$ 63.48 € 74.35
16+
22 июля 2018, 21:28

С букетом навыков

Где и чему учиться, чтобы потом было «легко в бою»?
26.02.2018, 21:38
Но каковы бы ни были профессии будущего, старый добрый принцип «учиться, учиться и ещё раз учиться!», похоже, и сегодня живее всех живых.
Фото: Олег Рукавицын

Как замотивировать молодёжь выбирать профессии, которые нужны современной экономике? Почему наличие диплома больше не является гарантией трудоустройства? Нормально ли менять профессию несколько раз за жизнь?

 

Профориентация с пелёнок

Эти вопросы ставит перед сегодняшним обществом сама жизнь. И все мы ищем ответы: самостоятельно или сообща. Оренбуржье стало первым и пока единственным в России регионом, где профориентационную работу решили вести не просто регулярно, но и начинать так рано, как только возможно - с дошколят и первоклашек.

- Приказом министерства образования Оренбургской области созданы сезонные школы на базе 20 организаций среднего профессионального образования, - рассказывает заместитель министра образования региона Эльвира Масликова. - В их работе участвует уже 131 школа, это более 4 тысяч учеников, и 350 воспитанников детских садов. По территории это Оренбург, Орск, Бузулук, Бугуруслан, Новотроицк, Ташлинский, Шарлыкский районы…

Что же такое - сезонные школы? Это уникальный проект по ранней профориентации, стартовавший в регионе в 2017 году.

Так как именно рабочие профессии сегодня особенно востребованы на рынке труда, техникумы и колледжи, принимая у себя школьников, проводят профориентационные занятия. Но не просто показывают буклеты и водят ребят по мастерским с экскурсиями, а дают возможность прикоснуться к той или иной профессии лично, что называется -  построгать, посверлить и попробовать что-то сделать самому.

Разумеется, задания построены с учётом требований техники безопасности и возрастных особенностей детей.

- А давайте проверим, кто из вас самый горячий? - знакомит с пирометром первоклашек оренбургского лицея № 6 преподаватель информационных технологий Оренбургского гуманитарно-технического техникума Антон Куликов. Сегодня для малышни в спортзале техникума проводится квест: группки семилеток бегают от станции к станции, выполняя определённые игровые задания.

Катюша Козырева, оказавшаяся самой горячей, уже поняла, что пирометр - устройство для измерения температуры на расстоянии, теперь нужно с его помощью найти в спортзале самый горячий предмет. В глазах ребятни неподдельный исследовательский интерес.

А рядом их одноклассники энергично закручивают гайки.

- Мы изучаем, как работают первичные электрические схемы, как движется ток, - поясняет педагог. - Если все контакты правильно затянуты, загорится лампочка.

Лампочка и правда загорается. Дети довольны, что всё сделали правильно, и торопятся дальше - к станции с научным названием «Архитектор интеллектуальных систем управления». Здесь можно подвигать пальцами искусственной руки, созданной студентами техникума на 3Д-принтере. Она управляется через сотовый телефон и предназначена для работы в агрессивной среде.


В мечтах о терминаторе

Гостит сегодня в техникуме не только лицей № 6. Пятиклассники школы № 38 в одном из кабинетов возятся с робототехникой.

- Я считаю, что самые важные роботы - это роботы-солдаты. Они нужны, чтобы в конфликтах между странами не гибли люди, - размышляет пятиклассник Глеб Исаев, наблюдая, как всасывает рассыпанную по парте гречку робот-пылесос. - Нужны и роботы-спасатели, которые могли бы проникать в труднодоступные места и спасать людей.

На вопрос, выбрали ли пятиклассники, кем хотят быть, когда вырастут, сыплются ответы: полицейским, архитектором, стоматологом, оператором...

- Раньше я хотела стать медсестрой, чтобы делать детям уколы, - вспоминает 10-летняя Полина, - потом ветеринаром, потому что мне жалко котят и щенков, потом балериной - ей все хлопают, а теперь не знаю. Мама говорит, что лучше всего быть бухгалтером в «Газпроме», как она.

Как видим, рабочих профессий в приоритетах пятиклассников пока нет. Но сезонные школы - идея совсем новая. Изначально планировалось проводить профориентацию со школьниками только во время каникул, отсюда и название «сезонные», однако родители сами попросили сделать периодичность таких встреч еженедельной, например, за счёт внеклассных занятий или уроков технологии.

- Важно как можно раньше определить, какие способности у ребёнка, к чему лежит его душа, - говорит директор Оренбургского гуманитарно-технического техникума Ольга Кручинина. - Познакомить с широким спектром профессий, причём не шапочно, а детально, чтобы выбор специальности будущий абитуриент делал осознанно и в дальнейшем с удовольствием и учился, и трудился.

 

Прощай, токарь! Здравствуй, токарь с ЧПУ!

Отраслевые уроки, тренинги, мастер-классы, коуч-сеты, форсайт-сессии - формы, которые выбирают педагоги сезонной школы, самые разные, но обязательно занимательные и ориентированные на практику. Кто сказал, что законы физики надо зазубривать? А может, провести эксперимент? Как, например, уронить монетку, лежащую на бумажном кольце, точно в горлышко бутылки? Что надо смешать в колбочках, чтобы получилась бешеная пена?

Школа в Татарской Каргале одной из первых присоединилась к профориентационному проекту. Здешних учеников возят на занятия в Оренбургский государственный колледж, в аграрный колледж и гуманитарно-технический техникум, и наоборот, преподаватели СПО приезжают давать уроки в Татарскую Каргалу. Сегодня, например, 8-классникам рассказывают о технологиях умного пространства.

- Я буду хирургом, у нас вся семья - медики, - говорит Альберт Бикмиров, сажая провода на контакт один-три. - Но «умный дом» - это мне интересно. Однажды придётся строить дом для своей семьи, хотелось бы разбираться, как сделать тёплые полы, что нужно, чтобы ворота сами открывались, когда я подъехал, и чайник уже вскипал к моему приходу.

По словам замминистра Эльвиры Масликовой, за прошлую приёмную кампанию желающих поступать в учреждения среднего профобразования стало на 38 процентов больше.

Директор таткаргалинской школы Таухида Низамутдинова говорит, что 70 процентов её выпускников выбирают техникумы и колледжи.

Среди причин - грустный пример бесчисленных юристов и экономистов, стоящих на бирже труда. Кто решил за них, на кого им учиться? С кого теперь спрашивать за потраченное время, силы и средства, в том числе государственные?

Сейчас даже страх перед ЕГЭ работает на повышение интереса к среднему профессиональному образованию. Однако прошли времена, когда, получив «корочки», человек ставил точку на образовании и дальше просто работал тем, на кого выучился.

Развитие технологий, автоматизация производств приводит к отмиранию некоторых профессий, а специалистам, чтобы оставаться востребованными, нужно постоянно пополнять набор своих компетенций. Если вчера, например, требовался просто токарь, то сегодня уже токарь со знанием числительно-программного управления (ЧПУ).

Кто знает, что прогресс принесёт нам через 10 - 20 лет? Но каковы бы ни были профессии будущего, старый добрый принцип «учиться, учиться и ещё раз учиться!», похоже, и сегодня живее всех живых.

Марина Веденеева

Новости
все новости