В прошедшую субботу под Оренбургом прошёл большой автомобильный праздник, который объединил джип-триал – соревнования водителей легковых автомобилей-внедорожников, выступления мотоциклистов, а также другие развлечения для любителей экстремального отдыха.
Разминались на «жигулях»
С утра к оврагу близ посёлка Ростоши съехались сотни машин. Рядом с палатками задымились мангалы, со сцены заиграла музыка. Диджеи приглашали собравшихся помериться силой за столом для армрестлинга и потянуть тяжести.
Взявшись за канаты парами, настоящие мужики тянули наперегонки две «Нивы».
– Вот за победу сертификаты со скидками на бензин, – похвалились два запыхавшихся брата- силача Константин и Владимир Пичкуляны.
За столами с дымящимся шашлыком подкреплялись ребята в защитных костюмах мотогонщиков. Но не те, к то по ночам не даёт спать горожанам рёвом моторов.
– Места наших тренировок тут, в Ростошах, и на горе Гребени, а байки не предназначены для городских дорог, – говорит Дмитрий из Оренбурга, показывая на припаркованные кроссовые мотоциклы.
Пока автогонщики готовили к старту внедорожники, малышня с восторгом прыгала на крышах выставленных на обзор старых «жигулей» и «москвичей».
Под горой ожидала своей участи видавшая виды «Лада»- «восьмёрка», которую по окончании шоу должны были разорвать на части буксирами.
Рвём мосты!
На высоком яру, как на трибуне стадиона, собралось почти две тысячи зрителей. Перед ними поле «боя» открылось как на ладони. На извилистой трассе длиной около километра вырыты канавы и бассейны, заполненные водой, через которые должны пробираться вездеходы.
Главный организатор шоу Александр Шмарин, известный в городе автоперевозчик и депутат городского Совета, рассказал:
– Обратились ребята из оренбургского автоклуба «Колесо56». Они много ездят по области и по России, привозят призы. А почему в Оренбурге нет таких соревнований? Мы решили устроить праздник для всех горожан. Привлекли 19 предприятий-спонсоров: автосалоны, АЗС, производителей автотехники.
На соревнования подали заявку около 50 экипажей из Оренбурга, Бузулука, Орска, Новотроицка, Ясного, Гая и из казахстанского Актобе. Три класса автомашин: стандартные, специально подготовленные и профессионально- спортивные. Кроме автомашин отдельно стартовали квадроциклы.
– Мы и в своём классе «подготовленные» участвуем, и в более высоком «экстрим» хотим побороться за главный приз, – поделился амбициозными планами экипаж из Бузулука – пилот Игорь Литуновский и штурман Андрей Щербовских, выступающие на красном УАЗ-469.
По сигналу одна за другой на трассу уходят пары машин. Подпрыгивая на ухабах и ныряя в рытвины, УАЗы-«козлики» стараются обогнать более юркие «Нивы». Ревут моторы, летит земля из-под колёс на крутых подъёмах.
Самый драматичный заезд, в котором участники трижды менялись на лидерской позиции, заканчивается неожиданным фиаско.
– На финишной прямой соперникам не повезло, они застряли! – откинув капот своего УАЗа пилот из Оренбурга Евгений Леханов и штурман Станислав Анфалов выпускают пар. На пути к победе они не жалели ни себя, ни автомобиль.
Автоспорт – удовольствие дорогое. Станислав, работающий слесарем, уточняет, что подготовка автомобиля к соревнованиям может обойтись до 500 тысяч рублей.
Одна за другой неисправные машины снимаются с дистанции. Белую «Ниву» вывозит наверх буксировщик.
– Редуктор моста не выдержал нагрузки на «шахматах», – вздыхает единственная женщина- штурман Римма Ермолаева из Оренбурга, участвовавшая в заезде вместе с мужем Александром. – Поставили большие колёса от УАЗа – вот результат.
Постепенно часть гонщиков превращается в зрителей, все ждут кульминации шоу – заезда автомобилей класса «экстрим».
Добро пожаловать в ад!
Судьи тем временем переформатировали трассу, открыв доступ к самым сложным препятствиям – бассейну, траншеям и рвам с земляными брустверами.
– Тут только танки пройдут, – шутили зрители.
Первая пятёрка машин класса «экстрим» разделилась сразу после старта. Две остались буксовать в бассейне. Две намертво засели в следующей траншее. Лишь оранжевый УАЗ из Актобе преодолел почти всю трассу, благодаря 5-литровому двигателю и мощным тракам, но и он позже застрял.
Ревели моторы, скрежетал металл, летела грязь. Штурманы подкладывали под колёса трапы, пошли в ход лебёдки.
Вскоре три машины буксовали уже в последней самой глубокой яме, наполненной водой. Моторы дымили чёрным, колёса срывались в юз – поломанные авто одно за другим вытаскивали трактором. Наконец и оранжевый «казах» не выдержал и, выпустив фонтан горячего тосола, заглох.
Никогда не сдавайся
Тем временем красный УАЗ с бузулукским экипажем Литуновского и Щербовских всё- таки пробился к пос леднему рубежу.
– Молодцы! – закричали зрители, целый час наблюдавшие за непрерывной борьбой людей с бездорожьем.
На исходе дня, когда стартовала вторая пятёрка экстремалов, поредевшие ряды зрителей ждали чуда. И всего через полчаса первые три экипажа – из Ясного, Оренбурга и Переволоцкого района – пересекли заветный бруствер на финише.
– Вторым всегда легче: предшественники сгладили кромки на препятствиях, кое-где пробили колею, – объяснил судья соревнований, исполнительный директор областной федерации автоспорта Виктор Валышев.
А чудо случилось позднее, когда перемазанные и измотанные бузулучане, передохнув и остудив мотор своего красного уазика, всё-таки преодолели проклятый ров на финише!
Празднование победы, вручение призов и обещанный разрыв «восьмёрки» – всё это состоялось уже поздним вечером при свете фар.
И организаторы, и зрители покидали площадку с надеждой, что такие шоу станут традиционными.
Победители в разряде «экстрим»: 1-е место –Дмитрий Полубояров и Анатолий Буртасов на УАЗ-469, Ясный. 2-е место –Артём Лаврухин и Михаил Бровиков на УАЗ-469, Оренбург. 3-е место –Руслан Чепурнаев и Эдуард Штоббе на «Нисан- патрол», село Кубанка Переволоцкого района.
Вячеслав Войтин
Оренбургский район