$ 66.33 € 75.77 10 Декабрь 2018, 12:34

«Потому что не изведал всех достоинств колеса…»

В России разработан проект, позволяющий сократить количество автомобильных поездок на расстояние до 15 километров
02.10.2018, 15:38

Фото: Google Images

Кто-то считает, что велосипед – это несерьёзно, это потеха для детей или способ, средство передвижения для тех, кто не может позволить себе машину. А в европейских странах на велосипедах не стесняются ездить мэр Лондона, премьер-министр Голландии, королевская семья Дании, парламентарии и многие другие высокопоставленные лица.

Там давно поняли, что это здоровый, экологический, рациональный и удобный вид транспорта. Вот и в России Минтранс решил перенять этот опыт и внедрять его в нашу жизнь.

 

На шаг впереди

Клавдию Красикову, 86-лет­нюю жительницу Илека, земляки знают не только как труженицу тыла и бывшего завуча школы, но и как большую любительницу круглогодичной велосипедной езды. Когда колёса начинают застревать в снегу или грязи, Клавдия Емельяновна несёт своё транспортное средство на себе. Не отстаёт от неё и ещё один извест­ный в селе пожилой велосипедист – участник Великой Отечествен­ной войны Фёдор Крейдин.

– У нас в райцентре истори­чески так сложилось, что жители передвигаются на велосипедах, – рассказывает Ольга Кирпични­кова, заместитель главы админи­страции по социальным вопро­сам. – Когда в село приезжают гости, удивляются, как много у нас велосипедистов, особенно в час пик. Утром и вечером люди едут друг за другом в несколько рядков, на двух-, трёхколёсных, с люльками, прицепами.

А началась эта традиция в 60 – 70-х годах прошлого столетия. В Илеке был подъём производства, люди спешили на работу, рассто­яние приходилось преодолевать немаленькое, а своих машин прак­тически ни у кого не было.

– Сегодня в Илеке проживает около 10 тысяч человек, и при этом нет общественного транспорта. Несколько раз пытались его вве­сти, но жители не пользуются автобусами, привыкли ездить на велосипедах, – продолжает Ольга Михайловна. – Поэтому мы просто вынуждены развивать велосипедную инфраструктуру. Стойки для двухколёсного коня есть практически около каждо­го объекта: у магазинов, школ, администрации. Дети и многие учителя ездят на занятия на ве­лосипедах. В школах постоянно проводятся профилактические беседы о безопасности на доро­гах. Кстати, у нас практически не бывает ДТП с участием велоси­педистов.

Много любителей двухколёс­ной езды и в селе Кардаилово Илекского района. Село большое, проживает 3 тысячи человек. Протяжённость немаленькая – на почту, в сельсовет, школу или магазин пешком добираться неудобно.

Как признаётся Ольга Михай­ловна, она сама стала пользовать­ся служебной машиной, только когда заняла нынешнюю долж­ность. А до этого, работая руково­дителем педколледжа, ездила на работу, как и большинство сель­чан, на велосипеде. Треть сотруд­ников районной администрации, в том числе начальники отделов, передвигаются на велосипедах. А сейчас решается вопрос об ор­ганизации велопарковки около местной больницы, так как даже больные приезжают на приём к врачу на велосипеде.

Так что, если развитие велоси­педной инфраструктуры войдёт в государственное русло, жители Илека ко всему уже готовы.

 

Плюсы и сомнения

Министерство транспорта России разработало недавно для регионов методические реко­мендации по организации вело­инфраструктуры, что, по мне­нию чиновников и специалистов, должно способствовать решению транспортных и экологических проблем, повысить удобство пе­редвижения на расстояния до 10 – 15 километров и доступность территорий, разгрузить дороги и даже снизить затраты на здраво­охранение.

По мнению Александра Шум­ского, главы проектно-техниче­ского комитета «Удобная дорога» при Росстандарте, обустроить велодорожками необходимо в первую очередь города со слабой транспортной инфраструктурой. Велосипед позволяет заменить общественный транспорт там, где он не налажен.

Уже успешно реализован по­добный велосипедный проект в Альметьевске (Татарстан), там построено 83 километра велодо­рожек. В результате в городе за 3 – 4 года количество велосипеди­стов увеличилось в 50 раз, город стал похож на Амстердам, где в любую точку можно добраться на велосипеде. В Европе более 250 миллионов велосипедистов. Из них 61 миллион использует этот вид транспорта ежедневно.

Калининградская область присоединится к европейской сети велосипедных трасс, вошед­ших в проект EuroVelo. В рам­ках этого же проекта планиру­ется строительство велотрассы Москва – Минск – Варшава – Бер­лин – Гаага. А вдоль Балтийского моря хотят построить велодо­рожку стоимостью в миллиард рублей, окупить вложения рассчитывают благодаря увеличению потока тури­стов.

А вот у Александра Лыт­кина, эксперта Националь­ного совета по обучению и тестированию водителей, мнение о реализации этой идеи в России не особо ра­дужное. Он считает, что в сельской местности люди и сейчас часто передвигаются на велосипедах. Правда, это связано не с наличием ве­лодорожек, а с дешевизной такого транспорта.

– Специальные поло­сы для двухколёсного транспорта есть в Мо­скве, более 200 кило­метров, – говорит Александр Валенти­нович, – но практи­чески отсутствуют в регионах. Так как на развитие велоинфраструктуры нужна финансовая поддержка из федерального бюджета, ведь власти на местах не всегда нахо­дят средства даже на то, чтобы залатать ямы на дорогах.

Так что насколько реально наладить в регионах велоинфра­структуру – большой вопрос. И суть не только в финансах, но и в том, сколько понадобится вре­мени, чтобы донести до нашего сознания, что променять комфорт­ное передвижение в автомобиле на велосипедную езду полезно во всех отношениях. Пер­вые шаги в Оренбурге уже делаются. На улице Совет­ской установили бесплатную своего рода станцию техоб­служивания велосипедов. Это металлический столб с креплениями для велосипеда и набором самых необходимых для мелкого ремонта инстру­ментов: гаечных ключей, от­вёрток, насосов. Теперь лю­бой велосипедист сможет подтянуть цепь или подкачать колесо.

Появились велопарковки у торговых центров, однако эта диковина там, скорее, для отчёта. По крайней мере, воз­никает такая мысль, когда видишь около огромного центра стоянку всего на три велосипеда.

Есть и велодорожки, правда, в основном пока на них можно увидеть только мамочек с коля­сками. Но, может, если мы хотя бы попробуем поездить на вело­сипедах, то сможем понять их преимущество. Помните, как в той песне: «Трудно было человеку десять тысяч лет на­зад, он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад. Он не знал велосипеда, слепо верил в чудеса, по­тому, что не изведалвсех достоинств ко­леса…»?

 

Зима не помеха

Для Глеба Хваткова велосипеды не только хобби, большая страсть, образ жизни, но и способ заработка. Молодой человек работает администратором в областной сети проката велосипедов и механиком, продавцом в одном из веломагазинов Оренбурга.

В свободное время зача­стую испытывает себя на пе­ресечённой местности, преодолевая на велосипеде до 50 километров в день. Но и в будни этот вид транспорта – неотъемлемая часть его жизни.

– У меня было несколько машин, казалось бы, не требо­вавших больших финансовых затрат в обслуживании, – рас­сказывает Глеб. – Но я решил продать авто и пересесть на велосипед. Был очень удивлён, какая колоссальная экономия денег получилась. Я работаю в двух местах, и обе органи­зации недалеко от дома. Но даже если бы надо было ехать километров пятнадцать, я до­бирался бы на велике. Едешь в комфортном для тебя темпе, дорожные пробки не беспоко­ят. Плюсов много.

По словам Глеба Хваткова, сегодня всё чаще оренбуржцы стали приобретать велосипеды именно как средство передви­жения на короткие расстояния.

– Хочу развеять миф, что велосипед – это сезонный транспорт, – говорит Глеб. – Как и к машине, к нему есть летняя и зимняя резина. Езда зимой отличается только тем, что нужно правильно техниче­ски подготовиться, и, конечно, чтоб здоровье позволяло.

Он уверен, если начнут по­являться велосипедные дорож­ки, количество велосипедистов значительно увеличится.

– Но начинать нужно не с дорог, а с привития культуры поведения на проезжей части, – считает Глеб. – Я часто ката­юсь на велосипедах со своей девушкой и заметил, когда она начинает от меня отставать, водители ей сигналят, видимо, боятся резких движений, не знают, чего от неё ожидать, по­этому предупреждают о себе. Она же из-за этих сигналов начинает прижиматься к обо­чине, а это тоже рискованно. Автолюбители не восприни­мают нас как полноправных участников дорожного движе­ния, поэтому надо разъяснять, кто, когда, где и кому должен уступать дорогу.

 

«Велосипедист» звучит гордо

В Японии можно найти немало наглядных примеров содействия велосипедистам. Создана специальная карта «Зелёная педаль», на которой отмечены велосипедные дорожки, зоны повышенной опасности, места аренды, велопарковки.

Но наилучший эффект мо­жет дать грамотное планирова­ние и развитие инфраструктуры городов, именно это позволит сделать велосипед альтернати­вой автомобилю. Ведь многие потенциальные городские вело­сипедисты порой отказываются от передвижения на большие рас­стояния, так как считают этот вид транспорта слишком опасным.

Для осуществления подобных нововведений, скорее всего, потре­буется нечто большее, чем просто инфраструктурные изменения. Нам придётся осознать, что велоси­педы являются частью нашей жиз­ни и жизни населённого пункта. Это произойдёт лишь тогда, когда всё больше и больше людей ощутят преимущества велоезды и испыта­ют чувство гордости за свою малую родину с самыми благоприятными для велосипедистов условиями.

 

Прямая речь

Елена Жукова, пресс-секретарь министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области:

 – Каждый километр, преодолеваемый на велосипеде, а не на машине, позволяет предотвратить выброс в атмосферу 145 граммов двуокиси углерода. Количество велосипедистов в мире год от года увеличивается. Естественно, логично было бы и в России, где сейчас активно внедряются инновации и прогрессивные методы модернизации общества, перенять передовой зарубежный опыт по развитию велоинфраструктуры.

При всех положительных моментах нужно учитывать, что для успешного развития этой сферы необходимо сделать многое. Это непростая задача, на решение которой потребуются затраты как временные, так и финансовые.

 

Ирина Милюкова, заведующая отделом медико-профилактических мероприятий ГБУЗ «Оренбургский областной центр медицинской профилактики»:

– Несколько лет назад я бы не поверила, что нас можно пересадить с машин на велосипеды. Но сегодня среди моих знакомых много тех, кто готов к этому. Останавливает лишь вопрос безопасности.

У моего мужа есть машина, но на короткие расстояния он ездит на велосипеде и часто жалуется, что его чуть не сбили. У меня сердце замирает, когда вижу, как по дороге несутся машины и здесь же едут велосипедисты. Как медик, я считаю, что для здоровья полезнее ходить пешком, но велосипед тоже неплохая альтернатива, если нет серьёзных заболеваний суставов и позвоночника.

Также нужно ещё суметь выработать привычку к такому ежедневному движению. Этим летом я была в Санкт-Петербурге и обратила внимание, что там очень много внешне респектабельных мужчин и женщин, в том числе возрастных, передвигающихся на велосипедах и самокатах. И окружающие реагируют на это нормально.

 

Ольга Лопатинская, начальник управления по информационной политике администрации Оренбурга:

– Велокультура в Оренбурге развивается. Возможно, не так быстро, как хотелось бы. Но это по объективным причинам. В областном центре такая велодорожка появилась на улице Салмышской.

Появляются в большом количестве велопарковки в парках и скверах города, около торговых комплексов, рядом с кафе и другими объектами массового пребывания людей.

Во дворах, которые были благоустроены в этом году по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды», на улице Чкалова, по улицам Липовой и Новой велодорожки попросили включить в проект сами жители. Их просьба исполнена.

Вдоль всей набережной Урала проектом благоустройства предусмотрены велодорожки и велопарковки. В этом году будет выполнен отрезок длиной около 500 метров.

 

Подготовила Жанна Обломкина

Новости
все новости