– Какой-то трудноватый он был, финансово тяжёлый. Это не даёт возможности работать над новым репертуаром, планировать гастроли. А у артиста вся жизнь связана с этим. Пророчат, что 2018 год будет более активный, подвижный.
Очень хочу, чтобы в новом году мы с ребятами из ансамбля почаще выезжали за пределы области, – на такой позитивной ноте закончился наш разговор с заслуженной артисткой России, народной артисткой Мордовии. И хотя она провожает год без особой грусти, признаётся, что свершилось немало добрых дел, поэтому поговорить удалось о многом, многое вспомнить.
– Главным событием уходящего года для вас, думаю, был юбилей – 25-летие творческой деятельности. В предыдущий вы сказали зрителям, что многое ещё впереди. В этот межъюбилейный период что такого хорошего вспоминается?
– Артисту больше всего вспоминаются масштабные проекты. Для чего делаются юбилеи? Готовится новый репертуар, шьются костюмы, обновляешь свои внутренние ощущения, встречаешься с друзьями, которых десятилетиями не видишь.
За прошедшие пять лет объехали всю область, в Армении, в Англии побывали. И думаешь, надо же, хотя нас и не видно на столичных афишах, а столько городов, столько стран с концертами посетили. Защищаем честь Оренбуржья, в первую очередь.
– Когда читаешь ваши заметки в социальных сетях, часто встречаешь слова: судьба, сердце, душа. Вы верите, что судьба вам что-то должна преподнести?
– Наверно, так каждый думает. Свою судьбу мало кто творит сам, мы пытаемся, но всё-таки Господь Бог потихонечку нас несёт в определённое русло. А мы потихоньку делаем свою судьбу более складной, правильной. Почему «сердце»? Я стараюсь жить с чистой совестью. У меня дом и коллектив (ансамбль солистов. – Прим. Ю.М.) как две семьи. Это что-то личное, куда чаще всего никого не пускаю. Наконец-то я собрала таких музыкантов, каждый из которых личность. Андрей Глинка, например, прекрасный солист-аккордеонист, потрясающий музыкант, заслуженный работник культуры города Оренбурга. Георгий Авдеев – лауреат международных и российских конкурсов, талантливый певец. Алексей Славгородский, Алексей Кательницкий – аккомпаниаторы, и в то же время удивительный дуэт баянистов «Алёшки». Со мной работает сын известного композитора Григория Фёдоровича Пономаренко – Тарас, самый давний и близкий мой друг. Мы с ним работаем 21 год. Потрясающе талантливый человек.
После выступления ухожу переодеваться к следующим номерам, а качество концерта сохраняется. Какие-то номера моих парней, может быть, воспринимаются зрителем даже лучше.
Каждому в ансамбле стараюсь предоставить возможность творчески выразить себя. Это очень важно. Работая с известными российскими певцами и музыкантами, часто наблюдала, что они окружают себя более слабыми исполнителями, артистами, наверно, чтобы ещё раз показать, что гениальный человек здесь один. Я творчество мыслю по-другому.
– Уместно здесь, наверно, вспомнить об учителях, периоде работы с Людмилой Зыкиной. Она вас так тепло в своё время представляла на оренбургской сцене, вы вместе спели знаменитую «Течёт река Волга». Видно, она по-доброму к вам относилась.
– Людмила Георгиевна как раз из тех женщин, кто силён и в то же время очень слаб. Насколько она была «мать-родина» на сцене, настолько в каких-то жизненных ситуациях беззащитна. Людмила Георгиевна всё время приближала меня к себе, а я отдалялась.
– Почему?
– Мне казалось, что приближаться нельзя, она звезда, такая величина, а я кто?
Людмила Георгиевна вызывала на откровенные разговоры, рассказывала о себе такие факты, что я, наверно, никогда никому не откроюсь. Хотя с ней провела всего лишь четыре года, творчески внутренне пополнилась настолько, что хватит на всю жизнь.
Вижу, иногда по телевизору обсуждают ситуацию с её драгоценностями, и не могу слушать. Она сама – драгоценность, достояние России. У неё сердце огромное, клад!
– Мы всё ближе к годам вашей юности. Вы с детства любили петь в школе…
– Нет, нет… Вот это как раз неправда, хотя все об этом пишут. Я не любила в детстве выходить на сцену, но тайно всегда пела. Дома закрывалась, чтоб никто не слышал, надевала мамино платье и изображала либо Софию Ротару, либо Людмилу Зыкину. У меня были две любимые певицы.
– Почему же пошли в театральный институт?
– Меня не спрашивали, приехала тётка из столицы и показала газетную вырезку: московские преподаватели приезжают в Мордовию и будут вести набор. Ни в какие театральные кружки я не ходила, хотя закончила музыкальную школу, пела в хоре, с возрастом стеснение стало проходить. Мама перед просмотром привезла мне из Москвы пять платьев, ведь у нас в магазинах в то время ничего не было.
Комиссию я очаровала своей наивностью и неподготовленностью. Прочитала басню Крылова «Ворона и Лисица». Оказывается, ещё надо спеть и сплясать. Ну что я могла предложить? Разошлась, как Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра»: спела мордовскую песню и сымпровизировала цыганочку, даже на колени перед комиссией свалилась.
– А когда поняли, что вам всё же нужно заниматься пением?
– Помогли педагоги: известный артист Юрий Мефодьевич Соломин, Тамара Ивановна Лякина – в Пушкинском театре была ведущей актрисой, Владимир Прохорович Селезнёв – художественный руководитель нашей группы-студии, он же был замдиректора Госконцерта. Они и посоветовали: «Артисткой станешь нормальной, но ты же всю дорогу поёшь. В песне откроешься ярче всего». Они видели, что актёрская среда мне не очень нравилась. В Гнесинку поступила легко, и я довольна таким поворотом судьбы.
– Вновь прозвучало это слово, если говорить о переезде в Оренбург, в данном случае у судьбы есть конкретное имя – Владимир Александрович Позднеев? Тяжело, когда человек с таким опытом, талантом рядом, оценивает каждое выступление, делает, возможно, замечания?
– Если бы его в моей жизни не было, думаю, я бы никогда не приехала в Оренбург. Критикует, чаще всего так и происходит. Но он – единственный человек, к которому я всегда прислушиваюсь. Мы же быстро задираем нос, постоянно хвалить нельзя. Критика способствует поиску, и ты думаешь, что бы такого сделать, чтобы всем понравилось.
– Юлия Петровна, на концертах вы всегда спускаетесь в зал. И такое впечатление, что идёте к давним друзьям.
– Да, совсем чужие люди, а так улыбаются, будто знают меня сто лет. Но в зал выхожу в конце, когда зритель уже принимает тебя в свою душу, чувствует сердцем. Я вижу, что необходимо показаться поближе. А потом, иной зритель ведь думает, будто мы с лицом что-то делаем и вообще в микрофон не поём. Постоянно приходится доказывать своим творчеством, что ты есть и правильным делом занимаешься.
– А что стояло за разговорами о том, будто предыдущий губернатор критиковал ваши костюмы?
– Он очень внимательно следил за моим репертуаром, говорил, что нужно исполнять патриотические песни, прославлять Оренбуржье. А однажды в Казахстане я вышла на сцену в головном уборе, таком своеобразном куполе. После концерта Алексей Андреевич сказал, что ему не понравился убор. Я тогда вспомнила, что и Людмила Георгиевна как-то спросила: «Зачем ты прячешь под кокошником красивое русское лицо?» С тех пор я головные уборы не надеваю.
– Есть какая-то интересная история со зрителем?
– Перед Новым годом ведь можно же завести речь о чудесном? Мы сейчас говорили про сердце, душу, а есть моменты шаманства на сцене. Я этого раньше не понимала. Приехала как-то в Адамовский район, об этой истории мне потом уже рассказали, и дети привели на концерт под руки пожилую мать. Женщину посадили в первый ряд, она очень хотела послушать. Концерт закончился, дети ищут в зале мать, а она сама ушла. Что-то такое необъяснимое в её душе и организме произошло, и она забыла про свой недуг. Был и такой случай. После концерта подошла женщина: у неё умерла дочь. Ясно, какое у неё переживание, женщина призналась, что хотела на себя руки наложить, а послушала и поняла – надо жить.
– Как вы встречаете Новый год? Есть ли обязательные блюда?
– Всегда встречаю с родными. В этом году поедем с мужем в Мордовию к моим родителям. Я обязательно ставлю на новогодний стол два блюда: оливье и под шубой.
Готовлю, что нравится моему окружению, вот Владимир Александрович любит карпа, фаршированного рисом. Это еврейское блюдо, очень вкусное, соус с чесночком специальный делается. Много стараюсь не готовить, но почему-то всё равно получается много, так уж повелось. Традиционно русский человек, как и мордовский, привык, чтобы столы ломились.
Год я заканчиваю в ожидании лучших перемен, чего и желаю всем оренбуржцам, чтобы все мы жили в добре, мире и любви.
Юрий Мещанинов