Корочки для Галочки

По наблюдениям социологов, люди с высшим образованием менее склонны совершать преступления и попадать в тюрьму, меньше пьют, дольше живут и в целом более работоспособны. А раз так, получается, что высшее образование нужно всем поголовно?

Из пушки по воробьям

Для 53-летней оренбурженки Веры Пономарёвой высшее обра­зование – безусловная ценность.

– Диплом я получила недавно, всего-то пять лет назад, – рас­сказывает она. – По молодости выучиться не вышло, одна растила двух дочек, работала где придётся – в торговле, на почте…

Своим сегодняшним положени­ем Вера Константиновна довольна. Она помощник руководителя одной из относительно крупных рекламно-издательских компаний. Отвечает на звонки, предлагает ожидающим в приёмной чай-кофе, ведёт документооборот и архив, работает с оргтехникой. Для этих функций ей хватило бы и обычных курсов секретаря-референта, но её опыт показывает: работода­тели предпочитают персонал с высшим образованием, даже на должностях, где это в принципе не обязательно.

– По диплому я педагог началь­ных классов, но возиться с детьми не моё призвание, поступила, куда было проще всего, училась заочно, на коммерческой основе. Знала, что по специальности не буду работать, для меня было важно получить диплом, – рассуж­дает Вера Константиновна.

– Имея корочки вуза, ощущаешь себя по-другому, держишься с досто­инством. Пришла устраиваться сюда, меня спрашивают: «Какое у вас образование?» Я говорю: «Высшее». И меня взяли. Какое высшее, не спросили.

По той же дорожке – «не важ­но, какое, лишь бы высшее» – по­шла и Галя, старшая дочка Веры Константиновны. Баллов по ЕГЭ девушке хватило, чтобы посту­пить на бюджетное место в го­сударственный вуз на юриста. А потом начались скитания дипло­мированного, но невостребован­ного специалиста. Увы, для тех, кто не хочет или не может трудо­устроиться по специальности, на которую потратил 5 лет, остаются вакансии, не требующие особой квалификации.

– Душа болит за Галочку, – вздыхает мать, – кем она только не работала: продавцом-кон­сультантом в обувном магазине, администратором в школе танцев, диспетчером на автобазе, менед­жером холодных продаж… Недав­но устроилась было юристом, да не удержалась, говорит, тяжело, большая ответственность.

Век живи – век учись

То, что экономистов и юристов в регионе, да и в стране, переиз­быток, давно не новость. Но, по данным министерства образова­ния Оренбургской области, и в этом году наиболее востребован­ными у абитуриентов остаются экономика и юриспруденция. Эти два направления молодёжь выбирает как нечто универсаль­ное, авось пригодится. А когда по окончании вуза выясняется, что никому такой специалист не нужен, отправляются за вторым высшим: если сначала была эко­номика – идёт на юриспруденцию, и наоборот.

– Второе высшее – положи­тельная тенденция, – считает Ирина Якиманская, руководитель Ассоциации психологов Оренбур­жья, много лет преподававшая в ОГУ. – В мире принято учиться всегда, всю жизнь, узнавать что-то новое, меняться.

У получающих послевузовское образование, как правило, мотивация чаще не на смену профессии, а на использо­вание получаемых знаний в своей профессии, поэтому выбирают те профили, где знания востребо­ваны жизнью: экономический, юридический, психологический, управленческий.

Диплом вос­принимается как гарантия бла­гополучия, если одной гарантии не хватает, пытаются получить вторую, третью… А потом огор­чаются: дипломов целая стопка, а хорошей работы нет.

Тем не менее Ирина Сергеевна считает, что и первое высшее об­разование необходимо не всем:

– По моим наблюдениям, со­отношение тех, кто пришёл в вуз действительно серьёзно учиться, и тех, кому нужны корочки, – 20 к 80. В приёмной комиссии я не раз видела одну и ту же картину. При­ходят родители и говорят: «Нам на бюджет». Уточняю, на какое направление. «Всё равно», – отве­чают. Спрашиваю у детей – в ответ полное молчание и зависимость от родителей. Особенно обидно, когда такой вот немотивирован­ный студент занимает бюджетное место, а потом отчисляется, потому что ему неинтересно. Мне одна студентка-льготница ска­зала: «Не хочу быть психологом, хочу быть парикмахером».

Вузы обманывают студентов, считает Ирина Сергеевна. Не учат работать по специальности, не обеспечивают вход в профессию. Курсы порой читаются не потому, что они необходимы в деятель­ности будущего специалиста, а потому, что их читает конкретный профессор, так удобно кафедре.

Престиж – налево, доход – направо

– Высшее образование не ста­новится гарантией успешного трудоустройства, в том числе в связи с ошибками на этапе профориентации, – считает педагог-психолог Ольга Попова. – Свернув не в ту сторону на развилке «куда пойти учиться», студенты потом учатся спустя рукава, а получив диплом, не чувствуют себя кон­курентоспособными.

Главный просчёт: игнорирова­ние собственных способностей, интересов и ориентация на лож­ные маяки. Нередко к этому при­кладывают руки родные, убеждая ребёнка учиться не в той сфере, к которой у него душа лежит, а вы­брать профессию, по их мнению, престижную, доходную или ту, о которой они сами в своё время мечтали, но не смогли реализо­ваться по ряду причин.

Если идти против природы, че­ловек нигде не достигнет хороших результатов.

Беспочвенная амбициозность, слабая профориентация, игно­рирование потребностей эконо­мики, недооценка значимости среднего профессионального образования, отрыв учёбы от практики… Когда причины из­вестны, устранять их проще. А если вспомнить, что образование – фундамент карьеры, наверное, стоит вернуться и к старой доброй преподавательской строгости и принципиальности.

От первого лица

Из архитекторов – в трактористы

Вячеслав КУЗЬМИН, министр труда и занятости Оренбургской области:

– Служба занятости населения Оренбургской области ежегодно организует профессиональное обучение по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, это более 2,7 тысячи граждан. Из них 13 процентов – лица с высшим профессиональным образованием.Как правило, оренбуржцы с высшим образованием повышают свою квалификацию по специализированным компьютерным программам («1С: Бухгалтерия», «1С: Управление торговлей», «1С: Зарплата и Управление персоналом», «Гранд Смета»).

Кроме того, специалисты с дипломами вузов проходят переподготовку по рабочим профессиям. Например, в 2016 году специалист по маркетингу переобучился на оператора АЗС, педагог – на маникюршу, архитектор – на тракториста, юрист – на охранника, экономист – на повара, менеджер – на слесаря по ремонту газового оборудования.

Среди специалистов с высшим образованием больше всего нужны инженеры (300 вакансий), врачи (115), учителя (106). По нашим прогнозам, они же будут востребованы и в ближайшие 5 лет.

Теряют свою актуальность такие профессии, как фармацевт, переводчик, юрист, экономист, журналист.

 

В очередь за дипломом

Галина ШЕШУКОВА, руководи­тель Орен­бургского социологи­ческого цен­тра «Обще­ственное мнение», доктор по­литических наук:

– Численность молодёжи с высшим образованием по сравнению с серединой 90-х годов выросла в 2,5 раза. Силён стереотип, что с дипломом будет проще найти работу. И люди го­товы с себя последнюю рубашку снять, но детей выучить.

Но мы столкнулись с проблемой «пере­производства» кадров с высшим образованием по некоторым профилям. В итоге выпускники не могут найти работу соот­ветственно своему статусу, по крайней мере на территории проживания, в родном регионе.

Другая причина – требования вузов к абитуриентам и студен­там снизились из-за демогра­фии. Абитуриентов стало мень­ше, и вузы, чтобы обеспечить себе существование и нагрузку преподавателям, стали чуть не за уши тянуть некоторых «коммер­ческих» ребят, которых стоило бы отчислить за неуспеваемость.В итоге выпускников с дипло­мами много, а найти грамотного специалиста трудно.

Сокращение числа преподавателей и резкое увеличение учебной нагрузки для оставшихся педагогов – тоже шаг к снижению качества высшего образования. Перегру­женный педагог работает хуже.

Ещё одна проблема – отрыв учёбы от практики. Переход на Болонскую систему предполагал, что бакалавры будут больше ориентированы на практику, а магистры – на научную работу и преподавание. Часть дисциплин бакалавры не проходят, время обучения сократилось до 4 лет, а связки с практикой не произо­шло. Переход к системе бака­лавриата существенно снизил качество высшего образования в РФ. Получилось, что мы выпуска­ем недоучек, которых работо­датели не хотят брать, ожидая, когда те окончат и магистратуру.

Отрыв от практики наблюдается и в системе среднего профобразования. Раньше, например, некоторые училища находились при предприятиях. Работода­тель учил кадры для себя, на тех станках, на которых потом и надо трудиться, выпускник при­ходил на производство готовым к работе.Сейчас предприятия сокращают расходы на подготовку квали­фицированных рабочих. Жив принцип «забудьте, чему вас раньше учили».

Среднее про­фессиональное образование могло бы стать альтернативой учёбе в вузе, если бы было на должном уровне по качеству подготовки. А в целом повышение образо­вательного уровня населения нужно приветствовать. Сейчас вузы выполняют важную со­циальную функцию: расширяют общий кругозор, воспитывают, прививают культуру, держат молодёжь в поле зрения, под контролем, уберегая от цветных революций, попадания в крими­нальную среду или в сообщество наркоманов.

 

Факт

Меньше не стало

На территории Оренбуржья реализуют программы высшего образования 5 государственных вузов, 8 филиалов государственных вузов и 1 филиал негосударственной организации высшего образования.

Сокращения бюджетных мест в вузах области для всех уровней образо­вания за период 2013 – 2015 годов не произошло. Из общего числа студен­тов Оренбуржья 43 процента учится на бюджетной и 57 на коммерческой основе. В течение последних трёх лет пропорция существенно не менялась.

Почти не коснулось нашего региона и сокращение государственных вузов. В 2015 году был реорганизован один вуз – Оренбургский госу­дарственный институт менеджмента. Все реализуемые им направле­ния подготовки доступны абитуриентам в других образовательных организациях высшего образования.

 

Официально

Интерес растёт

Технические специальности набирают всё большую популярность среди абитуриентов, отмечают в областном министерстве образования. В ОГУ, например, это направления, реализуемые на факультетах математики и информационных технологий, электроэнергетики, в Аэрокосмическом институте.

В среднем конкурс в ОГУ составил 10 человек на одно бюджетное место по очной форме обучения. В ОГАУ самые востребованные направ­ления – «Техносферная безопасность» и «Информационная безопас­ность», почти 14 человек на место. Более традиционная для аграрного вуза «Агрономия» котируется меньше – 1,6 человека на место.

Традиционно высокий конкурс в медицинский университет – поч­ти 11 человек на место. По 10 заявлений на одно бюджетное место поступило и в педагогический университет на сдвоенные профили подготовки: русский язык и история, математика и информатика, география и экономика, история и английский язык.

Марина Веденеева

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top