Слово о харизматике

«Вы сделали предложение своей будущей жене уже на четвёртый день знакомства, как это прокомментируете?» – спросили как-то Ростроповича американские журналисты. «Я жалею только о трёх потерянных днях», – ответил музыкант.

Фильмом, составленным из искромётных цитат, фото- и видеоматериалов из жизни харизматичного виолончелиста, открылся Международный фестиваль Ростроповича в областной филармонии в прошедшую пятницу.

 

Из Франции в Оренбург

Картину лично привёз из Па­рижа режиссёр Брюно Монсен­жон. Он был настолько увлечён личностью маэстро, что накапли­вал материал для фильма целых 30 лет. А ещё давно мечтал посе­тить Оренбург, где главный герой жил и любил бывать.

Картина «Неукротимый смычок» начина­ется с фотографии 4-месячного Мстислава, трогающего струны отцовской виолончели. С 8 до 14 лет он «учился играть», а уже после 15 стал знаменитым му­зыкантом. «Когда мне надоедает играть, я вожу машину, а когда надоедает и это, берусь чинить что-то в доме, и этого ужасно боится моя жена», – юмор Ростро­повича не оставлял равнодушным оренбургского зрителя.

В фильме показаны жизненные этапы маэ­стро: проживание в Баку, учёба в Гнесинке в Москве, первая премия на Всемирном фестивале молодё­жи в Праге, Сталинская премия, создание семьи, дружба с Солженицыным, выезд во Францию, лишение советского гражданства, возвращение на родину. Кинолен­та включает в том числе редкие архивные материалы.

В первый день фестиваля фи­лармонию посетило много мо­лодёжи и родителей с детьми. Третьекурсники Оренбургского музыкального колледжа при ин­ституте искусств имени Ростро­повича Сергей Ефимов и Юлия Науменко в этот раз пришли как зрители, в прошлые годы на этом же фестивале они были в числе выступающих. Говорят, просто не могут не ходить на концерты, посвящённые великому музыкан­ту, именем которого названо их учебное заведение.

Семилетнюю дочь привела оренбурженка Юлия Чимбулатова.

– Камила учится в первом классе музыкальной школы по классу скрипки, уже есть выступления, – сказала мать. – Ей не будет лиш­ним посетить фестиваль такого уровня, посмотреть и услышать виолончель, а меня привёл сюда интерес к фильму.

 

Шуберт и Камю

Сцена Оренбургского об­ластного драмтеатра абсолютно идентична сцене Московского центра оперного пения Галины Вишневской. Поэтому оперу «Иоланта» Чайковского в постановке Центра было решено показать на этой площадке. Её представили во второй день фестиваля.

Над постановкой работала сама Галина Вишнев­ская, спектакль был награждён золотым дипломом Московско­го театрального фестиваля в номинации «Лучший оперный спектакль». Кстати, один из со­листов «Иоланты» – выпускник оренбургского детского хора областной филармонии «Новые имена» Николай Калашников.

Литературно-музыкальный экс­перимент представили на сле­дующий день фестиваля Юрий Башмет и Константин Хабен­ский. Одновременное исполне­ние классической музыки и чте­ние отрывка из пьесы «Калигула» Альбера Камю зрители слушали стоя. Кстати, купить билеты на этот проект Башмета – Хабен­ского, который существует уже несколько лет, вообще считается большой удачей. Оренбургский зритель оказался в числе счаст­ливчиков.

Шестой фестиваль Мстислава Ростроповича подарил поклон­никам четыре вечера. В этом году программа получилась яркой. Кроме премьеры фильма «Неукро­тимый смычок» и литературно-музыкального эксперимента Башмета – Хабенского студенты института искусств посетили бес­ценный мастер-класс народной артистки СССР Маквалы Касраш­вили, которая в Оренбурге впер­вые.

На сценах города выступали и юные стипендиаты Фонда Мстислава Ростроповича из Алтайского музыкального колледжа, Музы­кальной школы имени Гнесиных.

 

Татьяна Шаповаленко

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top