Зрителей просили оставлять отзывы в группе кинотеатра «ВКонтакте». Вежливо, но настойчиво. Создалось впечатление, что кто-то решил: эту картину должны посмотреть все. Аналогичные «внеурочные» показы прошли в других городах страны.
В отличие от иных кинопремьер, «Монаха и беса» легко можно найти в Интернете. То есть сделано всё, чтобы народ оценил эту… Комедию? Притчу? Фэнтези? Определить жанр почти невозможно.
Начинается фильм серьёзно. К монастырским вратам спешит человек. Он буквально горит под дождём, на ходу гася на себе пламя. Игумен монастыря принимает его – Ивана Семёнова сына (Тимофей Трибунцев) – насельником. Тот сразу принимается «безобразничать». Ухмыляться, сыпать пошловатыми приговорками. Вести себя, в общем, как чёрт. Чувствует что-то неладное игумен, избавиться хочет от бесноватого. Даёт ему почти невыполнимые задания, которые Иван мгновенно исполняет.
Зал хихикает над его ужимками, ликующе хохочет, когда тот монастырское бельё выглаживает одним только прикосновением своей голой задницы. Не чудо ли?.. Только уж очень не ангельское.
В общем, интрига та ещё. Разрешается она, правда, скоро: насельника отправляют жить в дальний скит. Там и выходит из героя бес по имени Легион. Мучает он святого, искушает. В какой-то момент Иван просит в обмен на свою душу доставить его в Иерусалимский храм. Легион соглашается. И здесь уже то ли сказку смотришь, то ли фэнтези. Ещё бес в исполнении Георгия Фетисова очень уж картинен. Этакий легкомысленный дьявольский франт выкрутасничает.
Ну, а дальше исполняет Легион обещанное и заболевает. Плохо рогатому на Земле обетованной. Всеми силами спасает его Иван, как спасал того сам бес, когда нашего героя до смерти избили, когда тот начал гнать торговцев от храма. Зрителю мимоходом дают понять, что не от кого человеку ждать помощи. Мулла не придёт на подмогу – у него намаз. Раввин тоже, потому что суббота, а в этот день трудиться грех. Некому поддержать святого, кроме беса. Впрочем, как и наоборот.
Теряет свою дьявольскую силу Легион, и добирается наша парочка до России уже своим ходом. В каком-то городишке их задерживают. Обвиняют в краже. Иван признаётся в том, чего не делал. Ему не верят, видя его юродивость, но приказывают выпороть обоих. После полученных шпицрутенов умирает Иван.
Бес, ставший простым смертным, не может излечить «подопечного». Рядом с отходящим произносит он свой ключевой монолог. Зритель узнаёт, что заприметил нечистый Ивана ещё ребёнком. Понял, что видит будущего святого, и решил, так сказать, помочь ему.
Его фраза «Просиять, Ваня, можно только в конфронтации со мной» фундаментальна. На ней во многом строится картина, заканчивающаяся тем, что чёрт просит принять его в… монастырь. В тот самый, в который в начале фильма был впущен Иван.
Фильм-притча, фильм-сказка рождает много ассоциаций. Для подкормки зрителя режиссёр создаёт немало юмористических сцен, так что публика смеётся с удовольствием. Но что потребляет она вместе с попкорном? Ведь, расслабляя людей смешным, Николай Досталь говорит о самом сокровенном: о вере, долге, любви и даже судьбе России.
Так в чём же главная идея? Монах и бес – две противоположности, две части одного целого, ведущие к Богу? Слишком уж явно это и примитивно.
Или что человек и есть бес до той поры, пока любить не научится? Может, и так. У каждого зрителя будет своя трактовка.
На мой взгляд, портит кино сумбурность и затянутость. В один короб создатели фильма сложили слишком много всего. Получилось этакое хлёбово из символов и юмора. Нестройное, скабрёзное и двусмысленное. Да, преображение беса бьёт, пронимает. Но длится это секунды, до тех пор, пока не начинаешь переосмысливать увиденное.
Полина Кузаева