Когда встретилась со своим респондентом – начальником 137-й военной автоинспекции подполковником Дмитрием Куликовым, сразу призналась, что никогда не слышала о существовании такой службы. Но офицер меня успокоил, отметив, что таких большинство. В Оренбург Дмитрий Николаевич был переведён год тому назад из Екатеринбурга, где возглавлял аналогичную автоинспекцию.
– Дмитрий Николаевич, чем отличается ВАИ от ГИБДД? Чем именно вы занимаетесь?
– Военная автоинспекция дислоцируется по территориальному принципу и осуществляет свою деятельность там, где есть хотя бы три тысячи военных автомобилей. Занимаемся тем же самым, чем и инспектора ГИБДД, только работаем с военным транспортом и военнослужащими. Так же ведём технический осмотр всей военной автотехники, выдаём диагностические карты.
Служба была сформирована в 1942 году для регулирования движения военной техники. Практически в любом фильме о Великой Отечественной вой- не можно увидеть девушек- регулировщиц, именно они и представляли автоинспекцию. Потом была дорожно-комендантская служба. А в 2006 году произошли серьёзные изменения, и мы стали выполнять те функции, которые возложены на нас сегодня. Если раньше в каждом роду войск была своя автономная инспекция – у ракетчиков, лётчиков, железнодорожников и других, то сейчас она одна на всех и делится, как я уже говорил, только по территориальному признаку.
Дело в том, что есть населённые пункты с большой концентрацией военнослужащих и военных машин, у нас это посёлок Тоцкое-2 и город Ясный. И существуют некоторые моменты, в которые сотрудники ГИБДД не могут быть посвящены, например, при перевозке, сопровождении особо опасных грузов стратегического назначения. Соответственно, эти функции в таких населённых пунктах возлагаются на ВАИ.
– Вы имеете право останавливать и досматривать гражданские автомобили?
– Останавливаем, но только в крайних случаях, когда они каким-то образом попадают на военный полигон, предположим, заблудились, или есть подозрение, что гражданский водитель управляет автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, тогда мы просто блокируем машину, но для дальнейшей работы с нарушителем вызываем сотрудников ГИБДД.
– Много военного транспорта на территории области?
– Сейчас на военном регистрационном учёте около 4600 единиц различной техники. И хочу отметить, что уровень оснащения достаточно велик как по количественному, так и по качественному состоянию. Изменения в лучшую сторону начались с приходом на должность министра обороны России Сергея Шойгу. Ставки были сделаны на новое поколение автотранспорта – КамАЗ и «Урал». Автопарк значительно обновился. Уже редко можно встретить на дороге таких «старичков», как ЗИЛ-131 и ГАЗ-66, и сейчас практически нет ситуаций, как раньше, когда автоколонна выезжала из пункта постоянной дислокации, а по дороге могло выйти из строя сразу 10 машин.
– Вся военная техника подлежит техническому осмотру?
– Кроме танков. С недавнего времени даже БТР стали проходить техосмотр. По этому поводу случились большие баталии, ведь нужно было определить, к какому виду транспорта относится бронетранспортёр. С одной стороны, это средство вооружения, а значит, ему запрещено ездить по дорогам общего пользования. Но с другой – он предназначен для высадки десанта, то есть это колёсный автомобиль. В итоге стали регистрировать их (!) как трактора.
– Военные водители, допустившие какое-то правонарушение, наказываются по общим основаниям, как и гражданские?
– Если данное правонарушение предусмотрено Административным кодексом, то да. А если это нарушение приказов министра обороны, то пишем предписание на устранение, в том числе и в отношении должностных лиц, которые допустили такую ситуацию.
– Сколько ДТП зарегистрировано в этом году?
– На территории области с января по май произошло три аварии. Одна из них с участием военного автотранспорта, вторая – с участием военнослужащего, ехавшего на гражданской машине, и в третьей пострадал военнослужащий-пешеход.
За аналогичный период прошлого года было пять ДТП.
– А сколько правонарушений?
– За тот же период – 221. В основном это такие же административные нарушения, какие допускают гражданские водители: непристёгнутый ремень безопасности, отсутствие удостоверения, технические неисправности, нарушение правил перевозки людей.
Но надо сказать, что у нас нет случаев управления транспортом в состоянии опьянения. Потому что в отношении этого правонарушения есть большой нюанс – беспрекословное увольнение из рядов Вооружённых сил.
– Штат большой?
– На всю область у нас всего 10 военнослужащих, двое из которых офицеры, и три гражданских сотрудника. При такой нагрузке приходится быть универсальными. У нас каждый умеет проводить технический осмотр, ведёт документацию, выезжает на патрулирование, ДТП, регистрирует автотранспорт, контролирует его эксплуатацию, участвует в розыске машин, проверках, досмотрах, профилактической работе. Так что у нас нет однообразия. Какие бы планы на день ни строил, никогда не знаешь, что будет в следующую минуту. Даже когда возвращаешься домой, приходится быть готовым к тому, что тебя могут вернуть с полпути – воинскую часть подняли по тревоге, произошло ДТП, требуется сопровождение. Поэтому служба у нас без жёсткого графика, непредсказуемая и интересная.
Жанна ОБЛОМКИНА