$ 66.35 € 75.43 13 Декабрь 2018, 02:29

Белые и пушистые

Что общего между женщиной и оренбургским пуховым платком?
22.03.2017, 15:56
Ирина Бушухина – искусствовед, заведующая галереей «Оренбургский пуховый платок» областного музея изобразительных искусств, автор четырёх книг о пуховязальном промысле, лауреат региональной литературной премии имени П.И. Рычкова. За концепцию создания муз
Фото:

Ирина Бушухина знает о тёплом бренде Оренбуржья всё. Недавно к её многочисленным наградам добавился новый почётный статус – женщина года.

 

Зачем ждать пятницы?

– Ирина Владимировна, прежде всего поздравляю вас с получением губернаторской премии «Женщины Оренбуржья». Напомните, в какой номинации вы победили?

– Спасибо. «Женщина – общественный деятель». Звучит непривычно, как будто не совсем про меня. Я далека от политики. По-моему, политика – самая затратная в эмоциональном смысле сфера. С недоумением смотрю, как женщины наравне с мужчинами участвуют в различных политических ток-шоу, горячатся, что-то доказывают, переходя на крик. А потом, наверное, возвращаются домой истощённые такими эмоциональными бурями, и на домашних уже нет сил.

В этом смысле вы предусмотрительно выбрали себе профессию: искусствовед в музее – элегантно, со вкусом и без нервотрёпки. Денег, правда, в этой сфере не заработать. Наверное, поэтому почти сплошь женский коллектив.

– И коллектив женский, и денег не заработать. Но в моём случае вопрос денег не доминирует. Во-первых, в отличие от тех, кто трудится от звонка до звонка и с нетерпением ждёт пятницы, я не работаю, а занимаюсь любимым делом, то есть получаю удовольствие от процесса. А во-вторых, супруг зарабатывает. Зачем отбирать у мужчины роль добытчика?!

– Ваш супруг Владимир Межебовский – уважаемый и известный в городе врач, доктор медицинских наук. Вы вместе уже 25 лет, и многие считают вас идеальной парой. Но, насколько я знаю, это ваш второй брак?

– Да, пришлось пройти и через испытания. Замуж вышла совсем молодой, в 19 лет, по любви. Он был журналистом, говорили, что похож на Алена Делона. Но он вскоре нашёл другую. Я восприняла это как удар, предательство. К тому времени у нас уже рос сын. Это теперь понятно, что всё, что ни делается, к лучшему. А тогда очень переживала. Не знаю, от стресса ли, но в тот же период тяжело заболела.

– А в чём черпали силы, чтобы выкарабкаться?

– Я как раз тогда писала свою первую книгу об оренбургском пуховом платке. Погрузилась в энергетику темы, для меня она имеет целительную силу. Изучала историю промысла, общалась с династиями пуховязальщиц. А когда познакомилась с Володей, он сразу взял меня под свою опеку, как ангел-хранитель. Встретились на улице, случайно. Он обратился ко мне с каким-то вопросом, потом мы ехали в автобусе в одну сторону, разговорились.

 

Без навязчивости

Недавно прочитала, что в Китае мужчин на 30 миллионов больше, чем женщин. А у нас сильный пол в численном дефиците. И матери с детства внушают дочерям, что их главная задача – найти мужа. А другие, наоборот, что надо самой быть сильной и рассчитывать только на себя. Какая позиция вам ближе?

– Самой быть сильной – это путь к одиночеству. Но и видеть в мужчине трофей тоже неправильно. Такой настрой приведёт лишь к комплексам или зависимым отношениям. Не нужно форсировать. Всё случится само собой, если девочку воспитывать как девочку – учить быть доброй, заботливой и необходимой. Но не навязчивой.

– Мне вдруг вспомнилась паутинка, которую я одно время носила. Красивая, нежно-сиреневого цвета, но очень «навязчивая»: пух постоянно был у меня и на одежде, и во рту.

– Так бывает, когда нарушена технология подготовки пряжи. Пух закручивается в одну сторону, шёлковая нить – в другую. Платок получается прочным и тёплым, а на ощупь невероятно нежным. К сожалению, сейчас очень много подделок под оренбургский пуховый платок, в основном это изделия из Средней Азии.

Оренбургский пуховый платок не может быть цветным, а только белым или серым. Может быть бело-серым, но это труднее, сейчас мало кто возьмётся вязать двухцветный платок. У нас в коллекции есть несколько бесценных платков мастерицы Ольги Александровны Фёдоровой, автора пособия «Так вяжут платки в Оренбурге». Помню её специальный фартук со множеством карманов для клубков. Бывало, до 47 клубочков она держала на спицах одновременно.

 

Требуйте паспорт

– Как же потребителю защититься от подделок?

– При оренбургской пухфабрике организован центр экспертизы, выдаётся паспорт качества с голограммой. Для продавцов это бесплатно, правда, требования к качеству платка высокие, поэтому не все на это идут. Тем не менее покупатель может потребовать у продавца доказательства соответствия бренду. Я по молодости тоже попалась. Бабушка из Екатеринбурга попросила купить ей оренбургский пуховый платок. Но, увидев, что я привезла, огорчилась, так как в отличие от меня сразу распознала подделку.

И с тех пор вы решили разобраться в теме досконально и стать «главной по оренбургскому пуховому платку»? Может, даже сами научились его вязать?

Нет, вязать даже не пыталась. А тема лежала на поверхности, но почему-то за неё никто не брался. И директор музея Наталья Дубинина поручила мне, как молодому специалисту, оренбургским пуховым платком заняться серьёзно. Коллекция платков тогда только-только начинала формироваться. Теперь в ней почти 500 экземпляров, все хранятся в специальных тканевых мешках в холодильниках.

– Говорят, оренбургский пуховый платок славится не только качеством пуха, но и богатейшим орнаментом даже на тёплых платках. Значит, от мастерицы требуется предельная концентрация?

– Отнюдь. Оренбургские мастерицы руками вяжут, а сами могут разговаривать или петь. Прежде всего потому, что работают именно в рамках строгих канонов, традиций. Навык доведён до автоматизма. Новый элемент в платок вводится с трудом, медленно, проходят десятилетия, пока его поддержит всё сообщество мастериц. Есть территории, где традиционно вяжут преимущественно тёплые пуховые платки, например, Чёрный Отрог, Студенцы, Красногор. В Жёлтом, Кувандыке, Медногорске – ажурные.

 

Ты узнаешь его из тысячи

– А вам что больше по душе – традиции или модные тенденции?

– Традиции. Принцип «старый друг лучше новых двух».

– Тем не менее в своё время вы решились на переезд из Екатеринбурга, где родились и выросли. Трудно привыкали к Оренбургу?

– Переезжала со слезами, но Оренбург мне быстро понравился, хотя он совершенно не похож на промышленный Екатеринбург. Здесь очень гостеприимные и ласковые люди. Сейчас Оренбург для меня абсолютно родной и понятный, здесь я по-настоящему дома.

– Город в домашних тапочках?

– Оренбург для меня уютный и тёплый, как пуховый платок. Но здесь очень насыщенная культурная жизнь, в обществе есть запрос на духовные ценности.

– Многие культурные события инициированы если не лично вами, то при вашем активном участии. Фестиваль семейной преемственности пуховязального промысла «От матери – дочери», акция «В Покров день платок надень», флешмоб одновременного вязания в зале филармонии… Вы продвигаете бренд по всему миру, часто бываете за границей. Кстати, как иностранцы реагируют?

– Оренбургский пуховый платок в мире знают и любят. Он входит в топ 100 брендов России вместе с Кремлём, Большим театром, Третьяковской галереей… Занимает 48-е место. Особенный интерес к платку обнаруживают люди с русским прошлым, эмигранты разных исторических периодов. Любопытно, когда они приезжают сюда, словно бравируют, как там хорошо. А в откровенном разговоре признаются, что очень сильно тоскуют по России.

– Все любят оренбургский пуховый платок. В том числе и моль. Получается, что именно от любви-то он и страдает, как и все мы, женщины. А что ещё у нас общего?

– Индивидуальность. Если платок ручной работы, двух одинаковых быть не может, притом, что существует единый канон – технологический и композиционный. Мастерицы говорят, что лучшие платки получаются у самых чистоплотных и спокойных по характеру. И вообще, за вязание надо садиться только в хорошем настроении, когда в доме порядок и в душе мир. Считается, что платок с правильной энергетикой не только украшает и греет, но и лечит. И чтобы выбрать именно свой, нужно закрыть глаза и почувствовать, какой с вами на одной волне, а какой просто забава.

 

Марина Веденеева

 

Подпись к снимку: Ирина Бушухина – искусствовед, заведующая галереей «Оренбургский пуховый платок» областного музея изобразительных искусств, автор четырёх книг о пуховязальном промысле, лауреат региональной литературной премии имени П.И. Рычкова. За концепцию создания музея платка удостоена губернаторской премии «Оренбургская лира».

Новости
все новости