$ 65.61 € 75.96
16+
15 октября 2018, 23:07

Любовь и другие опасности

Что происходит, если в 30 лет всё ещё хочется к маме на ручки
03.08.2018, 13:04
А ваш ребёнок знает, что вы его любите?
Фото: Валерий Гуньков

В областной библиотеке имени Крупской прошёл тренинг детско-родительских отношений «Воспитание: мифы и реальность». Это одна из форм работы семейного клуба «Шаг навстречу», который является совместным проектом главной библиотеки региона и службы «Детский телефон доверия».

 

Вот это номер!

Психологи с частотой раз в месяц встречаются с оренбурж­цами, желающими нормализо­вать отношения в своих семьях и научиться воспитывать детей без лишних конфликтов. Форма­ты общения – лекция, семинар, тренинг, беседа, консультация…

– Каждый третий звонок на всероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122 – от родителей, – рассказала собрав­шимся методист Оренбургского социально-реабилитационного центра для несовершеннолет­них «Гармония» Алевтина Бе­лик. – Номер этот федеральный, но если звонок поступает из Оренбурга, то, возможно, он бу­дет переведён на оренбургского специалиста, хотя бывает, что звонок принимает любой сво­бодный психолог независимо от географии.

Методист напомнила, что в последнее время телефоном до­верия стали называть и номера правоохранительных органов, по которым от населения ждут сигналов о нарушениях закона. Некоторых это путает, сбивает с толку. Детский же телефон доверия – это номер, который можно набрать, когда на душе скребут кошки, когда не знаешь, как выйти из сложной ситуации и кажется, что все от тебя от­вернулись…

– Если ребёнок в семье стал­кивается с негативом, то ждёт такого же отношения и от всех остальных, – продолжает Алев­тина Владимировна. – Ему со­всем не просто решиться по­звонить на детский телефон доверия и поделиться чем-то личным. Чтобы облегчить этот процесс, мы проводим акцию «Расскажи телефону доверия о лете». Набрав номер и рассказав телефону доверия о летних впе­чатлениях, ребёнок понимает: на том конце провода никто не ругается, а наоборот, там друг, профессионал, который вы­слушает и поможет, сейчас или потом, когда понадобится.

К делу помощи семье и детям подключился и Оренбург­ский областной музей ИЗО: совместно с телефоном доверия он проводит конкурс рисунков «Доверяю доброму сердцу». Уже собрано более сотни работ.

 

В садик без истерик

Итак, вводная часть тре­нинга позади. Участники уже расселись кружком и начали знакомиться.

– Меня зовут Надежда, – бе­рёт слово молодая мамочка. – Я здесь в третий раз. Мне понрави­лась предыдущая тема – разли­чия в воспитании мальчиков и девочек. У меня была проблема с 3-летним сыном – он не хотел ходить в детский сад. Но я учусь с ним договариваться. Теперь ходим в сад без истерик.

– А у меня не т своих детей, хоть мне и за 30, – продолжает круг другая участница. – И всё- таки тема детско-родительских отношений мне интересна: я в душе всё ещё чувствую себя ребёнком, порой накрывает сильное чувство типа «хочу на ручки», а уже хотелось бы по­взрослеть.

– В каждом из нас живёт вну­тренний ребёнок – наша детская часть личности, отвечающая за наши «хочу», и внутренний ро­дитель, отвечающий за «надо», – поясняет ведущая, психолог Валентина Лазарева.

– У меня тоже нет своих де­тей. Я сын алкоголика и сам выздоравливающий алкоголик, – представляется следующий участник.

– У детей не бывает детей! – бросает кто-то из группы.

– Ещё как бывает! – парирует другой. – Мало, что ли, инфан­тильных родителей, которые перекладывают свои обязанно­сти и ответственность на детей!

– В силу разных психотрав­мирующих обстоятельств, в ко­торых проходило детство, зрелая личность может быть до конца не сформированной, – останавли­вает дискуссию ведущая.

– Я родила рано, ещё сама была почти ребёнком, – берёт слово следующая по очереди. – Материнские чувства про­снулись намного позже. Теперь моей дочери 27 лет, она упре­кает меня, что я её не любила. А мне больно это слышать… (Плачет.)

После некоторой паузы круг продолжается. Среди участниц есть и пенсионерки: они помогают взрослым детям рас­тить внуков и пришли, чтобы узнать эффективные приёмы воспитания.

 

Не до нежностей

Круг знакомства закончен. Ведущая предлагает взять ли­сточки и ответить на 3 вопро­са: 1. От кого вы чувствовали любовь в детстве? 2. Любите ли вы своего ребёнка? 3. Знает ли ваш ребёнок, что вы его любите, чувствует ли он вашу любовь?

Время пошло.

– А теперь поднимите руку, кто, отвечая на первый вопрос, написал маму или папу, – гово­рит Валентина Александровна.

Из 25 участников руку под­нимают всего человек пять.

– Да не может быть, – удивля­ется участница Альфия с подня­той рукой. – Каждая нормальная мать любит своего ребёнка!

– Увы, не каждая.

– Или любит, но по-своему.

– Может, и любит, но я не чувствую этой любви, – летят возражения с мест.

Зал гудит. В обсуждении вдруг всплывает тема войны. Люди говорят о том, что в тя­жёлые годы было не до любви. Выжил – уже спасибо. А не у з­навший тепла ребёнок в буду­щем не может быть ласковым и со своими детьми.

– Когда я была маленькой, меня родители не обнимали и не целовали. Так было принято в семье – росли без телячьих неж­ностей, – вспоминает участница по имени Инна. – И мне было дико, что у мужа в семье наобо­рот – все без конца друг к другу прикасаются: похлопывают, поглаживают, обнимают.

Может ли тот, кто недополу­чил любви от своих родителей, дать её своим детям? А умеем ли мы вообще любить? Может, мы лишь используем семью для реализации своих амбиций? Назрела необходимость прояс­нить, как участники понимают любовь.

– Любовь – это когда ты чув­ствуешь, что тебя принимают таким, каков ты есть.

– Любить – это радоваться тому, что у тебя есть.

– Это радоваться, что тому, кого ты любишь, хорошо.

– Это принимать выбор дру­гого.

– На Руси вместо «люблю» говорили «жалею».

– Я проявляю свою любовь, когда забочусь: стираю, корм­лю, причёсываю, наряжаю, – предлагает свою версию участ­ница Альфия.

– Как вы думаете, когда вы моете посуду, чувствует ли ваш ребёнок, что вы его любите? – задаёт вопрос психолог.

– Не знаю, – задумывается Альфия. – Вчера он хотел идти гулять, но бабушка прислала нам 15 килограммов огурцов, надо было заниматься засол­кой, я оставила его дома мне помогать. Но разве совместные домашние дела – это не любовь?

 

Без слов

Ведущая просит всех встать и разделиться на две группы: кто больше ощущает себя ребёнком, отходит влево, кто родителем – вправо. Задание: «родитель» должен проявить любовь к «ре­бёнку». Без слов! От «детей» ничего особенного не требу­ется, только почувствовать себя ребёнком. Через каждые 30 секунд пары меняются. Можно рассредоточиться по всему помещению.

Эксперимент начался. «Роди­тели» выбирают себе по «ребён­ку» и выполняют инструкцию: обнимают «детей», гладят их по голове, по спине, усаживают на коленки, качают, прихораши­вают, кто-то театрально при­жимает руки к сердцу… Снова и снова, пока не приласкают всю «детскую» группу. Удивительно, но почти все «дети» и кое-кто из «родителей» не сдержали слёз, психолог едва успевает разно­сить им бумажные платочки.

Наконец, шмыгая и вытирая растёкшуюся тушь, группа рас­саживается по местам, чтобы поделиться чувствами и сделать выводы.

«Я чувствую облегчение!», «Радость», «Энергию, хочется прыгать!» – доносится с мест.

Кажется, главный миф, раз­венчанный на этом тренинге: если родитель думает, что любит ребёнка, то и ребёнок это знает и чувствует автоматически. Давать любовь и принимать её, оказывается, надо уметь, по крайней мере, процесс это двусторонний.

Психолог говорит о старин­ной русской традиции роди­тельского благословения (риту­алы отделения повзрослевшего ребёнка от родителей есть у всех народов). Считается, что с рождением ребёнка родителям даётся некая жизненная энер­гия на их воспитание. И когда птенцу пора вылетать из гнезда, важно, чтобы родители переда­ли ему эту жизненную энергию, благословили на самостоятель­ную жизнь. Это своего рода и оберег, и признание. Если же родитель продолжает нянчиться с уже взрослым ребёнком, то тем самым из эгоизма оставляет ту самую жизненную энергию (её можно понимать и как ответственность) себе, лишая её ребёнка.

Тренинг закончен, участ­ники расходятся. Следующее занятие назначено на 22 авгу­ста. Тема – «Эффективное роди­тельство через сказкотерапию». Приглашаются только взрослые, без детей. Подробнее – в группе «ВКонтакте» «Семейный клуб «Шаг навстречу».

 

Марина Веденеева

Новости
все новости