Для ребятни из гимназии №4 Оренбурга он вовсе не грозный завоеватель, а добрый и уютный Сан Саныч, учитель начальных классов. Сейчас он правит империей под названием 3 «Б». И, как его тёзка-полководец, знавший поимённо всех своих солдат, помнит каждого выпускника за 23 года педагогического стажа.
И один в поле воин
В Оренбургской области Александр Македонский единственный учитель начальных классов мужского пола. И на Северном Кавказе, в Адыгее, где он прожил более 30 лет, он тоже был единственным.
Так уж сложилось, что в начальной школе у нас работают исключительно женщины. Однако не стоит винить дам в вытеснении из педагогики мужчин. Платили бы за этот труд по-человечески, наверняка нашлось бы немало желающих и среди сильного пола. А дети от этого только выиграли бы. Сейчас, когда на 7 браков приходится 5 разводов, многие видят отцов лишь по выходным и недополучают мужского общения.
В этом смысле подопечным Александра Александровича повезло. По его наблюдениям, с мужчиной-педагогом дети ведут себя иначе. Мальчики ощущают некую мужскую солидарность, а девочки чувствуют себя принцессами и претендуют на снисходительность.
— Я сразу даю понять: любимчиков нет. К кому благоволю — с того и больше спрашиваю, — говорит Александр Македонский. — Мне близок девиз нашей гимназии: «Как можно больше уважения к человеку и требовательности к нему».
Свою дочку Софью, которая тоже третьеклассница, отдал в параллельный класс. Быть объективным к своему ребёнку трудно, велик риск перегнуть палку в сторону излишней строгости, лишь бы другие не подумали, что ей оказываются преференции.
Кстати, в Оренбург из Адыгеи семья Македонских переехала в том числе и ради хорошего образования для Софьи, которая тогда только собиралась в первый класс. А вообще Александр Македонский коренной оренбуржец, в степной столице родились и его отец и дед. После долгого отсутствия Македонский отметил любопытную особенность: здесь не судят о человеке по его пальто. Казалось бы, в Майкопе он работал в обычной школе на окраине, а тут — в гимназии элитного посёлка, где что ни дом, то дворец. Тем не менее тут он встретился не с высокомерием, как можно было бы ожидать от состоятельных людей, а наоборот, с уважением.
— Родители учеников — мои первейшие помощники. Сейчас мы все вместе добиваемся разрешения заложить на территории Ростошей фруктовый сад, это у нашего класса такой проект — «Зелёный щит Оренбурга», — поясняет Македонский.
Рычать необязательно
Будучи тёзкой и однофамильцем столь популярной исторической фигуры, к курьёзам Александр Македонский привык. В прошлом году, например, Сан Саныч участвовал в параде снеговиков, перед которым нужно было пройти регистрацию. Он честно назвал своё имя и фамилию, но был поднят на смех. Пришлось показать паспорт.
Предъявить документ понадобилось и при знакомстве с будущей женой, которая тоже решила, что её разыгрывают.
Кстати, супруге Александра Александровича в голову не придёт упрекать мужа за невысокую учительскую зарплату и ночные проверки тетрадей, она сама в той же системе, преподаёт в начальных классах.
В своё время Сан Саныч хотел стать географом, а потом, вспомнив свою первую учительницу, понял, что его путь — начальная школа. Но выбор этот — от противного.
— У неё была фамилия Рычкова и созвучный с фамилией характер, — вздыхает Македонский. — Впрочем, в этом классе я пробыл недолго, меня перевели в другую школу. Но в память врезался образ мрачной и вечно раздражённой классной дамы, явно уставшей от своей профессии. Захотелось своим примером доказать, что с детьми нужно и можно работать по-другому.
В классе только мальчики
Был в практике педагога и гендерный эксперимент — класс из одних мальчиков. Удивительно, но без девочек ребята и физически, и интеллектуально развивались лучше. Отличников и претендентов в отличники было больше. Учитель объясняет феномен тем, что девочки взрослеют раньше, и это давит на мальчишек. А в однополом классе все на равных и возникает здоровая конкуренция, способствующая развитию.
Сейчас в его классе мальчиков вдвое больше, чем девочек, а всего — 26 человек. Можно ли при таком количестве учеников уделить внимание каждому?
— Конечно, — говорит Македонский. — Настоящих звёздочек, как и откровенно слабых учеников, в классе обычно единицы. Допустим, один заскучал, так как подготовлен лучше и опережает остальных, другой, наоборот, отстаёт, не успевает за всеми. Но на то и учитель в классе, чтобы заметить это и принять меры. Интересно и комфортно работать на уроке должно быть всем.
Александра Македонского называли ещё Александром III. Оренбуржец Македонский тоже Александр третий, после отца и прадеда, а вот дед был Николаем.
В отличие от тёзки-императора Сан Саныч не амбициозен. Даже кресло директора школы не кажется ему соблазнительной перспективой. «А зачем мне это? – искренне удивляется он. — Директор работает с бумагами, а не с детьми!»
Македонского радует совсем другое. Например, когда девочка-троечница смогла найти своё место среди сверстников и стала старостой, ответственной за чистоту и порядок в классе. Из изгоев выбилась в лидеры, а потом, повзрослев, привела к Сан Санычу своих детей.
Не переживай — спишешь
Педагог рассказывает, какие странные посылы дети порой получают от старших. «Зачем тебе учиться, вырастешь — будешь торговать, как папа», «Не переживай — спишешь». Или наоборот, ребёнок может стать рабом оценок, если с него требуют только пятёрки. Хотя пятёрки и крепкие знания — не всегда одно и то же.
— Детям постоянно приходится решать проблемы, которые нагородили взрослые, — констатирует педагог. — Об этом хорошо пишет Владислав Крапивин, всем советую почитать.
Взрослым вообще стоило бы почаще смотреть на жизнь глазами детей. У Роберта Рождественского есть цикл стихов «Алёшкины мысли». Вот, например, одна из строчек: «Если бабушка раз в день бы залезала под диван…» Мы с ребятами по стихам этого цикла разыгрываем этюды в нашем театральной кружке.
Драмкружок, организованный Македонским в гимназии, отзвук детства, проведённого за кулисами драматических театров, где работали мама с папой. Учась в педагогическом институте, параллельно он и сам занимался в театре-студии.
Артистизм учителя помогает увлечь ребят, расшевелить даже тех, кто воспринимает школу как обязаловку.
— Качество работы педагога определяется не только успеваемостью, — считает Александр Александрович. — Главное — с каким настроением ребёнок учится, хочется ли ему вообще идти в школу. Важно и то, в каком расположении духа ходит на работу сам учитель. Выспался ли он, и отдохнувший, тщательнее подготовился к урокам? Или, чтобы прокормить семью, нахватал столько нагрузки, что появились мешки под глазами?
Талант учителя Сан Саныч прежде всего видит в том, чтобы быть детям другом, которому по-настоящему можно доверять, при этом оставаясь авторитетной фигурой. Именно авторитетной, но не авторитарной! Не нужно заслонять собою солнце, в этом он убеждён абсолютно и реплику Диогена при встрече с императором Александром Македонским («Не заслоняй мне солнце, царь!») считает весьма поучительной.
Марина Веденеева