Не любишь, значит, бес?

Зрителей просили оставлять отзывы в группе кинотеатра «ВКонтакте». Веж­ливо, но настойчиво. Создалось впечат­ление, что кто-то решил: эту картину должны посмотреть все. Аналогичные «внеурочные» показы прошли в других городах страны.

В отличие от иных ки­нопремьер, «Монаха и беса» легко можно найти в Интернете. То есть сделано всё, чтобы народ оценил эту… Комедию? Притчу? Фэнтези? Определить жанр почти невозможно.

Начинается фильм серьёзно. К мо­настырским вратам спешит человек. Он буквально горит под дождём, на ходу гася на себе пламя. Игумен монастыря принимает его – Ивана Семёнова сына (Тимофей Трибунцев) – насельником. Тот сразу принимается «безобразничать». Ухмыляться, сыпать пошловатыми при­говорками. Вести себя, в общем, как чёрт. Чувствует что-то неладное игумен, из­бавиться хочет от бесноватого. Даёт ему почти невыполнимые задания, которые Иван мгновенно исполняет.

Зал хихикает над его ужимками, ликующе хохочет, ког­да тот монастырское бельё выглаживает одним только прикосновением своей голой задницы. Не чудо ли?.. Только уж очень не ангельское.

В общем, интрига та ещё. Разрешается она, правда, скоро: насельника отправля­ют жить в дальний скит. Там и выходит из героя бес по имени Легион. Мучает он святого, искушает. В какой-то мо­мент Иван просит в обмен на свою душу доставить его в Иерусалимский храм. Легион соглашается. И здесь уже то ли сказку смотришь, то ли фэнтези. Ещё бес в исполнении Георгия Фетисова очень уж картинен. Этакий легкомысленный дьявольский франт выкрутасничает.

Ну, а дальше исполняет Легион обе­щанное и заболевает. Плохо рогатому на Земле обетованной. Всеми силами спасает его Иван, как спасал того сам бес, когда нашего героя до смерти из­били, когда тот начал гнать торговцев от храма. Зрителю мимоходом дают понять, что не от кого человеку ждать помощи. Мулла не придёт на подмогу – у него на­маз. Раввин тоже, потому что суббота, а в этот день трудиться грех. Некому под­держать святого, кроме беса. Впрочем, как и наоборот.

Теряет свою дьявольскую силу Легион, и добирается наша парочка до России уже своим ходом. В каком-то городишке их задерживают. Обвиняют в краже. Иван признаётся в том, чего не делал. Ему не верят, видя его юродивость, но приказы­вают выпороть обоих. После полученных шпицрутенов умирает Иван.

Бес, ставший простым смертным, не может излечить «подопечного». Рядом с отходящим произносит он свой ключе­вой монолог. Зритель узнаёт, что запри­метил нечистый Ивана ещё ребёнком. Понял, что видит будущего святого, и решил, так сказать, помочь ему.

Его фраза «Просиять, Ваня, можно только в конфронтации со мной» фунда­ментальна. На ней во многом строится картина, заканчивающаяся тем, что чёрт просит принять его в… монастырь. В тот самый, в который в начале фильма был впущен Иван.

Фильм-притча, фильм-сказка рож­дает много ассоциаций. Для подкормки зрителя режиссёр создаёт немало юмори­стических сцен, так что публика смеётся с удовольствием. Но что потребляет она вместе с попкорном? Ведь, расслабляя людей смешным, Николай Досталь гово­рит о самом сокровенном: о вере, долге, любви и даже судьбе России.

Так в чём же главная идея? Монах и бес – две противоположности, две части одного целого, ведущие к Богу? Слишком уж явно это и примитивно.

Или что чело­век и есть бес до той поры, пока любить не научится? Может, и так. У каждого зрителя будет своя трактовка.

На мой взгляд, портит кино сумбур­ность и затянутость. В один короб соз­датели фильма сложили слишком много всего. Получилось этакое хлёбово из сим­волов и юмора. Нестройное, скабрёзное и двусмысленное. Да, преображение беса бьёт, пронимает. Но длится это секунды, до тех пор, пока не начинаешь переос­мысливать увиденное.

 

Полина Кузаева

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top