья губернатор вручил ключи от новеньких автомобилей.

 

Больше не пешеходы

Едва ли во всей стране найдётся ещё один регион, где учителей поощряют материально с такой регулярностью и щедростью. Только за 7 последних лет владельцами автомобилей стали 343 педагога из всех городов и районов области.

– Я не первая в нашей школе, кого наградили автомобилем, – уточняет Ольга Прохнова, учитель русского языка и литературы Блявтамакской школы Медногорска, только что вернувшаяся под звуки фанфар с букетом и ключами к своей «Ладе». – В позапрошлом году все так же поздравляли нашу Инну Николаевну Сухареву.

Ольга Георгиевна говорит, с детства мечтала быть учителем и ни разу не пожалела, что выбрала этот путь. Её педстаж – более 40 лет.

Стаж Ирины Кургузовой из Гая чуть меньше – 35 лет, в прошлом году один из её учеников набрал 100 баллов по русскому языку, в этом у неё два 98-балльных результата.

– Перед началом учебного года всегда ощущаю волнение и душевный подъём, очень хочется работать, – рассказывает она, убирая сумку на заднее сиденье новенького «Хёндэ». Права у Ирины Борисовны есть, но до сих пор в семье рулил только супруг. Теперь, когда в семье появился второй автомобиль, восстановить навыки вождения придётся и ей.

«Хёндэ» достался и историку Татьяне Курлыковой из Светлинского района.

– Учителя никогда не работали только ради зарплаты, иначе это был бы режим «от звонка до звонка», – рассуждает она, – мы же не считаемся с личным временем.

Пока мы беседуем, ведущий под общие аплодисменты называет очередную фамилию педагога – Раиса Вазиховна Прядкина, Егорьевская школа Сакмарского района.

– Везучая ли я? – смеётся она, позируя снимающим её на смартфоны коллегам у своего нового железного друга. – Удача меня замечает, но даром ничего не даётся.

Куда пристроить подаренный автомобиль, Раиса Вазиховна пока не решила, сама за руль садиться не планирует, говорит, муж на колёсах, как возил, так и будет возить.

А вот до этого момента безлошадный историк Конысбай Турушев из Орска уже записался в автошколу. Второй из восьми детей своих родителей, он единственный выбрал педагогику.

– Мне зимой исполнилось 50 лет, здорово, что такой подарок я получил именно в юбилейный год, – кричит он уже в окно. Автомобили один за другим покидают площадь. Награждённые машут букетами, некоторые растроганы до слёз. Под звуки клаксонов и аплодисменты кавалькада вливается в общегородское движение.

 

Да ну его, этот ЕГЭ

Но разъезжаться педагогам пока не с руки – через полчаса в драмтеатре начнётся августовское совещание, а пока в Ленинском садике выставку развернули техникумы и колледжи. В них, кстати, обучается почти 50 тысяч человек. Среднее профессиональное образование в Оренбуржье на подъёме.

– У нас в этом году конкурс два человека на место, – не без гордости констатирует завпрактикой Орского торгово-технологического техникума Елена Хлынова, поправляя юбку на одном из выставленных манекенов, демонстрирующих коллекцию в честь Года экологии. – Две наши выпускницы сейчас в команде художника-модельера Валентина Юдашкина – Наташа Кузнецова и Олеся Денисова. А ещё один наш выпускник работал личным поваром у Валентины Матвиенко, когда она была губернатором Санкт-Петербурга.

Директора школ, учителя, главы муниципалитетов, да и простые горожане, случайно попавшие на выставку, осматривают экспонаты, задают вопросы. Начинающие сварщики Бузулукского строительного колледжа Андрей Бураков и Миша Плужников привезли огромного паука на металлической паутине.

– Так ребята осваивают бросовый материал, учатся газоэлектросварке с элементами художественной ковки, – поясняет преподаватель Елена Якубова.

Впечатляет гуляющих и пирамида из коктейлей от оренбургского колледжа сервиса, и настоящие оленьи рога из натуральных волос от будущих парикмахеров Соль-Илецкого индустриально-технологического техникума, и, конечно, карвинг – узоры на арбузной корке.

 

Бочка мёда, ложка дёгтя

Между тем пора перемещаться в драмтеатр. Педагогическому сообществу предстоит обсудить, как удержать уже взятые высоты и покорить новые. Начинается педсовет с перечисления достижений, их в Оренбуржье действительно немало: по результатам ЕГЭ наша область в пятёрке лидеров, по темпам реконструкции и ремонта сельских школьных спортзалов – в тройке лучших регионов.

– С 2000-го по 2010 год, в условиях относительного финансового благополучия, в Оренбуржье появилась лишь одна новая школа, – напомнил губернатор Юрий Берг. – А за последние 7 лет в регионе введено в эксплуатацию 8 школ на 4500 мест.

Московские гости, включая главу Рособрнадзора, прибыли в Оренбург не случайно. Поначалу успехи региона федеральное начальство даже настораживали: слишком хорошо – тоже плохо, закрадываются сомнения, а так ли объективна эта благостная картинка? Не фальсифицируются ли те же результаты ЕГЭ?

Но проверка 2015 года показала: у нас всё чисто. Да и проблем, между прочим, хватает. Например, оплата труда педагогов дополнительного и дошкольного образования, защита имущественных прав детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, обеспеченность местами в детсадах малышей до 3 лет, аттестация воспитателей, дефицит педагогов, готовых работать с одарёнными детьми… Родители вздрагивают при слове «оптимизация».

– Главам муниципалитетов я сказал так: слова «сокращение» и «оптимизация» у нас запрещены, – напомнил Юрий Берг. – Прежде чем что-то сокращать и оптимизировать, подумайте, что вы предложите детям и их родителям взамен.

Предстоит системно повышать квалификацию учителям биологии, французского языка и географии, по этим предметам показатели пока не радуют. Заново придётся сформировать психологическую службу в школах, чтобы забыть о психологической неустойчивости учеников. Но главный вывод августовки — нельзя успокаиваться. Жизнь как эскалатор, едущий в обратную сторону: даже чтобы оставаться на месте, нужно непрерывно шагать.

 

Компетентно

Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ:

– Везде хорошие результаты – такого быть не может. Помните, в 80-х годах дали установку: «В Москве не должно быть троечников!» И в следующем году не стало троечников. Не потому, что дети стали лучше учиться, а просто учителя перестали ставить тройки. Но зачем это нужно? Педагогам, школам, всей системе образования нужна объективная самодиагностика, не ради того, чтобы отчитаться, какие все молодцы, или, наоборот, репрессировать наиболее слабых, а чтобы увидеть пробелы и точечно их ликвидировать.

Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений:

– Оренбургская область у нас – некий ориентир среднего показателя по России, вы всегда в тренде общероссийских тенденций. Это говорит о том, что система образования в Оренбуржье устойчива и развивается вполне динамично. Но фиксироваться на преодолении минимального порога ЕГЭ и на стобалльниках уже не достаточно. Преодоление минимального порога – пройденный этап. Хорошо мотивированные на учёбу выпускники тоже не нуждаются в повышенном внимании педагога, они могут взять свои высокие баллы на самоподготовке, а вот с остальными нужно серьёзно заниматься.

 

Марина Веденеева

 

 

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top