Буква «Р» в слове «ГОСТ»

По большому счёту, для мира совершенно не важно, сколько сотен метров вы бегаете по утрам и хватит ли вам мужества признаться кому-то в любви. Мир ломает голову над тем, что Северный Ледовитый океан стал теплее на два градуса. Это значит, что корабли могут проложить другой путь, затратить меньше топлива.

Весь мир считает логистику, чтобы избежать глобальных экономических потерь для своих государств в связи с тем, что океан остывает. Подсчёты лягут в основу международных стандартов огромного количества отраслей.

9 ноября отмечается Международный день качества, а в октябре был Международный день стандартизации.

В связи с этим поговорим о том, почему дизельное топливо из Казахстана сегодня является проблемой для России, почему цемент 1963 года выпуска надёжнее современного, несмотря на инновации, и при чём здесь Валериан Куйбышев.

 

У нас опыта больше

Россия образца 1925 года была печальной: кругом враги, голод, интервенция и внутренние проблемы с экономикой. Объявленный суверенитет можно было сохранить только одним способом – доказать всему миру, что мы можем выжить самостоятельно, без чьей-либо помощи. Нужно было наладить производство средств производства. То есть промышленных станков. Правительство дало задание нескольким заводам в разных городах изготовить однотипное кузнечное оборудование. Сделали, привезли на госиспытания. Оказалось, что общими у них были только производительность и мощность. Но совершенно разные конструкции, материалоёмкость и цена их изготовления. Так в России зародилась стандартизация: начали высчитывать, выбирать лучшие образцы с точки зрения экономики, надёжности, конструктивности, начали унифицировать и делать стандарты.

Над этой задачей трудились целые институты. Руководил всем этим процессом в стране

Валериан Куйбышев – отец советской пятилетки и госплана. Были созданы системы бездефектного производства и КСУКП (комплексная система управления качеством продукции).

Советское производство в обязательном порядке приводилось в соответствие этим стандартам. Вертикаль управления, компетенции сотрудников, последовательность действий каждого человека – всё это строго контролировалось, просчитывались даже личные затраты физических усилий. У наших «западных партнёров» всё это зародилось и стало развиваться минимум на 15 лет позже.

К сожалению, сегодня эти практики для нас утеряны.

20 лет демократизации России лишили нас собственного опыта. Сегодня предприятия, желающие работать масштабно, внедряют у себя международные системы менеджмента качества «ИСО-9001». И производством собственных средств производства наше отечество почти не занимается: 95 процентов оборудования на предприятиях – импорт. Учитывая современную геополитическую ситуацию, это прямая угроза суверенитету страны. Государственные программы импортозамещения обусловлены именно этим фактом. Последние два года российское правительство создаёт законодательство, способствующее возрождению национальных стандартов качества продукции.

 

Отраслевое лобби

Прямо посередине двора – колодец. Машины гостей и сотрудников постоянно по нему проезжают. Зацементированная опалубка крошится и требует ремонта раз в год. Директор даёт задание сооружение разобрать и зацементировать раз и навсегда. А дальше – как в том анекдоте. Свежую кладку разобрали за пять минут, а когда дошли до кирпичей, уложенных в 1963 году, то ни ломом, ни отбойным молотком сбить венцы не могли. Хоть взрывай. Советский цемент производили по госсистемам качества.

Современное производство тоже должно получать сертификаты качества и внедрять у себя на производстве системы менеджмента. Только, к сожалению, сертификация эта стала добровольной, а не обязательной.

Есть госорганы по сертификации, есть частные, а есть ещё и отраслевые. Законодательство допускает такое сосуществование. Бизнес приветствует только свои, отраслевые. Почему? Всё очень просто –

сертификация продукции в органах Росстандарта подразумевает реальный контроль качества. Специалисты выезжают на предприятие, проверяют всё – даже поставщиков и процесс производства, дают рекомендации.

Независимые лаборатории проверяют конечную продукцию на соответствие заявленным характеристикам. С ней, с «карманной», всегда можно договориться. Вот и получается, что фундамент, возведённый из цемента некоторых производителей, вдруг, несмотря на наличие сертификата качества, начинает крошиться от перепадов температуры.

Для тех, кто заинтересован в реальном, а не бумажном качестве продукции, выход только один – подбирать поставщиков, которые одобрены гослабораторией. В нашем регионе это орган по сертификации при ФБУ «Оренбургский центр стандартизации, метрологии и испытаний».

 

Мы для мира – полигон

В 1995 году студенты Оренбургского госуниверситета провели опрос руководителей крупнейших предприятий: знают ли они, что такое Международная система менеджмента качества ИСО-9001? 9 из 10 директоров были не в курсе. Зато знали про комплексные системы управления качеством и бездефектное производство. В общем, помнили только советские системы.

Сегодня ситуация ровно противоположная. Все слышали про ИСО, говорят, что внедряют, пользуются или намерены применять. Старых советских стандартов уже никто не помнит, а новых либо не знают, либо не доверяют им.

Две недели назад во Владивостоке прошла 81-я Генеральная сессия Международной электротехнической комиссии. Последний раз Россия принимала МЭК в 1977 году. Событие глобальное – представители 80 стран съехались в Приморский край, чтобы обсудить технологическое будущее мира, глобальные вызовы и перспективы.

Технические комитеты проводили встречи в открытом и закрытом форматах. Беда в том, что российских представителей на закрытых мероприятиях практически не было. Туда можно попасть только в том случае, если есть уникальные научные и практические разработки в области стандартизации. Борьба за право получить кресло председателя ТК идёт серьёзная. И политических мотивов в этой борьбе больше, чем экономической целесообразности. Тот, кто сядет в это кресло, получит доступ к самым передовым научным разработкам всего мира. И сможет помочь своей стране. Самые значительные успехи у китайцев и американцев. Они везде.

Российский представитель есть в техническом комитете «Арктика». Именно здесь обсуждают изменения климата и их последствия.

То, что Северный Ледовитый океан остыл на два градуса, очень возбуждает китайскую общественность. Для них это значит, что транспортные коридоры могут быть проложены в обход их торговых путей. А это потери в экономике.

Поезд «Москва – Владивосток» идёт через пять климатических зон. Температурный режим зимой – от минус 4 до минус 50. Сталь, из которой сделан тепловоз, должна выдерживать перепады температур. А тепловоз – это ещё и приборы, электроника. И даже туалеты в поездах стали отдельной темой исследований. Российская география – это естественный полигон для испытаний на прочность и научных разработок. Мы, имея такой ресурс, пока в арьергарде этой деятельности. Чтобы догнать мир в этом эволюционном процессе, мы просто обязаны внедрять не только международные, но и национальные стандарты в отечественную промышленность. Самой же промышленности и бизнесу уже пора бы это понимать.

 

Союзники и техрегламенты

Евразийский экономический союз строит территорию свободной торговли, общие рынки и создаёт условия для беспрепятственного движения рабочей силы. Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия договорились: они союзники в этом процессе. Общая логистика и инженерная инфраструктура, оставшиеся со времён СССР, позволяют сделать это.

Подписывая договор о создании ЕАЭС, президенты договорились о том, что торговать и взаимодействовать друг с другом будем по техрегламентам Таможенного союза. Предполагалось, что будет этих регламентов не меньше 200. К сожалению, в настоящий момент принято только 36. Почему так трудно идёт формирование единых стандартов для производства? Да потому, что национальные стандарты – это защита собственного экономического суверенитета.

Евразийская экономическая комиссия – наднациональный орган. К счастью, очень гибкий. И если есть инициатива от бизнес-сообщества, работа над документами идёт гораздо быстрее. Тем предприятиям, которые хотят работать на рынках Евразии, стоит об этом помнить и работать вместе с ЕЭК.

Под каждым из техрегламентов, принятых на сегодняшний момент, есть список стандартов, которым должна соответствовать продукция, чтобы продаваться на территории соседней страны.

Проблема, с которой столкнулись надзорные органы Оренбургской области, – топливо, которое идёт железнодорожными составами из Казахстана. Оно класса «Евро-3». В нашей стране запрещено к реализации, а в Казахстане всё ещё допускается и к производству, и к продаже.

Для российского рынка нужно топливо классом выше. Это тоже вопросы стандартизации.

Сертификация в Белоруссии обязательная, а в России и Казахстане – добровольная. Государства очень по-разному выстраивают контроль и информационную систему. Например, Казахстан имеет более выгодный инвестиционный климат. В стране много предприятий с совместным капиталом. Как работать с бизнесом по внедрению международных стандартов «ИСО-9001», наши соседи знают лучше нас. Не отстаёт от них и Белоруссия.

Система «ИСО» – базовая для любого предприятия, которое хочет работать рентабельно и выходить на большие рынки. Для международных отношений этот сертификат просто необходим. Но, что бы ни выпускало предприятие, ему нужны будут ещё и надстройки других систем. В каждой отрасли свои – экологические, пищевые, риск-ориентированные. Они могут быть взяты из международной практики, а могут быть и национальными. Под каждый из технических регламентов Таможенного союза есть список внутренних, отраслевых допустимых стандартов.

В Оренбургском ЦСМ можно не только получить полную информацию о законодательстве, но и сертифицировать ваше производство в любой из принятых систем. И этот сертификат будет действителен на всей территории ЕАЭС. Более того, поскольку именно этот орган уполномочен государственным Росстандартом, у предпринимателей будет гарантия качества выданного документа и реальная помощь специалистов в настройке работы бизнес-процесса.

И если на упаковке продукции появляется знак «Национальной системы стандартизации» (РСТ), значит, можно не сомневаться в абсолютной надёжности и безопасности продукта. Это знак национальной системы, соответствующей всем национальным стандартам.

Елена Черных

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top