Со 2 по 9 октября в Никольском кафедральном соборе в Оренбурге будет пребывать великая православная святыня – икона Божией Матери Курская Коренная, привезённая из США.
Поговорить о традиции почитания икон мы пригласили в клуб газеты «Оренбуржье» настоятеля храма Архистратига Михаила в селе Октябрьском отца Дионисия Волкова. Разговор получился не только об иконах.
– Отец Дионисий, верующие Оренбурга и близлежащих сёл – в ожидании прибытия святыни, которая будет находиться в Никольском кафедральном соборе. Читая в Интернете о Курской Коренной иконе Божией Матери, удивляешься тому, что её неоднократно жгли огнём, разрубали топором, похищали. Но она вновь и вновь являлась людям. Дошёл ли до наших дней подлинник, или это список?
– Я не историк, чтобы делать подобное заключение. Что касается многочисленных копий, которые снимали с особо почитаемых икон, есть немало свидетельств об их чудотворениях. Первое, что приходит на ум, – Владимирская икона. Господь по молитвам перед её списками подавал исцеления, избавлял от различных бедствий. Есть и относительно свежий пример. Вот вы, например, знаете о том, что список Табынской иконы Богоматери в Никольском соборе Оренбурга является чудотворным?
– Впервые слышу. Это тот самый совершенно тёмный лик в металлической ризе, расположенный в левой части от алтаря?
– Да. Чудотворным он считается с 1949 года. Тогда епископом Чкаловским и Бузулукским был назначен Борис Вик. Прибывший из Саратова, где, видимо, ничего не знали о нашей местночтимой иконе, он, по рассказам очевидцев, вслух удивился: «И чему тут поклоняться, чернота одна!» Сразу после этих слов лик сделался светлым и Богородица отвернулась от предстоятеля. Все присутствовавшие засвидетельствовали чудо.
Надо отдать должное епископу. Он распорядился после каждой литургии совершать возле Табынской иконы Божией Матери краткое молебное пение. Так продолжается и по сей день.
– Задают ли вам вопросы по поводу противоречия между фразой «Не сотвори себе кумира» и молитвой перед иконами?
– Бывает. Если опять вернуться к Ветхому Завету, то Бог, после того как дал Моисею эту заповедь, повелел ему же соорудить скинию (походный храм). Далее Бог заповедал ему отделить основную часть храма от алтаря завесой и изобразить на ней херувимов. Во время молитвы и священники, и народ стояли лицом к этим изображениям. Ну и, наконец, существует Туринская плащаница, где сохранилось изображение лика Иисуса Христа. Вывод можно сделать такой: поклоняемся мы Богу, а иконы – чтим.
– Почему считается, что молиться лучше в церкви? Как же домашние иконы и само понятие вездесущего Духа Святого?
– Смотрите. Допустим, вы идёте утром на работу и видите росу на траве, в которой отражается солнышко. Вы же не считаете, что это маленькое отражение заменяет солнце? Так же и с Богом. В его творениях мы видим его образ. Но он проявляется не везде. И в храме Бог проявляет себя более, чем где-либо. То же касается святых икон и мощей.
– Думаю, нелишним будет объяснить, какой силой обладают святые мощи.
– Как-то затеяли со мной спор свидетели Иеговы: якобы нигде в Библии не сказано о почитании святых мощей. Мы вместе открыли Ветхий Завет и прочитали эпизод из Третьей Книги Царств о том, как иудеи несли хоронить своего покойника. Во время траурной процессии на них напали враги. Погребавшие, наспех забросив в пещеру умершего, начали отражать нападение. В пещере тем временем происходило следующее. Мёртвое тело от катилось к похороненному тут ранее пророку Елисею, от которого остались лишь кости. Тело коснулось мощей, и мертвец воскрес. Примеру из Библии моим оппонентам противопоставить было нечего. Также эта история – лучшее свидетельство о силе святых мощей.
– Как-то на православном телеканале «Спас» прозвучала цифра: около 60 процентов святынь в наших церквях – имелись в виду частицы мощей, пояса Богородицы, плащаницы Господа – подделка. Что вы об этом думаете?
– Мне трудно комментировать это заявление, я не эксперт. А вот почему идут рассуждения на эту тему, скажу. Это связано с языческой психологией многих наших прихожан: пришёл, поставил свечку в церкви – и всё, о чём просил, должно упас ть с неба. При этом произойти должно только что-то очень хорошее. А если этого нет, значит, кто-то виноват.
А что является хорошим и полезным для души? Об этом мало кто думает. В Евангелии сказано: «Царство Божие внутри вас есть». И ещё слова апостола Павла: «Царство Божие – это не пища и питие, но мир и радость в Духе Святом». Чувствуете? Акцент сделан на внутреннем состоянии человека. И с позиции православного верующего стремиться нужно именно к этому. Человек счастлив тогда, когда он радуется, а радость совершенную может дать лишь Господь.
Молодые люди сейчас живут категориями Голливуда. Немало девушек мечтают выйти замуж за «денежный мешок» и не пускать на порог бедных родителей. Парни озабочены тем, как заработать столько денег, чтобы их хватило детям, внукам и правнукам.
Да, материальные ценности никто не отменял, и о хлебе насущном думать не возбраняется. И если у меня есть дети, я обязан думать о том, чтобы они были сыты, чтобы им хватало сил на учёбу. Но я давно замечаю такую вещь: люди часто просят у Бога совсем не то, что им действительно нужно в первую очередь. Просто трудиться и делать что-то своими руками мало кто ставит себе целью.
– Отец Дионисий, а что лично вы умеете делать своими руками?
– У меня есть слесарная мастерская, где я иногда делаю кованые предметы мебели. У нас с матушкой двое детей. Все вместе мы занимаемся огородным троеборьем (Смеётся.) – заготавливаем овощи со своего участка на зиму.
– Удаётся вашей семье идти вразрез с общественными ценностями, когда ценится не доброта, а успешность, не смирение, а сила, не жертвенность, а выгодное партнёрство?
– Понимаю, о чём вы говорите. Думаю, что наш с матушкой личный пример сможет создать этот противовес. И ещё. В нашей семье нет телевизора. Общение в социальных сетях строго дозируется.
– Как вы отнесётесь к тому, если ваш ребёнок через несколько лет выразит желание уйти в монастырь? Для многих родителей это настоящая трагедия.
– Знаете, ведь на протяжении многих веков в русских семьях было по многу детей. Кто-то уходил в монастырь, кто-то выходил замуж и уезжал в соседнее село, кто-то воевал, а последыши, как правило, оставались с престарелыми родителями. И никто не чувствовал себя виноватым и обиженным. Если Бог даст, у нас в семье тоже каждый пойдёт своим путём, и слёзы будут наворачиваться только от радости.
Инна Ломанцова