Скорая музыкальная помощь

Кто бы мог подумать, что в обычной сельской школе искусств преподаёт самый настоящий композитор! Причём не просто композитор-песенник, а автор концерта для фортепиано с оркестром и даже оперы!

 

Пепельницы для способных

Дело в том, что Сакмарскую ДШИ Екатерина Гомзикова обычной не считает. Наоборот, называет, уникальной и удивительной, с особым микроклиматом и историей. Школа в декабре отметит 50-летний юбилей, и для Екатерины Гомзиковой это абсолютно личное событие. К празднику она, как обычно, сочинит песню.

Екатерина Сергеевна работает здесь уже 30 лет и 3 года. В её трудовой книжке единственная запись, сделанная, когда девушка приехала сюда по распределению.

– Можно было попробовать поступить в Московскую консерваторию, как мне советовал мой преподаватель Владимир Алексеевич Лебедев, на минуточку – ученик Арама Хачатуряна, одно время игравший в оркестре Утёсова! Но я в душе Илья Ильич Обломов, не люблю чемоданов, переездов, общежитий, люблю своё пианино, диван и кота, – улыбается Екатерина Сергеевна.

Коренная оренбурженка, она поначалу каждый день ездила на работу из областного центра в Сакмару и обратно, но вскоре обосновалась селе окончательно. Маленькая зарплата начинающего педагога не смущала её нисколько.

– Деньги портят людей, так что у нас в основном народ хороший, – шутит она.

Помня свой ужас от швырявшей ноты учительницы, которая попалась ей в первом классе, Екатерина Сергеевна решила, что сама будет ученикам скорее старшим другом и ссор не допустит. Впрочем, музыкальная педагогика знает примеры разных стилей преподавания. Классик фортепианной школы Генрих Нейгауз, например, был довольно вспыльчив и даже сам о себе говорил так: «Пепельницами я кидаю только в способных студентов и стараюсь, конечно, не попасть. А в бездарных мне и кидать не хочется, потому что это безнадёжно».

 

Петь надо больше

Перебирая в памяти имена своих наиболее талантливых учеников, многие из которых стали профессиональными музыкантами, Екатерина Гомзикова вздыхает о том, что в сегодня занятия музыкой уже не столь популярны, как это было в советское время. Тогда в музыкальные школы был конкурс, детей отбирали наиболее одарённых, теперь же берут всех желающих, независимо от способностей. Но главное огорчение — подрастающее поколение неразвито в музыкальном плане.

– Дети сейчас почти не поют, потому что и взрослые перестали музицировать, – говорит она. – Вспомните, раньше идёшь по улице и слышишь из окон домов: кто-то играет гаммы, а вот чей-то папа растянул аккордеон, а рядом компания выводит русскую народную да стараются на два голоса… Может, не всегда на трезвую голову, но люди пели! Даже широкие массы знали первый концерт Чайковского, насвистывали, напевали знаменитые арии из опер Верди, Бизе… А теперь для многих Бетховен – это собака, а предел мечтаний – наиграть мелодию из «Бумера».

Екатерине Сергеевне трудно к такому привыкнуть. Она из тех, для кого играть Баха с педалью – уже преступление, достойное звонка в полицию. Девочка из интеллигентной семьи осваивала пианино с 4 лет. Придя поступать в музыкальную школу, не просто спела песенку, а сама себе саккомпанировала. В 16 лет написала свой концерт для фортепиано с оркестром. Правда, на большой сцене он никогда не звучал, партия оркестра исполнялась на втором рояле. Затем были прелюдия «Вечерний Оренбург», романтическое концертино для фортепиано, песни и даже гимн городу Оренбургу. Конкуренции с гимном Давида Тухманова и Юрия Энтина он, увы, не выдержал, но этому удивляться и не приходится.

Сегодня в композиторском репертуаре Екатерины Гомзиковой более 30 песен. Многие из них можно найти в Интернете, они отмечены тысячами лайков. Две из них в 1992 году прозвучали на центральном телевидении в передаче «Утренняя звезда» в исполнении её же ученицы Арминэ Шахбазян. Одно время Гомзикову – и саму, и с учениками – то и дело приглашали на областное радио и телевидение…

 

Ух ты, говорящая рыба!

В 2000 году Екатерина Сергеевна взялась за сочинение оперы по пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке». Либретто написал преподаватель Оренбургского музыкально-педагогического училища Юрий Баев.

– Опера одноактная, без хоровых сцен, действующих лиц всего три: Старик, Старуха и Золотая рыбка, – поясняет автор. – Премьера состоялась в классном порядке силами студентов оперной студии.

Музыкальный мир тесен. Ведущий тенор Нижегородского театра оперы и балета Евгений Скорочкин родом из Оренбурга (учился у Юрия Баева, автора либретто). Он и предложил худсовету театра ознакомиться с клавиром оперы Екатерины Гомзиковой о рыбаке и рыбке. Худсовету материал понравился, возникла идея исполнить 6 июня в Болдине, ко дню рождения Пушкина.

– Но случилась какая-то заминка, и премьеру перенесли на осень, – говорит Екатерина Сергеевна. – Я не слишком вникаю, пусть ставят, когда им удобно. Я вообще представить не могла, что спустя 17 лет ею заинтересуется профессиональный театр!

Работала Екатерина Сергеевна над ней целый год, по тактам изучая другие оперы. Её самые любимые – «Пиковая дама» Чайковского и «Севильский цирюльник» Россини.

Листая клавир, Екатерина Сергеевна напевает: «Дурачи-ина ты, простофи-иля!» Это ария Старухи, которая в либретто называется бранью: первая брань Старухи, вторая брань Старухи… Как и положено, через всю оперу проходит сквозная мелодия – лейтмотив разбитого корыта.

Что бы попросила у золотой рыбки сама Екатерина Сергеевна?

Она пожимает плечами: творческого простора ей всегда хватало, поддержки семьи тоже, дочку вырастила умницей-красавицей (Мария Гомзикова, окончив институт искусств имени Ростроповичей, тоже пришла преподавать в Сакмарскую ДШИ)… Разве что выздоровления. Неудачно поскользнувшись зимой 2001-го, Екатерина Сергеевна серьёзно повредила правую ногу, перенесла две операции. Теперь ни педалью во время игры на пианино воспользоваться, ни туфли к концертному платью надеть… Потеряв прежнюю мобильность, она выпала из музыкантской тусовки.

– Жизнь – это то, что происходит, когда ты строишь совсем другие планы, – горько усмехается музыкант.

 

Необъяснимый феномен

В семейном альбоме Гомзиковых есть любопытное фото, свадебное. Оказывается, Екатерина была замужем за Сергеем Кузнецовым, основателем группы «Ласковый май» и автором хита «Белые розы».

– Мы познакомились в музучилище, он учился на отделении хорового дирижирования, а я – на теории музыки, – вспоминает она. – Отношения у нас были такие светлые, романтические. Он меня называл «моя Сергевна», а я его – кузнечиком. Встречались несколько лет, я дождалась его из армии, а в браке протянули лишь три месяца. Но разошлись мирно, остались друзьями.

По словам собеседницы, к разрыву привели музыкально-вкусовые разногласия. Сергей упрекал молодую супругу, что она, сочиняя музыку, слишком увлечена Дунаевским и уже не замечает, что перебарщивает с подражанием, «гонит Дуню». А Кате было непонятно, как музыкант с академическим образованием, знакомый с шедеврами мировой классики, может всерьёз возиться с попсовыми песнями в три аккорда!

О бывшем супруге, который, к слову, по-прежнему живёт в Оренбурге, Екатерина Сергеевна и сейчас отзывается с теплом, глубоко уважая его поэтический дар. Она знает наизусть все его стихотворения и просит не судить о Кузнецове лишь по тексту шлягера «Белые розы».

Тогда, в конце 80-х, Гомзикова была поражена успехом «Ласкового мая», считая это какой-то вкусовой аномалией, помутнением в головах у целого поколения. Но с годами, знакомясь с новыми «попшедеврами», поняла: когда думаешь, что достиг дна, слышишь стук снизу.

– Современному обществу требуется скорая музыкальная помощь, волнуется педагог. – Детей, молодёжь надо спасать от дурновкусия и цинизма. Ведите детей в музыкальные школы, пока не поздно. Сейчас как раз идёт набор.

Марина Веденеева

 

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top