$ 65.58 € 75.66
16+
17 октября 2018, 16:54

Поиск радости

Отец Дионисий: «К сожалению, люди часто просят у Бога совсем не то, что им нужно в первую очередь. Поэтому и разочаровываются, начинают сомневаться в вере»
29.09.2017, 11:12
Отец Дионисий Волков окончил Саратовскую семинарию и Московскую духовную академию. Служит священником 15 лет.
Фото: Жанна Обломкина

Со 2 по 9 октября в Никольском кафедральном соборе в Оренбурге будет пребывать великая православная святыня – икона Божией Матери Курская Коренная, привезённая из США.

Поговорить о традиции почитания икон мы пригласили в клуб газеты «Оренбуржье» настоятеля храма Архистратига Михаила в селе Октябрьском отца Дионисия Волкова. Разговор получился не только об иконах.

 – Отец Дионисий, верую­щие Оренбурга и близлежа­щих сёл – в ожидании при­бытия святыни, которая бу­дет находиться в Никольском кафедральном соборе. Читая в Интернете о Курской Ко­ренной иконе Божией Мате­ри, удивляешься тому, что её неоднократно жгли огнём, разрубали топором, похи­щали. Но она вновь и вновь являлась людям. Дошёл ли до наших дней подлинник, или это список?

– Я не историк, чтобы делать подобное заключение. Что ка­сается многочисленных копий, которые снимали с особо почи­таемых икон, есть немало сви­детельств об их чудотворениях. Первое, что приходит на ум, – Владимирская икона. Господь по молитвам перед её списками подавал исцеления, избавлял от различных бедствий. Есть и относительно свежий пример. Вот вы, например, знаете о том, что список Табынской иконы Богоматери в Никольском со­боре Оренбурга является чудотворным?

– Впервые слышу. Это тот самый совершенно тёмный лик в металлической ризе, расположенный в левой части от алтаря?

– Да. Чудотворным он счи­тается с 1949 года. Тогда епи­скопом Чкаловским и Бузу­лукским был назначен Борис Вик. Прибывший из Саратова, где, видимо, ничего не знали о нашей местночтимой иконе, он, по рассказам очевидцев, вслух удивился: «И чему тут поклоняться, чернота одна!» Сразу после этих слов лик сде­лался светлым и Богородица отвернулась от предстоятеля. Все присутствовавшие засвиде­тельствовали чудо.

Надо отдать должное епископу. Он распорядился после каждой литургии совершать возле Табынской иконы Божи­ей Матери краткое молебное пение. Так продолжается и по сей день.

– Задают ли вам вопросы по поводу противоречия между фразой «Не сотвори себе ку­мира» и молитвой перед ико­нами?

– Бывает. Если опять вер­нуться к Ветхому Завету, то Бог, после того как дал Моисею эту заповедь, повелел ему же соору­дить скинию (походный храм). Далее Бог заповедал ему от­делить основную часть храма от алтаря завесой и изобразить на ней херувимов. Во время мо­литвы и священники, и народ стояли лицом к этим изображе­ниям. Ну и, наконец, существует Туринская плащаница, где со­хранилось изображение лика Иисуса Христа. Вывод можно сделать такой: поклоняемся мы Богу, а иконы – чтим.

– Почему считается, что молиться лучше в церкви? Как же домашние иконы и само понятие вездесущего Духа Святого?

– Смотрите. Допустим, вы идёте утром на работу и видите росу на траве, в которой отража­ется солнышко. Вы же не считае­те, что это маленькое отражение заменяет солнце? Так же и с Бо­гом. В его творениях мы видим его образ. Но он проявляется не везде. И в храме Бог проявляет себя более, чем где-либо. То же касается святых икон и мощей.

– Думаю, нелишним будет объяснить, какой силой об­ладают святые мощи.

– Как-то затеяли со мной спор свидетели Иеговы: якобы нигде в Библии не сказано о почитании святых мощей. Мы вместе открыли Ветхий Завет и прочитали эпизод из Третьей Книги Царств о том, как иудеи несли хоронить своего покой­ника. Во время траурной про­цессии на них напали враги. Погребавшие, наспех забросив в пещеру умершего, начали отражать нападение. В пеще­ре тем временем происходило следующее. Мёртвое тело от ­катилось к похороненному тут ранее пророку Елисею, от кото­рого остались лишь кости. Тело коснулось мощей, и мертвец воскрес. Примеру из Библии моим оппонентам противопо­ставить было нечего. Также эта история – лучшее свидетельство о силе святых мощей.

– Как-то на православном телеканале «Спас» прозвучала цифра: около 60 процентов святынь в наших церквях – имелись в виду частицы мо­щей, пояса Богородицы, пла­щаницы Господа – подделка. Что вы об этом думаете?

– Мне трудно комментиро­вать это заявление, я не эксперт. А вот почему идут рассуждения на эту тему, скажу. Это связано с языческой психологией многих наших прихожан: пришёл, по­ставил свечку в церкви – и всё, о чём просил, должно упас ть с неба. При этом произойти долж­но только что-то очень хорошее. А если этого нет, значит, кто-то виноват.

А что является хорошим и полезным для души? Об этом мало кто думает. В Евангелии сказано: «Царство Божие внутри вас есть». И ещё слова апостола Павла: «Царство Божие – это не пища и питие, но мир и радость в Духе Святом». Чувствуете? Акцент сделан на внутреннем состоянии человека. И с пози­ции православного верующего стремиться нужно именно к этому. Человек счастлив тогда, когда он радуется, а радость совершенную может дать лишь Господь.

Молодые люди сейчас живут категориями Голливуда. Не­мало девушек мечтают выйти замуж за «денежный мешок» и не пускать на порог бедных ро­дителей. Парни озабочены тем, как заработать столько денег, чтобы их хватило детям, внукам и правнукам.

Да, материальные ценности никто не отменял, и о хлебе на­сущном думать не возбраняется. И если у меня есть дети, я обязан думать о том, чтобы они были сыты, чтобы им хватало сил на учёбу. Но я давно замечаю такую вещь: люди часто про­сят у Бога совсем не то, что им действительно нужно в первую очередь. Просто трудиться и де­лать что-то своими руками мало кто ставит себе целью.

– Отец Дионисий, а что лич­но вы умеете делать своими руками?

– У меня есть слесарная ма­стерская, где я иногда делаю кованые предметы мебели. У нас с матушкой двое детей. Все вместе мы занимаемся огород­ным троеборьем (Смеётся.) – заготавливаем овощи со своего участка на зиму.

– Удаётся вашей семье идти вразрез с общественными цен­ностями, когда ценится не до­брота, а успешность, не смире­ние, а сила, не жертвенность, а выгодное партнёрство?

– Понимаю, о чём вы говори­те. Думаю, что наш с матушкой личный пример сможет создать этот противовес. И ещё. В нашей семье нет телевизора. Общение в социальных сетях строго до­зируется.

– Как вы отнесётесь к тому, если ваш ребёнок через не­сколько лет выразит желание уйти в монастырь? Для мно­гих родителей это настоящая трагедия.

– Знаете, ведь на протяже­нии многих веков в русских семьях было по многу детей. Кто-то уходил в монастырь, кто-то выходил замуж и уезжал в соседнее село, кто-то воевал, а последыши, как правило, оста­вались с престарелыми роди­телями. И никто не чувствовал себя виноватым и обиженным. Если Бог даст, у нас в семье тоже каждый пойдёт своим путём, и слёзы будут наворачиваться только от радости.

 

Инна Ломанцова

 

Новости
все новости