И это повод о многом поговорить. В первую очередь, конечно, о Его Величестве Театре, служению которому отдано более полувека.
– Рифкат Вакилович, с интересом узнала, что вы начинали как актёр. У вас были такие роли, как Труффальдино в «Слуге двух господ», вы играли в «Макбете»…
– Я ведь сначала окончил актёрский факультет Уфимского училища искусств, после которого меня пригласили в Башкирский академический театр. У меня действительно было много главных ролей. Но не думаю, что играл я очень хорошо. Конечно, с полной самоотдачей. Но глубокого осмысления профессии ещё не было. Ведь актёрская профессия очень трудная. Может, мы иногда иронически относимся к высказыванию Станиславского, который говорил, что искусство требует жертв. Но оно действительно требует жертв! Ты действительно должен жертвовать всем, что у тебя есть, чтобы, перевоплощаясь на сцене, осчастливливать людей.
– Знание актёрского ремесла изнутри пригодилось вам в режиссёрской профессии?
– Обязательно. Актёрское искусство – найти особый способ существования в каждом спектакле. И если он найден, создаётся образ, который своими импульсами притягивает к себе зал. Михаил Ульянов, Евгений Лебедев, Михаил Царёв и другие большие артисты своей жизнью на сцене настолько увлекают, что ты ощущаешь себя былинкой, подхваченной ураганом.
– Вы были близки с Михаилом Ульяновым…
– Мы дружили долгие годы. Он несколько раз был в Оренбурге. Мы ездили с ним в мои родные края, в мою деревню. Безумно интересная личность! Я знал Михаила Александровича как выдающегося артиста. А когда его избрали первым председателем Союза театральных деятелей, а меня – в секретариат, я узнал его и как организатора. Многие вопросы мы решали совместно. Так и подружились.
Когда он заболел, мы с Олегом Хановым предложили ему съездить подлечиться в Башкирию – в санаторий «Янгантау». Поехали все вместе. Три недели провели в «Янгантау», потом отправились в санаторий «Сосновый бор», который находится рядом с моей деревней. Поднимались в горы, косили сено, рыбачили, катались верхом на лошади. Были на пасеке. Когда он уезжал, ему подарили не одну флягу башкирского мёда. Он взмолился: «Куда мне столько? Как я повезу?» Но мы договорились с лётчиками, а в Москве Михаила Александровича встретили, бочки доставили до дома. Встречи с Михаилом Ульяновым – самые яркие страницы и моей жизни.
– У вас было трудное детство. Отец и старший брат не вернулись с войны. Вашей маме пришлось в одиночку поднимать четверых сыновей. Было и голодно, и холодно. Но трудности закаляют. Для режиссёрской профессии это то, что нужно?
– Когда я поступал в ГИТИС на режиссёрский факультет и показывал свой отрывок, в аудитории погас свет. Мы остановились. А Михаил Михайлович Буткевич, сидевший в приёмной комиссии, крикнул: «Зачем вы остановили? Кто вам дал право? Тут сидят зрители!» Я говорю: «Свет же погас». «Какое мне дело? Найдите выход из этой ситуации». Я побежал вниз к вахтёрам, у них были фонарики. Схватил, принёс, и мы продолжили. Этот эпизод говорит о том, что режиссёр должен надеяться только на себя.
И деревенское воспитание, которое действительно было суровым, сформировало во мне способность всего добиваться своим трудом. Сама жизнь учила нас находить выход из любого положения. Надо идти в школу за несколько километров, а на улице 30 градусов мороза. Как идти, если нос нельзя высунуть? Смазывали лицо и руки гусиным жиром и шли.
– Вы мечтали учиться у Анатолия Эфроса. Но у вас были другие учителя – Андрей Попов, Мария Кнебель. Не жалеете, что получилось не так, как хотелось?
– Нет. Когда я заканчивал актёрский, много читал и знал, что происходит в театральном мире. Мне было известно, что Анатолий Васильевич набирает курс, и я серьёзно готовился. Но когда приехал, выяснилось – вместо Эфроса курс набирала Мария Иосифовна Кнебель, любимая ученица Станиславского. Конечно, мы огорчились – и Боря Морозов, и Толя Васильев, и Иосиф Райхельгауз (ныне известные российские режиссёры. – Н.В.), которые тоже хотели учиться у Эфроса. Но потом вроде бы всё сложилось.
Художественным руководителем курса стал выдающийся актёр Андрей Алексеевич Попов. Всё было замечательно. Но не буду делать секрета: чего-то мне не хватало по режиссуре. И как-то мы с Толей Васильевым пошли к Эфросу на прогон спектакля «Дон Жуан». И попросили разрешения посещать его репетиции. Он разрешил. И мы ходили – со второго курса и до окончания института. Не отвергая никого, мы всё-таки учились у Эфроса. Получив диплом, ещё пять лет занимался у Анатолия Васильевича в режиссёрской лаборатории. А потом поехал на пять лет в лабораторию к Георгию Александровичу Товстоногову.
– Когда после ГИТИСа вы возглавили Башкирский академический театр имени Гафури, где начинали свой творческий путь с актёрской профессии, он стал популярен не только в Уфе.
– К тому времени, когда я приехал, народ перестал ходить в театр. Хотя театр был солидный и режиссёры там работали хорошие. Когда я поставил свой преддипломный спектакль «Галиябану» Мирхардара Файзи – основоположника татарско-башкирской драматургии, 20 спектаклей подряд прошли с аншлагами.
Когда поставил дипломный спектакль «Неотправленные письма» Кутуя, он шёл с аншлагами 500 раз. Потом был самый знаменитый спектакль – «Долгое, долгое детство» Мустая Карима. В театр стало невозможно достать билеты. Их раскупали за три месяца до спектакля. Перед началом вся площадь перед театром была заполнена зрителями. За следующий – «Бибинур, ах, Бибинур» молодого драматурга Фарида Булякова – мы получили Государственную премию.
– Это правда, что, когда 19 лет назад вы приехали возглавить Оренбургский театр, то чуть не уехали, увидев первый спектакль?
– Это было удручающее зрелище. Так уже не ставили и не играли.
Увидев мою растерянность, Владимир Флейшер, тогдашний руководитель департамента культуры и искусства, предложил: «Давай откроем театральный факультет». Театральный факультет – это было первое, с чего я начал строить театр. Сейчас 80 процентов труппы – выпускники нашего факультета, мои ученики.
– Оренбург стал для вас родным?
– Он давно родной город. Были предложения. И заманчивые. Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев предлагал возглавить Татарский академический театр в Казани. Я отказался. Причём дважды. Получал я и предложение вернуться в Башкирский академический театр. Но сказал нет. Нельзя два раза войти в одну и ту же реку. Даже не в этом дело. А в том, что, когда тебе было трудно, эта земля тебе помогла. И ты должен это ценить. Я чувствую себя в Оренбурге, как дома.
– У вас много постановок, которые имеют самые престижные награды. А какой из спектаклей, которые вы поставили в Оренбурге, вам дороже всех?
– «Милые люди» по Василию Шукшину. Театральный критик Григорий Заславский сказал, что мы поймали дух Шукшина. Ухватили суть – то, о чём болела душа Василия Макаровича. Он любил свою землю, любил людей, которые на ней живут. Его герои чудаковаты, может быть, но без них нет родины. Они – соль земли.
– Я часто вижу вас на лыжне, на пробежке в Зауральной роще. Это помогает работать?
– Это даёт внутренний тонус, который необходим и артисту, и режиссёру. Тебя должно хватать на 24 часа в сутки. Очень хорошо помогают держать себя в рабочем состоянии и бассейн, и зарядка на свежем воздухе, и пробежки по роще. И потом, чем больше общения с природой, тем больше внутренней свободы. Иногда не получаются какие-то сцены. Пробежишься – и чувствуешь, что твой мозговой центр начинает работать абсолютно по-другому.
Мне нравится утром выходить на зарядку, ощущая дуновение ветра. Ветер – это язык богов. Он тебе что-то сообщает. И ты должен всё это понять.
Наталия Веркашанцева