По наблюдениям социологов, люди с высшим образованием менее склонны совершать преступления и попадать в тюрьму, меньше пьют, дольше живут и в целом более работоспособны. А раз так, получается, что высшее образование нужно всем поголовно?
Из пушки по воробьям
Для 53-летней оренбурженки Веры Пономарёвой высшее образование – безусловная ценность.
– Диплом я получила недавно, всего-то пять лет назад, – рассказывает она. – По молодости выучиться не вышло, одна растила двух дочек, работала где придётся – в торговле, на почте…
Своим сегодняшним положением Вера Константиновна довольна. Она помощник руководителя одной из относительно крупных рекламно-издательских компаний. Отвечает на звонки, предлагает ожидающим в приёмной чай-кофе, ведёт документооборот и архив, работает с оргтехникой. Для этих функций ей хватило бы и обычных курсов секретаря-референта, но её опыт показывает: работодатели предпочитают персонал с высшим образованием, даже на должностях, где это в принципе не обязательно.
– По диплому я педагог начальных классов, но возиться с детьми не моё призвание, поступила, куда было проще всего, училась заочно, на коммерческой основе. Знала, что по специальности не буду работать, для меня было важно получить диплом, – рассуждает Вера Константиновна.
– Имея корочки вуза, ощущаешь себя по-другому, держишься с достоинством. Пришла устраиваться сюда, меня спрашивают: «Какое у вас образование?» Я говорю: «Высшее». И меня взяли. Какое высшее, не спросили.
По той же дорожке – «не важно, какое, лишь бы высшее» – пошла и Галя, старшая дочка Веры Константиновны. Баллов по ЕГЭ девушке хватило, чтобы поступить на бюджетное место в государственный вуз на юриста. А потом начались скитания дипломированного, но невостребованного специалиста. Увы, для тех, кто не хочет или не может трудоустроиться по специальности, на которую потратил 5 лет, остаются вакансии, не требующие особой квалификации.
– Душа болит за Галочку, – вздыхает мать, – кем она только не работала: продавцом-консультантом в обувном магазине, администратором в школе танцев, диспетчером на автобазе, менеджером холодных продаж… Недавно устроилась было юристом, да не удержалась, говорит, тяжело, большая ответственность.
Век живи – век учись
То, что экономистов и юристов в регионе, да и в стране, переизбыток, давно не новость. Но, по данным министерства образования Оренбургской области, и в этом году наиболее востребованными у абитуриентов остаются экономика и юриспруденция. Эти два направления молодёжь выбирает как нечто универсальное, авось пригодится. А когда по окончании вуза выясняется, что никому такой специалист не нужен, отправляются за вторым высшим: если сначала была экономика – идёт на юриспруденцию, и наоборот.
– Второе высшее – положительная тенденция, – считает Ирина Якиманская, руководитель Ассоциации психологов Оренбуржья, много лет преподававшая в ОГУ. – В мире принято учиться всегда, всю жизнь, узнавать что-то новое, меняться.
У получающих послевузовское образование, как правило, мотивация чаще не на смену профессии, а на использование получаемых знаний в своей профессии, поэтому выбирают те профили, где знания востребованы жизнью: экономический, юридический, психологический, управленческий.
Диплом воспринимается как гарантия благополучия, если одной гарантии не хватает, пытаются получить вторую, третью… А потом огорчаются: дипломов целая стопка, а хорошей работы нет.
Тем не менее Ирина Сергеевна считает, что и первое высшее образование необходимо не всем:
– По моим наблюдениям, соотношение тех, кто пришёл в вуз действительно серьёзно учиться, и тех, кому нужны корочки, – 20 к 80. В приёмной комиссии я не раз видела одну и ту же картину. Приходят родители и говорят: «Нам на бюджет». Уточняю, на какое направление. «Всё равно», – отвечают. Спрашиваю у детей – в ответ полное молчание и зависимость от родителей. Особенно обидно, когда такой вот немотивированный студент занимает бюджетное место, а потом отчисляется, потому что ему неинтересно. Мне одна студентка-льготница сказала: «Не хочу быть психологом, хочу быть парикмахером».
Вузы обманывают студентов, считает Ирина Сергеевна. Не учат работать по специальности, не обеспечивают вход в профессию. Курсы порой читаются не потому, что они необходимы в деятельности будущего специалиста, а потому, что их читает конкретный профессор, так удобно кафедре.
Престиж – налево, доход – направо
– Высшее образование не становится гарантией успешного трудоустройства, в том числе в связи с ошибками на этапе профориентации, – считает педагог-психолог Ольга Попова. – Свернув не в ту сторону на развилке «куда пойти учиться», студенты потом учатся спустя рукава, а получив диплом, не чувствуют себя конкурентоспособными.
Главный просчёт: игнорирование собственных способностей, интересов и ориентация на ложные маяки. Нередко к этому прикладывают руки родные, убеждая ребёнка учиться не в той сфере, к которой у него душа лежит, а выбрать профессию, по их мнению, престижную, доходную или ту, о которой они сами в своё время мечтали, но не смогли реализоваться по ряду причин.
Если идти против природы, человек нигде не достигнет хороших результатов.
Беспочвенная амбициозность, слабая профориентация, игнорирование потребностей экономики, недооценка значимости среднего профессионального образования, отрыв учёбы от практики… Когда причины известны, устранять их проще. А если вспомнить, что образование – фундамент карьеры, наверное, стоит вернуться и к старой доброй преподавательской строгости и принципиальности.
От первого лица
Из архитекторов – в трактористы
Вячеслав КУЗЬМИН, министр труда и занятости Оренбургской области:
– Служба занятости населения Оренбургской области ежегодно организует профессиональное обучение по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, это более 2,7 тысячи граждан. Из них 13 процентов – лица с высшим профессиональным образованием.Как правило, оренбуржцы с высшим образованием повышают свою квалификацию по специализированным компьютерным программам («1С: Бухгалтерия», «1С: Управление торговлей», «1С: Зарплата и Управление персоналом», «Гранд Смета»).
Кроме того, специалисты с дипломами вузов проходят переподготовку по рабочим профессиям. Например, в 2016 году специалист по маркетингу переобучился на оператора АЗС, педагог – на маникюршу, архитектор – на тракториста, юрист – на охранника, экономист – на повара, менеджер – на слесаря по ремонту газового оборудования.
Среди специалистов с высшим образованием больше всего нужны инженеры (300 вакансий), врачи (115), учителя (106). По нашим прогнозам, они же будут востребованы и в ближайшие 5 лет.
Теряют свою актуальность такие профессии, как фармацевт, переводчик, юрист, экономист, журналист.
В очередь за дипломом
Галина ШЕШУКОВА, руководитель Оренбургского социологического центра «Общественное мнение», доктор политических наук:
– Численность молодёжи с высшим образованием по сравнению с серединой 90-х годов выросла в 2,5 раза. Силён стереотип, что с дипломом будет проще найти работу. И люди готовы с себя последнюю рубашку снять, но детей выучить.
Но мы столкнулись с проблемой «перепроизводства» кадров с высшим образованием по некоторым профилям. В итоге выпускники не могут найти работу соответственно своему статусу, по крайней мере на территории проживания, в родном регионе.
Другая причина – требования вузов к абитуриентам и студентам снизились из-за демографии. Абитуриентов стало меньше, и вузы, чтобы обеспечить себе существование и нагрузку преподавателям, стали чуть не за уши тянуть некоторых «коммерческих» ребят, которых стоило бы отчислить за неуспеваемость.В итоге выпускников с дипломами много, а найти грамотного специалиста трудно.
Сокращение числа преподавателей и резкое увеличение учебной нагрузки для оставшихся педагогов – тоже шаг к снижению качества высшего образования. Перегруженный педагог работает хуже.
Ещё одна проблема – отрыв учёбы от практики. Переход на Болонскую систему предполагал, что бакалавры будут больше ориентированы на практику, а магистры – на научную работу и преподавание. Часть дисциплин бакалавры не проходят, время обучения сократилось до 4 лет, а связки с практикой не произошло. Переход к системе бакалавриата существенно снизил качество высшего образования в РФ. Получилось, что мы выпускаем недоучек, которых работодатели не хотят брать, ожидая, когда те окончат и магистратуру.
Отрыв от практики наблюдается и в системе среднего профобразования. Раньше, например, некоторые училища находились при предприятиях. Работодатель учил кадры для себя, на тех станках, на которых потом и надо трудиться, выпускник приходил на производство готовым к работе.Сейчас предприятия сокращают расходы на подготовку квалифицированных рабочих. Жив принцип «забудьте, чему вас раньше учили».
Среднее профессиональное образование могло бы стать альтернативой учёбе в вузе, если бы было на должном уровне по качеству подготовки. А в целом повышение образовательного уровня населения нужно приветствовать. Сейчас вузы выполняют важную социальную функцию: расширяют общий кругозор, воспитывают, прививают культуру, держат молодёжь в поле зрения, под контролем, уберегая от цветных революций, попадания в криминальную среду или в сообщество наркоманов.
Факт
Меньше не стало
На территории Оренбуржья реализуют программы высшего образования 5 государственных вузов, 8 филиалов государственных вузов и 1 филиал негосударственной организации высшего образования.
Сокращения бюджетных мест в вузах области для всех уровней образования за период 2013 – 2015 годов не произошло. Из общего числа студентов Оренбуржья 43 процента учится на бюджетной и 57 на коммерческой основе. В течение последних трёх лет пропорция существенно не менялась.
Почти не коснулось нашего региона и сокращение государственных вузов. В 2015 году был реорганизован один вуз – Оренбургский государственный институт менеджмента. Все реализуемые им направления подготовки доступны абитуриентам в других образовательных организациях высшего образования.
Официально
Интерес растёт
Технические специальности набирают всё большую популярность среди абитуриентов, отмечают в областном министерстве образования. В ОГУ, например, это направления, реализуемые на факультетах математики и информационных технологий, электроэнергетики, в Аэрокосмическом институте.
В среднем конкурс в ОГУ составил 10 человек на одно бюджетное место по очной форме обучения. В ОГАУ самые востребованные направления – «Техносферная безопасность» и «Информационная безопасность», почти 14 человек на место. Более традиционная для аграрного вуза «Агрономия» котируется меньше – 1,6 человека на место.
Традиционно высокий конкурс в медицинский университет – почти 11 человек на место. По 10 заявлений на одно бюджетное место поступило и в педагогический университет на сдвоенные профили подготовки: русский язык и история, математика и информатика, география и экономика, история и английский язык.
Марина Веденеева