Взлёт и приземление Дон Жуана

Герой новой постановки – холостой архитектор Бернар думает, что знает суть женского характера. Своим любовницам он даёт надежду, называя их невестами. Но его хитроумный план однажды даёт сбой, и сам герой, попадая в комичные ситуации, оказывается обманутым.

Пьесу французского драматурга Марка Камолетти «Боинг-боинг» поставил молодой режиссёр, хорошо знакомый оренбургскому зрителю, Александр Фёдоров.

– Александр, имя автора и история этого спектакля, который ставится в 60 странах, уже вроде бы гарантируют какой-то успех?

– С одной стороны, да, вроде бы и гарантирует, с другой – я, посмотрев разные постановки этой комедии, побоялся, что вдруг не получится избежать стереотипов, штампов. Это очень популярная пьеса, но не всегда она получается смешной.

В кризисный период людям нужно предложить в том числе и что-то лёгкое, доступное, чтобы зритель мог просто прийти в театр и отдохнуть. Поэтому была поставлена задача – найти какую-то новую комедию. Когда прочитал «Боин-боинг», появилось ощущение, что можно сделать как-то красиво, стильно. Первое, о чём подумал, посмотрев отрывки из постановок других театров, – это же «Дон Жуан», по сути дела. А я обожаю этот спектакль Рифката Вакиловича Исрафилова, где в главной роли был Юрий Бажанов.

– Заядлый холостяк, ловелас выбрал бортпроводниц из разных авиакомпаний, с тем чтобы их прибытие в Париж никогда не совпадало. Сюжет для молодёжной аудитории?

– Когда делаешь спектакль, не думаешь, что ставишь для какой-то конкретной публики. Были такие предположения. Но на премьеру пришёл разновозрастный зритель и воспринял очень хорошо. Музыкальное оформление, конечно, современное. Но не думаю, что взрослым людям это неинтересно.

– Вы сказали, что зритель должен отдохнуть, но, может, даже и порадоваться за героев?

– Да, а может, даже и осознать: я сам живу неправильно и вот к чему в итоге могу прийти. Задуматься, есть ли смысл жить именно так.

– Пьеса «Боинг-боинг» написана по классическим канонам драматургии. Это же комедия положений. Но чья заслуга – автора, режиссёра, актёров – в том, что все герои практически даются в развитии, происходит их эволюция? Достаточно редкое явление в современной драматургии.

Особенно ярко это прослеживается на образе школьного товарища главного героя Робера. В начале простофиля простофилей. И эдакий бравый ловелас, уверенный в себе молодой человек в конце. Каждый в итоге остаётся удовлетворён. Даже заслужившая прибавку к жалованию домработница Берта, которую мне, по правде, было очень жаль в конце.

– Постановка «Боинга…» – это такой хороший творческий процесс! Многие сцены мы просто убрали, что-то досочинили. Что касается Берты, нам нужно было как-то завершить этот персонаж. Молодой актрисе Юле Ковальчук сначала было непривычно играть странноватую, немного мужеподобную женщину. Потом, когда она схватила суть её характера, сама стала предлагать разные детали, её остановить было невозможно. Если актёр понимает, что нужно делать, режиссёру уже мало что остаётся додумывать.

По пьесе, Берта просто служанка, и ничего более. А эту линию любви мы стали развивать сами. Все хотят любви: Бернар окружил себя женщинами, Робер приехал в Париж с желанием жениться. Берта всё это видит, и ей тоже хочется любви. И она её находит уже практически на поклоне – в зале.

– Совершенно придуманная во время постановки сюжетная линия с Бертой очень оригинальна. И, получается, в спектакле практически нет второстепенных ролей. Все шесть актёров – главные герои.

– Да, здесь все друг с другом связаны – хорошая комедия положений, хорошо написана. И каждый достоин любви, каждый получает то, чего заслуживает. Мы старались, чтобы всё было по-человечески, по-живому достоверно.

Во время репетиций сочиняли много этюдов – историю каждого персонажа: какой он может быть, откуда? Например, этюды на тему встреч: какое прошлое, объединяло старых школьных друзей? Так появился танец при их встрече. Они только начинают движения, и на них нахлынула волна воспоминаний.

– Султанбеков с Меденюком по типажу совершенно разные. Вы специально так подбирали героев-любовников?

– Есть у нас в театре актёры, которые подобные характеры уже играли, и заново дать возможность сыграть – для них это уже повтор. А вот пригласить актёров, которые через это ещё не проходили, всегда интересно. Конечно, не факт, что удачно получится, но они могут показать какие-то новые грани, внести новые краски.

– Каков Султанбеков, каков Меденюк в роли Бернара? Какие они Дон Жуаны?

– Эдик более эмоционален, в нём психофизика такая энергетическая. Он острее воспринимает ситуацию. А Максим рационален, более статный, он добрый человек по натуре, и это проскальзывает в образе его героя. Он интеллигентный. Поэтому и сумел, как человек умный и привлекательный, окружить себя такими девушками. И они могли ему поверить. Даже обидеться на него сложно.

– Обычно порок бывает наказан. У вас он, по-моему, вознаграждён. Нет?

– Что считать пороком Бернара? Мери, его девушка-американка, тоже оказалась не промах. Она крутит сразу с троими и бросает его ради миллиардера. Марта непростая, в первый же день, по сути, сказала, что любит другого. Они стоили друг друга. Единственный, кто был чист, – Робер. Я его изначально так и выстраивал. Мишель – это отражение его души, поэтому он и тянется к ней.

– Александр, три премьерных дня показали, что спектакль воспринят публикой очень благосклонно. Желаем вашей постановке долгой истории на оренбургской сцене.

 

Юрий Мещанинов

 

Факт

Наиболее известная пьеса французского комедиографа Марка Камолетти «Боинг-боинг» переведена более чем на 40 языков мира. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая часто исполняемая французская пьеса.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top