Муниципальный транспорт – контуры будущего развития

Стратегия развития пассажирских перевозок разработана в рамках проекта «Городская среда», направленного на комплексное решение вопросов благоустройства областного центра.

Разработчики исходили о того, что в проведённом ими соцопросе 64 процента оренбуржцев ответило: в первую очередь необходимо решить транспортные проблемы.

Людей не устраивает необъяснимый рост тарифов за проезд. Нечеткое расписание: «стоим, ждём, не понимая, когда должна приехать маршрутка». Отсутствие маршрутов, на которых можно без пересадок из одного конца города уехать в другой. Не устраивает то, что не все перевозчики работают со льготами. Транспортные карты принимаются также не во всех автобусах. Маме с коляской или инвалиду в кресле в тесную маршрутку не втиснуться.

На прошлой неделе новую стратегию представили губернатору Юрию Бергу, членам правительства и главе Оренбурга Евгению Арапову. Подробнее об инициативе рассказал Артём Сафиуллин, куратор проекта «Городская среда».

 

Безопасность превыше всего

– Артём Рафаильевич, какие проблемы есть в общественном транспорте Оренбурга?

– Простой пример: моя мама, пенсионерка, ветеран труда, живёт в Павловке. Для того чтобы добраться до Оренбурга на автобусе, она платит 55 рублей. Еще 22 отдает в маршрутке по городу. То есть 75 рублей, получается, только в одну сторону. При этом автобус зачастую не отвечает даже самым минимальным требованиям комфорта и безопасности. Старый, грязный, с водителем, который одной рукой рулит, а другой успевает говорить по телефону и принимать плату за проезд. Ещё и обгоняет других, подрезает машины, рискуя жизнью и здоровьем пассажиров.

Посмотрим последние новости из этой сферы: «водитель не довёз школьника до конечной остановки, и тому пришлось по морозу добираться до дома пешком». «Кондуктор не пустила школьника в автобус в сильный мороз из-за того, что у него не хватало денег на проезд». И аварии:

«Пассажирский автобус протаранил «тойоту»,  «МВД устанавливает обстоятельства ДТП с участием маршрутного автобуса, в котором пострадала 58-летняя жительница города».

Кстати, моя тёща тоже однажды так пролетела через весь автобус из-за резкого торможения и разбила коленную чашечку.

Одно из последних происшествий – водитель автобуса и троллейбуса подрались на проезжей части! По статистике правоохранительных органов,

в прошлом году произошло 65 аварий с участием маршруток! Из них 60 – по вине водителей общественного транспорта. В них пострадали 100 человек. Погибли трое.

Нужно ли говорить о том, что в сфере пассажирских перевозок Оренбурга назрели серьёзные перемены?!

– А в чём, на ваш взгляд, основные причины такой ситуации?

– В том, что власть не может повлиять на ситуацию. Наблюдается полный диктат частного перевозчика.

Муниципальные предприятия занимают всего 11 процентов сферы перевозок. В таких городах, как Казань, Москва, Нижний Новгород, этот показатель достигает 90 процентов!

Эти территории уже убедились, что свободный рынок не в силах отрегулировать ситуацию и взяли её под административный контроль. Тем более что по закону, именно орган местного самоуправления обязан организовать перевозки. Но в Оренбурге, получается, он идёт на поводу у частного перевозчика. Не всегда добросовестного. Это легко может привести к социальным взрывам, с одной стороны.

С другой стороны, несёт колоссальные потери для экономики. Ведь многие водители, ни для кого не секрет, получают «серую» заработную плату. Минималку им платят официально, остальное добавляют в обход налоговой инспекции. Человек рискует своей будущей пенсией, бюджет недополучает солидную часть НДФЛ. Многие потому и не принимают к оплате транспортные карты, что не заинтересованы в безналичном расчёте.

При этом частник наравне с другими пользуется городской инфраструктурой – дорогами, светофорами, мостами, остановками, но не платит за это.

 

Муниципальный, значит, социально ответственный

– То есть вы предлагаете увеличить численность муниципального транспорта?

Не только. Нужна оптимизация всей сферы перевозок. Но не в смысле сокращения, а в смысле повышения качества работы. Есть смысл пересмотреть саму сеть маршрутов – убрать дублирующие, какие-то удлинить, какие-то пустить по другим улицам. Пробки ведь тоже в значительной степени образуются именно из-за городского транспорта. А по статистике 30 минут простоя на улицах города обходится в 8 миллиардов рублей внутреннего регионального продукта.

Стоит выделить основные и второстепенные маршруты и в зависимости от загруженности улиц пустить на них соответствующий транспорт.

На основных – только вместительные низкопольные автобусы. Они не просто удобнее и позволяют перевозить больше людей, но и оборудованы системой подъёма детских колясок, инвалидных кресел. А ПАЗы и «Газели» оставить для менее загруженных улиц.

Есть необходимость увеличить количество троллейбусов до 200 единиц. Потому что это самый экологически чистый транспорт.

Изменится интервал движения и перевозка человека из пункта «А» в пункт «Б» ускорится. Немаловажно, что увеличится само время пребывания автобуса на маршруте. Сегодня ведь из отдаленных районов после 21:00 невозможно уехать. Только на такси. А многие торговые центры работают до 22:00. Людям сложно добираться до дома после работы. Муниципальный транспорт станет как раз таким гарантирующим перевозчиком, который будет выходить на маршрут в чётко установленное время. А не как частник – устал, поехал домой отдыхать.

 

Экономика в тандеме

– Сегодня в муниципальном транспорте и цена на проезд ниже на пять рублей. А при новой схеме, какая будет?

Это тоже немаловажный вопрос. За пять лет на субсидирование пассажирских перевозок из городского бюджета ушло более полутора миллиардов рублей. Эти деньги не вкладываются ни в покупку новой техники, ни в ремонт – это просто зарплата работникам и «ручное» регулирование цены. То есть деньги, проще говоря, не работают, а проедаются. При этом расходы муниципальных предприятий с каждым годом только растут. А доходы снижаются. Это противоречит сегодняшней государственной политике, направленной на эффективное использование каждого бюджетного рубля. Как в библейской истории, нужно дать предприятиям «не рыбу, а удочку» – возможность зарабатывать. Если экономика изменится, то и цену можно будет регулировать: предусмотреть льготы для некоторых категорий, адресную помощь на возмещение затрат на проезд.

– Но как увеличить численность муниципального транспорта, если городу еле-еле хватает сводить концы с концами в сфере перевозок? Что вы предлагаете?

– Государственно-частное партнёрство. Наш регион уже опробовал эту экономическую схему. Мы видим новые дороги, больницы, детские сады, построенные на такие инвестиции. Почему не применить ее к городскому транспорту?! Это сбалансированная система, которая учитывает интересы и муниципалитета, и частного перевозчика, и, главное, горожанина.

На условиях концессии часть суммы в течение двух лет выделяет бюджет. Вторую половину – частный инвестор. Город получает мощный имущественный комплекс – сотни единиц нового транспорта, модернизированную инфраструктуру. А бизнес – управленческие компетенции, прозрачные правила игры.

Ведь сегодня и частному перевозчику мало выгоды от этой деятельности. Рентабельность составляет всего 3 процента. Автобусы устарели, их сложно отремонтировать, нужно покупать новые. А на что? Плюс много «серых» игроков рынка, с которыми вообще никто не борется. А если будет чёткий регламент для каждого участника и контроль – все только выиграют.

Словом, изменения на рынке транспортных перевозок назрели. Если ничего не предпринимать, нас ждёт транспортный коллапс и опасность социального взрыва. Ведь перевозки – это не частный бытовой вопрос, а важнейший аспект жизнедеятельности территории. Поэтому стоит объединить усилия – общественности, бизнеса и городской власти.

 

Для справки

1 низкопольный автобус заменяет 7 «Газелей». Всего 300 единиц большой вместимости смогут перевозить 75 процентов пассажиропотока.

Сегодня на маршрутах Оренбурга более 1000 автобусов «ПАЗ» и 200 «Газелей».

Более 70 процентов пассажирских транспортных средств в Оренбурге – старше 5 лет.

В этом году в Оренбургской области введены стандарты развития конкуренции – регламенты для бизнеса, который работает в социально-ориентированных сферах – медицине, образовании, социальной помощи, перевозках. Внедрение стандартов возведено в ранг приоритетной работы власти.

Объём рынка городских пассажирских перевозок – от 1,5 до 2,5 млрд. рублей в год. Количество перевезённых пассажиров от 80 до 120 млн. человек в год. Доля муниципалитета – 4,2% выручки, хотя перевозит он – 11,2% пассажиров. 

 

Результат реализации концессии:

 – наличие 300 единиц современного парка автобусов и троллейбусов большой вместимости;

– отказ от субсидий из городского бюджета;

– фактический возврат инвестиций в виде НДФЛ в сумме 740 млн. рублей;

– вложения в инфраструктуру за пять лет – около 5 миллиардов рублей.

 

Оплата труда на городском транспорте:

1 500 сотрудников отрасли работают за «серую» заплату;

7 600 рублей уровень «официальной» зарплаты;

25 000 рублей «серой» зарплаты «на руки»;

450 млн. руб. в год совокупный объем «серой» зарплаты;

58,5 млн. руб. в год потери бюджета по НДФЛ;

135 млн. руб. в год не поступивших отчислений в ПФР, ФОМС, ФСС.

 

Удельные выбросы вредных газов:

«Газель» – 2036 кг в год;

«ПАЗ» – 5198  кг в год;

Новый автобус большой вместимости – 1121 кг в год;

 

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top