Через голод и пламя

Трепет охватывает, когда смотришь на этих крепких, с благородными чертами, белолицых людей, чьи предки-старообрядцы подвергались гонениям в своей стране более 300 лет. Вглядитесь в их лица, скорее всего, именно так выглядели русские люди 300, 400, 500 лет назад.

Главным делом их жизни было сохранение православной веры. Жили они общинами, соответственно, браки заключались только с единоверцами.

Село Сергиевка. Оренбург­ский район. Здесь осталось всего несколько семей, чьи предки были православными старове­рами. Общины и молельного дома давно нет. Традиции кол­лективной молитвы утрачены. Сегодняшнее поколение, скорее, наследники советского строя, чем старообрядческой церкви.

Например, Людмила Бобоши­на даже не знает, к какому толку древлеправославной церкви при­надлежали её деды и прадеды:

– По рассказам родителей нам известно, что предки построили старообрядческую церковь в нашем селе. По всей видимости, была она большая, потому что колокол был таким мощным, что после революции 1917 года его не стали уничтожать, а скинули в ближайшую реку Каргалку.

Тяга к церкви у меня есть, я много думала о вере своих пред­ков. Но один священник уговорил меня перекреститься, чтобы бес­препятственно заходить в любой православный храм Оренбурга, исповедоваться и причащаться.

Таисия Денисовна Семёнова, мать Людмилы, продолжает:

– Как-то ещё давно я зашла в новообрядовый православный храм и призналась священнику в том, что я старообрядка. Он мне строго запретил молиться в его храме. Пришла в другой – священник ласково сказал: «Дочь моя, приходи, когда захочешь, и молись. Бог у нас один». Так я и не поняла толком, можно или нельзя мне заходить в церковь.

Ещё одна семья в Сергиевке, в которой хранят память о предках- староверах, – Павел Семёнович и Клавдия Семёновна Болдиновы. У них хранятся старинные иконы и крест. Он, скорее всего, находился в уничтоженной сельской церкви, так как по размерам не совсем подходит для дома.

– В церковь мы не ходим. Име­ющиеся святыни после нашей смерти будут хранить племянни­ки, так как своих детей у нас нет.

…Последние представители старообрядчества. Потомки тех, кто заживо сжигал себя вместе с детьми, не желая предавать истинную, с их точки зрения, христианскую веру, тех, кто нико­му насильно не навязывал своих убеждений.

Когда приезжему человеку хо­тят рассказать самое интересное о селе Сергиевка, то непременно упоминают о старообрядцах, даже несмотря на то что никакой активной деятельности они не ве­дут. Почему? Наверное, это идёт из самой глубины народного са­мосознания: какие бы в государ­стве ни были перемены, борцов за веру и правду всегда жалели и уважали. Они были примером святости и надежды России.

– По моим данным, в Оренбурге живёт 60 тысяч старообрядцев, – рассказывает отец Геннадий, иерей, настоятель древлеправославного прихода в честь Святых Чудотворцев и Бессребреников Космы и Дамиана в Оренбурге.  – Из них в храмы ходят человек 150. У нас достаточно крепкая община. Например, в нашем храме по улице Алтайской, 12/1 службы проходят в субботу и воскресенье. Имеется своя литература. Также древлеправославные приходы расположены по переулку Матросскому (белокриницкая иерархия – с Украины) и по проспекту Братьев Коростелёвых (поморская иерархия – из Архангельской области).

Крупные общины в населённых пунктах Пономарёвского района – в Софиевке и Реке Дёме – часто ошибочно причисляют к старообрядчеству. Никаких контактов мы с ними не поддерживаем. У меня есть супруга, дети и внуки. Все посещают церковь. Часто незнакомые люди приводят ко мне больных шизофренией и бесплодием, страдающих порчей. Многим из них после молитв Господь даровал исцеление. Была одна женщина, при взгляде на которую я сразу определил: в ней просто на время замерла жизнь.

Есть такое понятие в христианстве: всё здоровенькое, но нет живого, божественного движения. Спрашивает: «Почему у меня нет детей?» Я произнёс слова Христа: «Не бойтесь, не умерла она, но спит». Стал молиться за неё. Вдруг, как ангел Господень, возник пучок света, и мне было дано знание. Я прочитал проповедь и благословил её и супруга на зачатие. Через две недели женщина прибежала радостная и сообщила о своей беременности. Сейчас девочке 7 лет. И таких случаев у меня было несколько.

 

Справка «О»

В XVII веке на пограничной территории современной Белоруссии и России образовалась целая старообрядческая цивилизация. Туда стекались религиозные беженцы со всей России. Они строили дома, развивали торговлю, писали и отливали иконы, образовывали старообрядческие монастыри и скиты, скрытые от посторонних глаз.

Во время царствования Анны Иоанновны и Екатерины Второй были устроены карательные операции и высылка раскольников. В знак протеста многие старообрядцы устраивали массовую голодную смерть или массовое самосожжение.

Только в XX веке на Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года гонения на староверов были признаны ошибочными. Вероятнее всего, в селе Сергиевка Оренбургского района поселились старообрядцы из Брянской области, пограничной с Белоруссией.

 

Инна Ломанцова

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top