Правила уличной торговли

Нужны ли нам новые торговые места в палатках, киосках, павильонах, тоннарах? И не превратится ли благоустроенное пространство в базарные и ларёчные площадки, как это было в 90-х годах, после которых пошли призывы направить торговлю в цивилизованное русло супермаркетов и магазинов?

 

Нестационарная поддержка местного производителя

Под натиском сетевых магазинов местные предприниматели с доморощенной продукцией продолжают удерживать свои позиции в киосках и передвижных тоннарах. Например,

в Оренбурге из полутора тысяч учтённых нестационарных торговых объектов (НТО) 90 процентов представляют именно «своё, родное».

Чтобы таких уличных оплотов местного производителя стало больше, на федеральном уровне Минпромторг РФ намерен упростить правила нестационарной торговли (по прогнозам, это даст в стране дополнительно 250 тысяч рабочих мест). В частности, предлагается придать отдельный статус автолавкам, которые пока обязаны арендовать участки на тех же условиях, что и бесколёсные киоски. Также, по замыслу ведомства, в радиусе 300 – 400 метров должно работать несколько торговых объектов разного формата, чтобы не было квартальных розничных монополистов.

 

Выгодно отличились

Судя по тому, как в Оренбуржье стали популярны ярмарки выходного дня, покупатели довольно активно голосуют рублём за уличный формат мелкой розницы, именно потому, что на ярмарках, как на построениях, собираются местные производители.

И как раз волна сетевого ритейла, захлестнувшая потребительский рынок, во многом позволила тем же оренбургским переработчикам и фермерам выгодно отличиться своей продукцией.

Принципиально настроенные покупатели уже целенаправленно идут за продуктами оренбургского происхождения к фирменным тоннарам, минуя сетевые супермаркеты.

Например, оренбургские фермеры Андрей и Татьяна Лунины («Андреевское подворье»), постоянные участники ярмарок выходного дня и продовольственных выставок, не прочь расширить рынок сбыта. Но для открытия своей сети НТО им нужны в помощь специалисты, ведь оформление разрешений на установку тоннара или павильона потребует времени и сил.

– Мы поставляем свою продукцию в сеть фирменных магазинов Оренбургского молочного комбината, и у этого производителя как раз много тоннаров по всему городу. Конечно, нам интересно самим иметь на постоянных местах свои нестационарные точки, под собственным брендом, с оригинальным оформлением. Думаю, что могли бы обеспечить работу даже 25 таких точек, где заодно можно будет организовать быстрое горячее питание из наших же продуктов, – поделились Лунины.

Председатель областного снабженческо-сбытового кооператива «Современные технологии» Сергей Козка рассказал о своём опыте:

– В прошлом году летом мы решили как кооператоры заняться в Оренбурге развозной торговлей продукции оренбургских фермеров. Наш пилотный проект «Фермерские мобильные торговые сети» был настроен на реализацию продукции тех, у кого небольшие объёмы. Выезжали на городские улицы одновременно на 7 – 8 автолавках, организовали быструю доставку клубники «от поля до покупателя» в полной сохранности и продавали в считанные часы. На всю продукцию были документы от фермеров, подтверждающие безопасность и качество. Продавцы – с санитарными книжками.

Возле наших машин выстраивались очереди. Но городские власти не разрешили нам торговать. Мы извещали заранее, где именно ставим автолавки, но у чиновников свои аргументы: машины стоят в нарушение правил, необходимо официально отвести участки.

Ответ сводился к тому, что такой формат торговли не предусмотрен и не нужен. В городе и так достаточно торговых площадей. Кстати, прокуратура рассмотрела нашу жалобу на действия власти и поддержала.

Хочу сказать, что опыт, хотя и не увенчался успехом, был полезен. Сейчас мы взяли паузу и ждём изменений в законе о торговле, которые предложил Минпромторг РФ как раз для упрощения правил работы нестационарных точек, в том числе автолавок.

 

Ближе к центру

У производителей Оренбургского района шансов больше: и областной центр, как главный потребитель, рядом, и транзит хороший.

– Спрос на расширение сети нестационарной торговли увеличивается, потому что район разрастается с каждым годом. И не везде ещё есть магазины. Число заявок от предпринимателей на размещение НТО за прошлый год увеличилось на 10 процентов, – рассказала главный специалист отдела по развитию потребительского рынка и предпринимательства администрации Оренбургского района Юлия Елагина. – Проблема в том, что, как правило, все хотят поставить свою точку возле автотрассы, чтобы заодно и проезжающие водители останавливались за покупками, но это запрещено для нестационарных объектов.

Есть ещё один фактор.

Вокруг Оренбурга сосредоточено много дачных массивов, поэтому активно подаются заявки на размещение НТО именно в садовых товариществах, где всё больше людей постоянно проживают круглый год. Сейчас из 41 магазина, расположенного в пределах садовых обществ, почти 30 – передвижные тоннары.

Свой взгляд на дачи, как на поставщика овощей в городскую продовольственную корзину, выразила председатель областной ассоциации садоводов Галина Дроздова. Ей идея Минпромторга обеспечить достойными торговыми местами на улице и дачников с их вёдрами-коробками нравится.

– Желание дачников торговать с земли возле остановок, а не в отведённых местах, – это не каприз, а экономически обоснованное решение. Продать можно там, где ходят покупатели. Приведу два неудачных примера: когда-то дачникам поставили прилавки на улице Чкалова за магазином «Яик» и на проспекте Гагарина за торговым центром «Радуга». В итоге все постепенно вернулись на прежние места – ближе к автобусным остановкам и подземным переходам. Да, с дороги летит пыль-грязь, но люди так и будут здесь торговать. Значит, эти традиционно сложившиеся стихийные ряды сезонной продукции и надо обустраивать, – считает Галина Ивановна.

 

В моногороде все наперечёт

Для Новотроицка, как монопрофильной территории, каждый предприниматель особенно ценен. По словам специалиста отдела потребительского рынка администрации Новотроицка Тамары Погодкиной, в городе спрос на места под тоннары и киоски, в том числе с точками быстрого общепита, в основном удовлетворён.

– Стараемся шаговую доступность обеспечить для покупателей, поэтому и всем предпринимателям, которые хотят разместить НТО, выделяем места. Например, остановочные пункты популярны у наших цветочников, которые ещё и сами выращивают цветы.

Всё-таки в небольшом моногороде мы знаем всех наших предпринимателей в лицо и наперечёт. Они молодцы, держатся на плаву, будем надеяться, что не уедут и не закроются. Сколько бы ни было сетевых магазинов, горожане идут к своим.

Единственная категория, кому ещё нужно создавать места на улице, это бабушки с частного сектора с сезонными овощами. Они не требуют, чтобы им возле каждого магазина прилавки обустроили, ведь там места, где высокая проходимость, заставлены теми же киосками и палаткам. Достаточно было бы два-три мини-рынка для наших огородников. Сейчас рассматриваем возможности и в следующем году подберём варианты. Огородники торгуют с ящиков, но просим их, чтобы ставили продукцию на столики, а не на землю.

 

Компетентно

Наталья Цыбина, ведущий специалист по торговле Оренбургского облпотребсоюза:

– Зачастую в малонаселённых, отдалённых и труднодоступных сёлах единственным поставщиком товаров первой необходимости являются автомагазины.

К сожалению, в этом году в рамках региональной программы было приостановлено возмещение стоимости горюче-смазочных материалов при доставке автотранспортом социально значимых товаров в сельские населённые пункты, а также возмещение расходов на приобретение специализированного транспорта для выездной торговли. Но потребительские общества, выполняя и социальную миссию на селе, не отказываются от маршрутов.

Сегодня потребкооперация на 42 автомагазинах обслуживает 141 населённый пункт. В нашей системе и 18 нестационарных торговых точек в городах.

Получить место под киоски и тоннары в областном центре очень трудно. Сама по себе процедура участия в торгах затратная и долгая, а шансов выиграть торги и попасть в схему размещения НТО мало. Сакмарскому райпо удалось открыть 8 киосков по реализации хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в Оренбурге. В идеале хотелось бы расширять сеть киосков и павильонов облпотребсоюза в областном центре, чтобы продавать в них продукцию, выработанную на всех предприятиях потребкооперации области, с минимальной наценкой.

 

Анастасия Миронова, заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области:

– Единственный вариант для развития мелкого бизнеса – в расширении мелкоформатной торговли.

Другой вопрос – размещение нестационарных торговых объектов в неустановленных местах и недостаточно эффективные административные меры воздействия на нарушителей.

Ещё одна проблема – это демонтаж бесхозных НТО. Зачастую сложно разыскать даже собственника, чтобы через суд убрать с улицы заброшенный киоск, который не используется и портит вид. Надо на законодательном уровне разработать упрощённый порядок демонтажа.

Нет и общего учёта НТО: учтены только те, которые размещаются на государственной или муниципальной земле. А муниципалитетам нужно видеть и вносить в схему размещения НТО ещё и те точки, которые находятся на частной земле. Необходимо обязать либо собственников участков, либо арендаторов сообщать о своих объектах в администрацию.

 

Екатерина Неверова, и. о. заместителя генерального директора по сбыту АО «Новосергиевский маслозавод»:

– У нас в Оренбурге 42 тоннара, ещё два в Тоцком и четыре в Сорочинске. Нашей продукции нет на полках федеральных торговых сетей, отчасти потому, что их наценка сделает продукт менее доступным для покупателей. Да, размещение тоннаров по сравнению с  арендой отдела в магазине сопряжено со многими сложностями. Кроме того, что надо согласовать место и подключение к электросети, необходимо создать бытовые условия для работы продавца в соответствии с санитарными правилами. Самому продавцу приходится убираться возле тоннара, а зимой и снег чистить по периметру. Но в любом случае нестационарный объект обходится дешевле, чем аренда площади в здании.

 

Наталья Бергман, заместитель генерального директора Горторга, Бузулук:

– У нас кроме магазинов сейчас 30 нестационарных павильонов. Раньше были тоннары, но время диктует свои условия, и торговые павильоны оказались удобнее. При любой погоде покупатель может зайти. Вопрос в том, насколько павильоны и киоски вписываются в облик улицы. Вообще, НТО стали огромным подспорьем мелкому производителю, ведь не каждый может открыть свой фирменный отдел.

Конечно, чтобы подобрать место, оформить документы, подключить точку, а где-то и столбы-опоры ЛЭП поставить, и площадку заасфальтировать, уходит время и средства, но эти затраты себя окупают.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top