$ 63.34 € 73.44
16+
18 июня 2018, 14:36

ГЛАВная реформа

Главы увольняются, сельские депутаты не хотят декларировать доходы, проблемы с распределением полномочий – виновата ли в этом муниципальная реформа?
26.10.2016, 10:51

Фото: Google Images

Уже два городских главы, назначенных профессиональной конкурсной комиссией, написали заявления об уходе: в Соль-Илецком городском округе, а затем и в Орске. Василий Требушной мотивировал свою отставку семейными обстоятельствами, Сергей Сухарев – состоянием здоровья. Наши источники сообщают, что, скорее всего, это не последние отставки. То ли механизмы муниципальной реформы дают сбой, то ли…

 

Против даже те, кто за

Весь прошедший 2015 год региональный парламент об­суждал муниципальную ре­форму. Общий смысл и декла­рированная цель реформы были понятны и естественны – местная власть должна быть наделена полномочиями. Тогда в каждом городе будет порядок и эффективный менеджмент. Но, как показывают примеры, разрабатывая реформенные механизмы по передаче полно­мочий, реформаторы многого не учли.

Привести региональ­ное управление в соответствие с федеральными требованиями было чрезвычайно сложно. Во-первых, потому что там, в Москве, создавали всё новые надстройки и подзаконные акты. Во-вторых, к этому зако­ну даже внутри партии власти не все относились хорошо. Например, Юрий Мищеряков, который теперь занял думское кресло, неоднократно и очень эмоционально говорил, что рассорился со многими одно­партийцами потому, что прого­лосовали «за». Принятие этого закона на федеральном уровне Мищеряков считает предатель­ством. Он, как городской глава с огромным стажем и опытом, знает, что полномочия должны передаваться, по крайней мере, вместе с финансированием. А эта реформа такого почему-то не предусмотрела.

Баллотиру­ясь на выборах 2016 года в Гос­думу, бывший мэр Оренбурга сказал, что с этой реформой надо что-то делать. Либо снова её менять, либо вернуть всё назад.

 

Польза без сопротивления

Впрочем, не всё в нашей реформе так уж безнадёжно. На­пример, сократили количество муниципальных образований и сразу сократились на несколько десятков миллионов рублей рас­ходы на содержание аппарата чиновников. Опять же в смысле эффективности управления ста­ло гораздо удобнее.

Но год назад были и несо­гласные с этим укрупнением. Однако губернатор Юрий Берг пресёк попытки сохранить дроб­ное территориальное деление. На одном из совещаний он от­метил:

– Сопротивление реформе отдельных чиновников я не могу объяснить ничем иным, кроме как паническим страхом за собственное кресло. Но люди от амбиций руководителей стра­дать не должны.

 

Не мы их выбирали

Самой резонансной частью реформы оказалась та, в кото­рой было решено избирать глав не всенародно, а на конкурсной основе специальной професси­ональной комиссией.

Такую модель принял регио­нальный парламент.

Александр Куниловский, возглавлявший в прошлом со­зыве комитет по местному са­моуправлению, в ответ на воз­мущённые возгласы оппозиции сказал, что законотворчество – процесс живой. Если выбран­ная модель окажется неэффек­тивной, её необходимо пере­смотреть. А пока достаточно того, что кандидатуры оценят депутаты, которых выбрали всенародно.

Вспоминая то, как проходили выборы местных советов де­путатов, констатируя отставки назначенных глав, так и хочется сказать: «Пора пересматривать».

То ли невозможно работать под грузом полномочий без фи­нансирования, то ли просто на­значенные чиновники не ощуща­ют на себе всё бремя народного доверия, не ценят победы. И всё настойчивее звучит версия о том, что госуправление испытывает кадровый голод. Быть хорошим руководителем компании и быть хорошим главой муниципали­тета – вовсе не одно и то же. Впрочем, не стоит думать, будто только наш Оренбургский реги­он переживает эти трудности. Они созвучны всероссийским.

Как бы то ни было, но вы­бранному в сентябре 2016-го региональному парламенту ещё придётся вернуться к теме муниципальной реформы.

 

Елена Черных

 

 

Точка зрения

Подозрения по фактам

Булат Калмантаев, политолог:

Кто о чём, а я о демократии. Как известно, одним из условий её успешной реализации является наличие активной массы населения, которая способна и готова к участию в самоуправлении и управлении и владеет для этого развитыми навыками.

Но с другой стороны, нет ничего хуже, чем стонать по поводу того, что люди у нас неактивны, сторонятся общественных забот, не же­лают часть из них брать на себя и так далее. Естествен­но, вечное наше громкое недовольство властью и температура кухонных дис­путов не в счёт. Но спустим­ся с вершин абстракции к нашей реальности. И вот факт – складывает полно­мочия в полном составе депутатский совет муници­пального образования. Пока только в одном дальнем сельском совете, но подоб­ные же сигналы поступают уже и от ряда других…

Ещё один факт, но помас­штабней: похоже, приближа­ется «эпидемия» заявлений глав городов, районов, окру­гов с просьбой освобождения их от полномочий, получен­ных ими по новой – конкурс­ной – системе формирования корпуса глав муниципальных образований. Пока это сде­лали главы Соль-Илецкого округа, города Орска… И есть у меня смутное подозрение, что такие заявления или что-нибудь подобное им, со ссылками на различные при­чины, будут ещё.

Осмелюсь высказать предположение: их бы не было, если бы глава избирал­ся всеобщим голосованием. Кстати, выборность власти – от муниципального до госу­дарственного уровней – тоже из признаков демократии.

Второе – опять же из смутных подозрений: уже не только на муниципальной, но и на региональной сту­пени власти начинают про­ступать признаки кадрового кризиса. Об этом года два на­зад я уже говорил, маскируя «кризис» словосочетанием, что у региональной власти «очень короткая скамья ка­дрового резерва». Кто-то по­том, возможно, скажет «ка­дровый дефолт», но очень не хотелось бы это наблюдать в действительности.

Новости
все новости