Укрощение строптивого

Александр Фёдоров, режиссёр оренбургского драматического театра нашёл этого необычного героя в пьесе испанского драматурга Алехандро Касона «Дикарь».

В минувшие выходные на сцене зрителям представили новую постановку.

 

Смешно и грустно

Режиссёр Александр Фёдоров определил жанр новой работы как мелодраму, хотя у автора она обозначена комедией. Думаю, не случайно. Ведь юмор, с первых минут обрушающийся на зрителя, соседствует с грустью, фатально переживаемой многими персонажами. Вот, например, одна из тётушек главного героя Пабло Матильда роняет в смущении, что она дева, хотя и вдова. Зритель смеётся, не зная, может быть, что Матильда действительно выходила замуж, но на свадьбу жених прислал своего поверенного, а когда плыл к молодой жене сам, утонул в море. С тех пор Матильда так и не вышла замуж в другой раз. В исполнении заслуженной артистки России Надежды Величко героиня характерна, жестковата даже, быть может, но артистка даёт понять: этот образ видится самой Матильде. На самом-то деле она проста и больше похожа на клушку, как каждая заботливая тетушка. И это противостояние того, кем хочет себя видеть героиня и кем является, порождает немало забавных ситуаций. Как отмечает автор пьесы, у неё «воображение богаче, чем разум».

Вот решили с сестрой Анхелиной, которая, тоже в девах и во всём подчиняется старшей, выписать учительницу для необузданного племянника, оставшегося сиротой. Пабло жил с отцом в горах и всему его учила природа. Теперь же в лоне цивилизации он смотрится не так гармонично, хотя сам этого и не подозревает. Молодая учительница тоже не подозревает, что до неё отсюда уже сбежали три претендента, причём, одного выкинули из окна башни, равно, как и не знает, что её школяру уже 24 года.

 

Преображение

Маргарита (для артистки Юлии Каштановой это первая главная роль) появляется перед тётушками с явным вызывом, давая понять, что умеет постоять за себя. И, может быть, на фоне этого не совсем кажется убедительным то, что после встречи с Пабло она вдруг сразу становится покладистой, чрезмерно тонко переживающей за своего ученика.

Дмитрию Татаринцеву (у него это тоже первая главная роль) удалось убедительно создать образ волевого, чистого и наивного человека, которому пришлось покинуть «первобытный рай» природы. Хотя психологически, может, он и не всегда пока достоверен.  Пабло всё же обуздывает свои страсти и причиной тому, становится новая учительница. Процесс обучения взаимный. Маргарита рассказывает ему о живописи и музыке, а Пабло о том, чему научила природа: о смерти и жизни. В его наивных замечаниях и рассуждениях иногда проблёскивает такая глубина и правда бытия, что смешное тут же становится серьёзным. Пабло понимает, что кроме жизни и смерти есть ещё что-то главное, третье – любовь.

Идиллическая картина преобразования героев: один глотает мудрости из книг, другая скачет на охоте за фазаном и оба счастливы, потому что не скрывают своей любви друг к другу.

 Но, не случайно, режиссёр определил жанр, как мелодраму. На Маргариту падают «тени из прошлого», грозя рассказать о грешках, а Пабло узнаёт историю своей матери, бросившей его с отцом ради любовника в детстве.

Эти мотивы драматизируют ситуацию, и в какой-то момент забываешь даже, что история должна быть веселой.

 Тут и приходит очередь блистательного выхода семейки родственников-Ролданов. Собственно, если говорить о сюжете и композиции, то появление этой сцены и не совсем уместно. Об этих героях зритель ничего не подозревает весь спектакль, они заходят и уходят. Но дарят столько смешных фраз и успевают попасть во столько курьёзных ситуаций, и без них уж никак. Но автор, думается, на самом деле понимал, что переходил на драму и семейка Ролданов разрядила ситуацию.

 

Древо жизни

Отдельно хочется сказать об оформлении сцены. Зритель попадает в роскошный, заросший плющом и виноградом, испанский двор, где и разворачиваются все события. А в центре двора дерево-великан, играющее у Фёдорова свою роль вполне одушевлённого существа. Оно напомнило дерево жизни Эйву из известного фильма «Аватар». Его ветви поднимаются вверх, пропуская солнечный или лунный свет, когда герои счастливы, наоборот, укрывают в минуты уединенья, скрывая их тайны. Дерево живёт настроениями главных героев. И непритязательному зрителю уже стоит сходить на спектакль только по этому поводу. А ведь сколько ещё юмора, глубоких переживаний, жизненных коллизий. Думается, что это одна из самых крепких работ молодого режиссёра Александра Фёдорова Надо быть готовым к тому, что на спектакле не только придётся смеяться, но и задуматься о простых вобщем-то вещах: ЖИЗНИ, СМЕРТИ… ЛЮБВИ.

 

Юрий Мещанинов

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top