Фильмы, львы и звёзды

Продолжается Международный кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и Авангард». До его завершения – вечера 2 сентября – многое успеет случиться. Вы можете встретить на улице актёра Сергея Безрукова или столкнуться рядом с кинотеатром «Космос» с датским режиссёром Питером Энтони. О грядущем расскажем позже, пока же читайте о том, что восхитило народного артиста РСФСР Сергея Шакурова в Оренбурге. О желании всех землян и новом кино.

По красной дорожке она шла медленно и тяжело. Долго потом отдыхала, сидя в первом ряду. В 81 год нелегко участвовать в фестивалях. Но вот поёт, будто для неё одной, Оренбургский народный хор, и при­бавляются силы. А когда мощной волной, разбегаясь, прокатываются по залу апло­дисменты в её честь, Валентина Талызина победно вскидывает руки. Это любовь… взаимная.

 

Шикарно, по Шакурову

– Эх, знала бы, что подарите, не поку­пала бы! – эту фразу Валентины Ипполи­товны, принимающей в подарок паутинку, запомнят надолго.

Искренняя, простая, замечательная актриса. Наши зрители довели её до счаст­ливых слёз.

– Спасибо, что понимаете, – сказала она оренбуржцам, пришедшим в субботу на открытие фестиваля в СКК «Оренбуржье».

До или после этих слов в едином по­рыве поднялся весь зал? Уже не сказать, да и не важно. Это был наивысший мо­мент всего праздничного дня, давшего старт уже девятому по счёту кинофести­валю «Восток&Запад. Классика и Аван­гард». После этого даже акробатический этюд Сергея Шакурова, исполненный им прямо на сцене в джинсах и пиджаке, выглядел не столь впечатляюще, хотя физическая подготовка 74-летнего на­родного артиста РСФСР заслуживает высших похвал.

– У «Восток&Запад» шикарная програм­ма! Когда открыл буклет, так порадовался. Для зрителя есть масса всего интересного. Особо выделил бы фильмы, созданные са­мими актёрами и выпускниками Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова, – заявил Сергей Каюмович.

В воскресенье удалось оценить работы трёх молодых артистов, сменивших на время профессию. В «Космосе» показали свои короткометражки Данила Дунаев и Эльвира Болгова, примкнул к ним и кол­лега Павел Трубинер, представляющий картину «Элизиум» Юлии Мельниковой, в которой он сыграл одну из ролей.

– Для чего вам это нужно? Почему ре­шили снимать сами? – раздался вопрос из зала после просмотра.

Ответ взялся держать мужественный Дунаев, вооружившись искренностью, самоиронией и юмором.

– Ну как же, амбиции, конечно!.. Канны, Оскар, всё мне-е-е-е-е! – с ходу пошутил он и объяснил, что в его жизни наступил такой момент, когда он не может выразить всего того, что его переполняет в предлагаемом ему актёрском материале.

Показалось, что именно его 24-минут­ный комедийный «Кролик» понравился аудитории больше всего. Присутствовав­ший в зале учитель английского языка отметил интересное режиссёрское реше­ние, украсившее эту старую, как анекдот, британскую историю.

Спросили, сколько по времени снимали начинающие демиурги картины.

Эльвира Болгова бесхитростно призна­лась, что свой «Спор» сняла за 15 минут на кухне друзей. Правда, над «Взаимодействи­ем» работала уже год.

– Почувствовала, что мне нужно это сделать. Мы ведь развиваемся, движемся. Чего-то ищем. Я студентка, учусь сейчас на высших режиссёрских курсах, – скромно сказала актриса.

Вообще же «Элизиум» снят за день, за четыре съёмочных смены «Кролик».

Как всё-таки мало времени создатели уде­лили своим творениям! Кажется, затрать они чуть больше усилий, и мы получили бы интереснейшее и качественное кино. Стали бы свидетелями рождения нового языка. Только слишком торопятся молодые люди. Правда, над одним монтажом теперь уже драмы по пьесе «Чудная баба» Дунаев работает почти полгода, это радует и обна­дёживает. «Festina lente», – поговаривал из­вестный римский полководец, утверждая, что «торопиться нужно медленно».

 

Устали от правил

Кинофестиваль – это зеркало жиз­ни, а наш «Восток&Запад» показывает, чем живёт едва ли не весь мир. О чём мечтают самые простые люди в Германии, России, Фин­ляндии, Сербии, США. Только в этот раз фильмы, которые пока­зывают в орен­бургских кино­театрах, созда­ны в совокупно­сти людьми из 19 стран.

«Таковы пра­вила» режиссёра Огнена Свили­чича открыва­ют будничную жизнь хорватской семьи. Первыми кадрами показан быт уже немолодых и уставших супругов. Они общаются с сыном через дверь, будто боясь заглянуть в его комнату. Они ничего не знают о его переживаниях. Что объ­единяет их? Кухонная плита, телевизор, совместные обе­ды и воспоминания юности? Эти люди кажутся чужими друг другу. И вот их сын погибает.

Как и положено, они надевают чёрное, забирают справки из больницы, приглашают на помин друзей. Чувствуется за всем ужасающая пустота. Она скрывается за порядками, за нормами и привычками. Смерть мальчика лишь на время делает его родителей живыми и чувствующими. Фильм заканчивается ужи­ном. И понятно, что скоро эти люди будут так же смо­треть сериалы, по мелочам раздражаться друг на друга и не понимать, что похожи на заведённых игрушеч­ных роботов, движущихся по установленной кем-то программе.

Удивительно, но в кар­тине «Тэли и Толи» та же мысль. Нельзя жить умом, надо сердцем! Только в этой кино­ленте, наоборот, все живые и чувствую­щие. Герои обаятель­ны и наивны. Здесь, на границе Грузии и Осетии, проходя­щей меж двух гор­ных посёлков, все любят друг друга. Тут случаются курьёзы, всё так мелко и одно­временно так велико, что влюбляешься и в фильм, и в самого режиссёра, сумевшего создать столь доброе произведение.

После показа к Александру Амирову, поставившему это кино, выстроилась целая очередь из желающих сказать «спасибо».

– Вы создали такую замечательную атмосферу. Подарили нам возможность полюбоваться безумно красивой природой. Показали взаимоотношения Грузии и Рос­сии. Спасибо вам огромное! – среди прочих поблагодарил режиссёра врач Константин Михайлов.

Сам же Амиров трогательно смущался. Оказалось, что его прадед из Оренбуржья. В тридцатые годы семья от голода бежала в Узбекистан. По дороге в хлебный край большая часть детей погибла.

– Я сегодня утром искал родственников в Краснохолме. Не нашёл, но нам показали дом, в котором они могли жить, – поделил­ся он. Про своих земляков смог сказать одно: – Оренбургский зритель потря­сающ. Очень чуток и внимателен. Сегодня здесь разглядели такие моменты, которых раньше нигде не замечали.

 

Девятилетнему пятикласснику «5»!

На открытии Татьяна Воронецкая, президент «Восток&Запад», сравнила фестиваль с уче­ником, который пошёл уже в пятый класс. По­зади начальная школа, впереди время боль­ших дел. Ведь с каждым годом у кинофестиваля всё больше поклонни­ков. Если раньше на дневных сеансах не было и половины зала, то сейчас он практи­чески полон.

Неко­торые оренбуржцы, как, например, жур­налист Инна Томи­лина, даже отпуск берут, и это успех. Чем чаще мы бу­дем «смотреться в зеркало», тем лучше будем по­нимать, в какую сторону нужно идти, и знать, чем живёт мир.

После просмо­тра первых кар­тин программы кажется, что свет немного устал от услов­ностей. Людям со всех точек земли хочет­ся просто быть. Быть добрыми, люби­мыми и счастли­выми. Чтобы границ было меньше, ведь, со­гласно док­трине филь­ма «Человек, который спас мир», унич­тожить врага можно просто и бескровно, достаточно подружиться с ним.

 

Кино на службе у поэзии

Артур Смольянинов в Оренбурге балагурил, веселился, фотографировался с поклонниками и, конечно, читал стихи.

Впервые, в рамках фестиваля «Восток&Запад», в областном центре представили проект актёра Анатолия Белого «Кинопоэзия», финансируемый благотворительным фондом мецената Алишера Усманова.

Если быть краткой, то известные артисты читают стихи на видео. Да-да, не на музыку, а именно на видео. Соз­даются маленькие фильмы. Так, гости кинофестиваля в клубном комплексе «Яр» в минувшее воскресенье увидели и услышали стихи Пушкина, Тютчева, Гудзенко в прочтении Анатолия Белого, Алексея Кортнева, Сергея Безрукова и других кинодеятелей.

Артур Смольянинов, представивший этот проект, заявил, что главная цель «Кинопоэзии» – современными сред­ствами привлечь внимание школьников к поэзии.

– Вообще же, стихи нужно читать самим и представлять что-то своё, – признал артист, добавив, что никто не собирается экранизировать так всю мировую поэзию. Это было бы бес­смысленно.

В это утро Смольянинов проэкзаме­новал оренбургскую общественность. Каким образом? Прочитав Нобелевскую речь Иосифа Бродского, спросил, чьи это строки, и был немало удивлён огромным количеством поднятых рук.

 

Полина Кузаева

 

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top