С букетом навыков

Как замотивировать молодёжь выбирать профессии, которые нужны современной экономике? Почему наличие диплома больше не является гарантией трудоустройства? Нормально ли менять профессию несколько раз за жизнь?

 

Профориентация с пелёнок

Эти вопросы ставит перед сегодняшним обществом сама жизнь. И все мы ищем ответы: самостоятельно или сообща. Оренбуржье стало первым и пока единственным в России регионом, где профориентационную работу решили вести не просто регулярно, но и начинать так рано, как только возможно — с дошколят и первоклашек.

— Приказом министерства образования Оренбургской области созданы сезонные школы на базе 20 организаций среднего профессионального образования, — рассказывает заместитель министра образования региона Эльвира Масликова. — В их работе участвует уже 131 школа, это более 4 тысяч учеников, и 350 воспитанников детских садов. По территории это Оренбург, Орск, Бузулук, Бугуруслан, Новотроицк, Ташлинский, Шарлыкский районы…

Что же такое — сезонные школы? Это уникальный проект по ранней профориентации, стартовавший в регионе в 2017 году.

Так как именно рабочие профессии сегодня особенно востребованы на рынке труда, техникумы и колледжи, принимая у себя школьников, проводят профориентационные занятия. Но не просто показывают буклеты и водят ребят по мастерским с экскурсиями, а дают возможность прикоснуться к той или иной профессии лично, что называется —  построгать, посверлить и попробовать что-то сделать самому.

Разумеется, задания построены с учётом требований техники безопасности и возрастных особенностей детей.

— А давайте проверим, кто из вас самый горячий? — знакомит с пирометром первоклашек оренбургского лицея № 6 преподаватель информационных технологий Оренбургского гуманитарно-технического техникума Антон Куликов. Сегодня для малышни в спортзале техникума проводится квест: группки семилеток бегают от станции к станции, выполняя определённые игровые задания.

Катюша Козырева, оказавшаяся самой горячей, уже поняла, что пирометр — устройство для измерения температуры на расстоянии, теперь нужно с его помощью найти в спортзале самый горячий предмет. В глазах ребятни неподдельный исследовательский интерес.

А рядом их одноклассники энергично закручивают гайки.

— Мы изучаем, как работают первичные электрические схемы, как движется ток, — поясняет педагог. — Если все контакты правильно затянуты, загорится лампочка.

Лампочка и правда загорается. Дети довольны, что всё сделали правильно, и торопятся дальше — к станции с научным названием «Архитектор интеллектуальных систем управления». Здесь можно подвигать пальцами искусственной руки, созданной студентами техникума на 3Д-принтере. Она управляется через сотовый телефон и предназначена для работы в агрессивной среде.


В мечтах о терминаторе

Гостит сегодня в техникуме не только лицей № 6. Пятиклассники школы № 38 в одном из кабинетов возятся с робототехникой.

— Я считаю, что самые важные роботы — это роботы-солдаты. Они нужны, чтобы в конфликтах между странами не гибли люди, — размышляет пятиклассник Глеб Исаев, наблюдая, как всасывает рассыпанную по парте гречку робот-пылесос. — Нужны и роботы-спасатели, которые могли бы проникать в труднодоступные места и спасать людей.

На вопрос, выбрали ли пятиклассники, кем хотят быть, когда вырастут, сыплются ответы: полицейским, архитектором, стоматологом, оператором…

— Раньше я хотела стать медсестрой, чтобы делать детям уколы, — вспоминает 10-летняя Полина, — потом ветеринаром, потому что мне жалко котят и щенков, потом балериной — ей все хлопают, а теперь не знаю. Мама говорит, что лучше всего быть бухгалтером в «Газпроме», как она.

Как видим, рабочих профессий в приоритетах пятиклассников пока нет. Но сезонные школы — идея совсем новая. Изначально планировалось проводить профориентацию со школьниками только во время каникул, отсюда и название «сезонные», однако родители сами попросили сделать периодичность таких встреч еженедельной, например, за счёт внеклассных занятий или уроков технологии.

— Важно как можно раньше определить, какие способности у ребёнка, к чему лежит его душа, — говорит директор Оренбургского гуманитарно-технического техникума Ольга Кручинина. — Познакомить с широким спектром профессий, причём не шапочно, а детально, чтобы выбор специальности будущий абитуриент делал осознанно и в дальнейшем с удовольствием и учился, и трудился.

 

Прощай, токарь! Здравствуй, токарь с ЧПУ!

Отраслевые уроки, тренинги, мастер-классы, коуч-сеты, форсайт-сессии — формы, которые выбирают педагоги сезонной школы, самые разные, но обязательно занимательные и ориентированные на практику. Кто сказал, что законы физики надо зазубривать? А может, провести эксперимент? Как, например, уронить монетку, лежащую на бумажном кольце, точно в горлышко бутылки? Что надо смешать в колбочках, чтобы получилась бешеная пена?

Школа в Татарской Каргале одной из первых присоединилась к профориентационному проекту. Здешних учеников возят на занятия в Оренбургский государственный колледж, в аграрный колледж и гуманитарно-технический техникум, и наоборот, преподаватели СПО приезжают давать уроки в Татарскую Каргалу. Сегодня, например, 8-классникам рассказывают о технологиях умного пространства.

— Я буду хирургом, у нас вся семья — медики, — говорит Альберт Бикмиров, сажая провода на контакт один-три. — Но «умный дом» — это мне интересно. Однажды придётся строить дом для своей семьи, хотелось бы разбираться, как сделать тёплые полы, что нужно, чтобы ворота сами открывались, когда я подъехал, и чайник уже вскипал к моему приходу.

По словам замминистра Эльвиры Масликовой, за прошлую приёмную кампанию желающих поступать в учреждения среднего профобразования стало на 38 процентов больше.

Директор таткаргалинской школы Таухида Низамутдинова говорит, что 70 процентов её выпускников выбирают техникумы и колледжи.

Среди причин — грустный пример бесчисленных юристов и экономистов, стоящих на бирже труда. Кто решил за них, на кого им учиться? С кого теперь спрашивать за потраченное время, силы и средства, в том числе государственные?

Сейчас даже страх перед ЕГЭ работает на повышение интереса к среднему профессиональному образованию. Однако прошли времена, когда, получив «корочки», человек ставил точку на образовании и дальше просто работал тем, на кого выучился.

Развитие технологий, автоматизация производств приводит к отмиранию некоторых профессий, а специалистам, чтобы оставаться востребованными, нужно постоянно пополнять набор своих компетенций. Если вчера, например, требовался просто токарь, то сегодня уже токарь со знанием числительно-программного управления (ЧПУ).

Кто знает, что прогресс принесёт нам через 10 — 20 лет? Но каковы бы ни были профессии будущего, старый добрый принцип «учиться, учиться и ещё раз учиться!», похоже, и сегодня живее всех живых.

Марина Веденеева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top