Дом земных богов. 20 лет туда и обратно

В наше время, как никогда, человек предоставлен самому себе. Он сам выбирает, расти ему или деградировать, тянуться к высокому или ждать по расписанию «хлеба и зрелищ». Тем важнее в жизни общества роль Оренбургского государственного института искусств (ОГИИ). Здесь учат тех, кто накормит духовно. Если культура, по определению философа Владимира Соловьёва, это земное божество, создающее человека по своему образу и подобию, то ОГИИ – его местный дом.

 

«Нет» Табакова и «да» Этуша и компании

Разговариваем с ректором ОГИИ заслуженным деятелем искусств РФ, доктором искусствоведения Борисом Хавториным о принципах и традициях, а также о санкциях и юбилее.

– Борис Порфирьевич, именно вы были главным инициатором того, чтобы в 90-е преобразовать Оренбургское музыкальное училище в институт. С какими трудностями пришлось столкнуться?

– Помню собрание коллектива, на котором обсуждался вопрос о реорганизации училища. Многие возражали тогда, но большинством голосов всё же решились на этот шаг. Губернатор Владимир Елагин и председатель комитета культуры области Владимир Флейшер поддержали нас. И я поехал в Москву решать организационные вопросы. Так в апреле 1997 года и родился ОГИИ.

Сначала набирали только музыкантов. Но уже через год открыли специальность «актёрское искусство» и чуть позже кафедру библиотечно-информационной деятельности.

К слову, с боем добивались возможности открыть именно «актёрское искусство». В Москве на учебно-методическом объединении, куда входят все ректоры театральных вузов, категорически против высказался его тогдашний руководитель Олег Табаков. Заявил, что мы в провинции будем готовить полуактёров.

Сидевший рядом Владимир Этуш сказал мне: «Не слушай, мы тебя поддержим». И действительно поддержали. Правда, дали только разовый набор.

Боялись, что будет некому работать. Табаков тогда говорил, что приглашённый нами Рифкат Исрафилов – режиссёр высокого уровня и не задержится в Оренбурге. «Уедет через год, и что вы будете делать со студентами? Бросите?» – возражал Олег Павлович. Только вот сложилось всё по-другому. Исрафилов никуда не уехал, создал свою театральную школу, и сейчас в театре драмы почти вся труппа – это его ученики.

Великолепная семёрка

– В прошлом году ОГИИ вошёл в семёрку лучших творческих вузов страны. В рейтинге он находится рядом с Академией русского балета имени Вагановой, Щукинским театральным училищем!..

– Да, причём второй год подряд. Мониторинг проводил главный информационно-вычислительный центр Министерства образования и науки РФ. Из семи возможных баллов набрали семь. Учитывались разные показатели. Например, трудоустройство. У нас свыше 90 процентов выпускников работают по специальности.

– Удаётся ли институту зарабатывать?

– Шесть миллионов рублей в год мы добываем сами. Стараемся использовать все возможности, но учиться у нас на платной основе очень сложно.

При индивидуальной форме обучения, а в ОГИИ чаще всего на одного студента приходится два педагога, плата за год может дойти до 200 тысяч рублей.

В два раза дешевле отучиться, скажем, на экономиста. Также у нас функционирует центр повышения квалификации. Зарабатываем на этом и даём концерты.

К слову, раз вы заговорили, то в этом году к нам на платной основе в аспирантуру поступила супруга популярного композитора Валерия Брейтбург. Институт котируется и за рубежом. На сегодня у нас среди студентов 21 иностранец. А вообще, едут со всех уголков России. Из Кабардино-Балкарии, Норильска, Татарстана и Башкортостана.

 

Студент ОГИИ – солист Большого театра

– Наша газета писала о Рауфе Тимергазине, который в сентябре был зачислен в штат Большого театра. При этом он даже не успел окончить вуз! Кто ещё из ваших выпускников добился подобных успехов?

В Мариинском театре уже несколько лет служит Станислав Трофимов. Поёт почти все басовые партии. Он поступил несколькими годами ранее Тимергазина. Также, кстати, трудился в Большом театре. Мы держим с ним связь.

В Михайловском театре блистает наша Мария Буйносова. Честно говоря, сами не ожидали, что меньше чем за 20 лет подготовим таких музыкантов. Только выпустит очередного певца кафедра вокального искусства, так ему практически тут же предлагают работу в ведущих творческих коллективах страны. Так что профессора Геннадий Соколов и Анна Басова, другие преподаватели вуза и музыкального колледжа уже не один год готовят будущих оперных звёзд для всей России.

– Последние годы ОГИИ плодотворно сотрудничал с Гамбургской высшей школой музыки и театра. Магистр искусств по специальности «терапия с применением средств музыки» Ганс-Гельмут Декер-Фойгт читал лекции студентам и проводил семинары. Ждать ли этой весной профессора?

– Вряд ли.

Кризис как у нас, так и в Германии. Когда в последний раз говорили с ним, он сказал, что наши ответные санкции действуют. Рассказал, что у них режут все программы и сокращают штаты. Денег, чтобы ехать, нет.

Из-за всех этих проблем у нас и сотрудничество с Брюссельским католическим университетом, едва начавшись, заморозилось. Уверен, что это временно и все войны, в том числе и информационные, рано или поздно закончатся миром.

 

Счастливые!

– Так, поёшь «Грузинскую песню» Балакирева, – говорит заведующий кафедрой вокального искусства профессор Геннадий Соколов.

Первокурсница Динара Хафизова кивает.

Тоненькая, миниатюрная, откуда, казалось бы, взяться мощи? А начинает петь – и такая в голосе сила и красота!

– Обрезаешь в конце! Куце получается! – отмечает ошибки Геннадий Валентинович.

Богатое сопрано Динары, кажется, разносится по всему институту. Сидя в аудитории, с трудом удерживаешься от желания выглянуть в окно и проверить, не собралась ли внизу толпа слушателей.

– Талантливая девочка, – скажет потом профессор.

В декабре Динара стала лауреатом I премии Международного конкурса молодых музыкантов имени Кабалевского. Сейчас активно готовится к почётным Дельфийским играм.

Вот Динара исполняет уже романс Сюзель. Будто танцуют по клавишам пальцы концертмейстера Юлии Титовой. Подавшись вперёд, внимательно слушает Геннадий Валентинович. Улавливает малейшие неточности в голосе ученицы. Как результат сплава энергии этих трёх одарённых людей, необычайная, какая-то смеющаяся атмосфера всеобщего, вызванного общим трудом счастья.

В конце занятия Динара заявляет, что приехала учиться из Уфы в Оренбург из-за Соколова. Уже на четвёртом курсе Уфимского училища искусств знала, что поступать будет только в ОГИИ.

– Моя преподавательница – бывшая ученица Геннадия Валентиновича. После её рассказов только у него хотела продолжать образование. Я вижу, что мои золотые педагоги стараются в первую очередь сделать из меня человека. Они просто вдохновляют своим рвением и верой в то, что делают сами! А Геннадий Валентинович вообще как второй папа,

– признаётся Динара.

Ещё не окончил институт нынешний солист Большого театра Рауф Тимергазин, а профессор уже ограняет новый и, судя по всему, не менее крупный самородок.

– Я хочу, чтобы ученики и в жизни, и в работе оказались счастливее меня. Чтобы у них всего было больше. А ещё важно, чтобы всякий мог их назвать порядочными. Так что главное, наверное, чтобы студент оказался с хорошими человеческими «позывными», – говорит Геннадий Валентинович.

Своей кафедрой, которую возглавляет с первого дня основания, по праву гордится. Три выпускника в разное время солировали и солируют в Большом театре. В хоре имени Пятницкого прославляют родной институт Алёна Рассадникова и Екатерина Магурина. Много славных имён уже вписано в музыкальную историю страны выпускниками ОГИИ, и это ведь только начало…

Полина Кузаева

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top