Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы гимназии № 2, подготовила уже восемь ребят, получивших за Единый государственный экзамен высшие сто баллов.
О судьбоносной роли литературы в школе и «золотых» детях.
Оставь всё лишнее, всяк сюда входящий
В кабинете светло и тихо. Здесь время остановилось на 20 мая, когда классную работу посвятили сочинению-рассуждению, написав на доске его схематичный план. На стенах ничего лишнего. Обстановка деловита, даже служебна.
Здесь не живут – работают. И в результате уроков в сознании детей будто сами собой появляются отполированные до блеска слова и выводы. Верные классической трактовке. Логичные. Беспроигрышные.
За столом Валентина Александровна. Только в этом году пять ребят, занимающихся в её группе, получили высшие баллы за Единый государственный экзамен.
– Валентина Александровна, в чём секрет вашей подготовки и таких результатов?
– Наверное, в том, что гимназия работает по линейному расписанию, и у нас есть возможность дифференцированно обучать детей.
Каким образом? Мы делим их на разноуровневые группы, что даёт возможность индивидуально подходить к каждому ребёнку. В этом году мне досталась сильная группа, детям удалось реализовать свои возможности.
– Можно сказать, что сто баллов гарантированы при хорошей подготовке или это всегда ещё элемент удачи?
– «Запрогнозировать» всех детей на сто баллов невозможно, да и не нужно, наверное. Получают высшие баллы те, кто, обладая всеми знаниями, способен взять себя в руки и погасить своё волнение. Есть ученики, которые могли бы сдать на сто баллов, но не сумели мобилизоваться. Как результат, у нас много получивших за девяносто.
– Есть суждение, что ЕГЭ – это отчасти схема и можно натаскать не самого грамотного ученика так, что он получит высокий балл. Что скажете по этому поводу?
– Натаскать-то, конечно, можно, но если у ребёнка не заложена орфографическая и пунктуационная база, то стоит чуть-чуть усложнить задание, как он «поплывёт». Плюс ещё творческое задание (в прошлом так называемая часть «с»), где мало хорошо поработать над текстом. Нужно ещё и грамотно оформить своё высказывание, а для этого тоже требуются определённые знания.
– В Интернете можно найти много подсказок. Например, схематично выписанные аргументы на весь спектр тем для части «с» и различные примеры из художественных произведений. То есть можно не читать, а просто заучить их и процитировать к месту. Получается, что школьники, несмотря ни на что, всё равно обходят чтение стороной…
– Печально, конечно, но это имеет место. Мы в нашей гимназии стараемся предмет русского языка связать с литературой, потому что без качественного литературного образования хорошо сдать русский невозможно. Именно поэтому нацеливаем ребят на чтение. Многие ведут так называемые дневники аргументов. Фиксируют в них все произведения, которые прочитали. Выделяют тут же проблемы, которые есть в данной книге, и стараются в сжатой форме записать к ним аргументы.
– Какую цель преследуете как учитель литературы?
– Всегда хочется, чтобы дети были неравнодушными. Когда они пытаются спорить и высказывают свою точку зрения, мне это нравится. На мой взгляд, литература – единственный школьный предмет, воспитывающий нравственных людей.
Где ребятам научиться любить, дружить, жить в семье? Быть патриотами своей страны? Если личного опыта не хватает, а окружение не всегда соответствующее? Поэтому так важна литература. Особенно классическая.
Она – кладезь, который позволяет детям показывать, как нужно жить. И они учатся на примерах семей Ростовых, Болконских. На примерах поступков людей 40-х годов.
Мы, к слову, с большим удовольствием прочитали Бориса Васильева «Завтра была война». Говорили о том, как надо любить, защищать Родину.
«Золотые» ребята уезжают в столицу
– Что вам доставляет большую радость: когда ребёнок делает собственные выводы, быть может, корявые и своеобразные, или же даёт в своих ответах хрестоматийную, «правильную» трактовку?
– Вы же сами понимаете в силу своего возраста, что хрестоматийную трактовку ученик может дать, только если где-то её прочитает. Если ребёнок доказывает свою точку зрения, то мы вправе согласиться или не согласиться с ней, хотя, конечно, мы говорим, что академическая база того или иного утверждения такая-то.
Ведь при написании государственного экзамена нужно опираться на академическую базу. В ЕГЭ есть критерий «позиция автора», и её никак не переосмыслишь и не переделаешь.
– Как мы можем знать, какая у автора была позиция? Каждый, наверное, сам для себя решает…
– Конечно. Но мы же понимаем, что не являемся первопроходцами. За каждым произведением классической литературы стоит коллектив людей, изучавших творчество этого писателя. И у них есть основания утверждать, что всё так, а не иначе.
– Но ведь слово, литературу убивает эта догматика?
– Конечно, литература предполагает высказывание всё-таки своей точки зрения.
– При таком раскладе послушный ученик, следующий шаблонным ответам, может получить более высокий балл, чем начитанный и более эрудированный?
– Три года назад у меня была ученица Маша Новгородова. По уровню развития она выбивалась из общего ряда. Видела то, что другие не замечали. Могла так структурировать материал, как, наверное, не смогу этого сделать я. У неё был свой взгляд на всё, что она читала.
Пару лет назад выпустились Серёжа Семёнов и Саша Каракулев. Когда они отвечали, другие разворачивались и слушали, раскрыв рты. Сдали ЕГЭ они хорошо. Все за девяносто. Саша так 98 баллов получил. Учатся сейчас в Москве.
– Расскажите, пожалуйста, про сегодняшних своих стобалльников.
– У Даши Куркиной, у единственной, сто баллов по литературе. Это очень умная и начитанная девочка. Не было ни одного урока, чтобы она пришла неподготовленной. Даша действительно чувствует и понимает текст, а это дано не каждому. Планирует поступать в Москву. По-моему, хочет связать жизнь с телевидением.
Артём Лифанов получил сто баллов не только по русскому языку, но и по физике. Он безупречно грамотен. На уроках всегда задавал массу вопросов. Пока не доходил до сути, не успокаивался. Думаю, всё у него получится.
Андрей Баранов – творческий и спокойный юноша. Влюблённый в театр.
В Андрее Ерофицком мне очень нравится целеустремлённость. В 10-м классе по русскому у него были четвёрки, но два года подготовки дали себя знать. Добился своего.
Чеботарёв Никита – настойчивый. У него всегда были хорошие сочинения. Наверное, именно у Никиты самый лёгкий и приятный слог.
– Про своих учеников вы всегда можете сказать «мои дети»?
– Как классный руководитель – да. Хотят дети того или нет, но они часть твоей жизни. Семь лет проживаешь вместе с ними. В том году взяла пятый класс. Было ли трепетное ожидание, какими ребята окажутся? Конечно было… Сейчас могу сказать, что это тёплые дети. Они всегда борются за справедливость. Требуют к себе уважительного отношения. Очень ориентированы на учёбу.
– Вы 25 лет преподаёте. Как изменились за это время?
– Трудно сказать. Вообще, в школу пришла, сделав осознанный выбор. Мама тоже учитель русского языка и литературы, и я понимала, какой это труд. Для меня школа – это жизнь. Ощущение такое, что если уйдёшь отсюда насовсем, то всё остановится. Школа – это дети и непрерывное движение. Помочь, не навредить, найти, показать и направить – это главное.
Полина Кузаева