Продолжается Международный кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и Авангард». До его завершения – вечера 2 сентября – многое успеет случиться. Вы можете встретить на улице актёра Сергея Безрукова или столкнуться рядом с кинотеатром «Космос» с датским режиссёром Питером Энтони. О грядущем расскажем позже, пока же читайте о том, что восхитило народного артиста РСФСР Сергея Шакурова в Оренбурге. О желании всех землян и новом кино.
По красной дорожке она шла медленно и тяжело. Долго потом отдыхала, сидя в первом ряду. В 81 год нелегко участвовать в фестивалях. Но вот поёт, будто для неё одной, Оренбургский народный хор, и прибавляются силы. А когда мощной волной, разбегаясь, прокатываются по залу аплодисменты в её честь, Валентина Талызина победно вскидывает руки. Это любовь… взаимная.
Шикарно, по Шакурову
– Эх, знала бы, что подарите, не покупала бы! – эту фразу Валентины Ипполитовны, принимающей в подарок паутинку, запомнят надолго.
Искренняя, простая, замечательная актриса. Наши зрители довели её до счастливых слёз.
– Спасибо, что понимаете, – сказала она оренбуржцам, пришедшим в субботу на открытие фестиваля в СКК «Оренбуржье».
До или после этих слов в едином порыве поднялся весь зал? Уже не сказать, да и не важно. Это был наивысший момент всего праздничного дня, давшего старт уже девятому по счёту кинофестивалю «Восток&Запад. Классика и Авангард». После этого даже акробатический этюд Сергея Шакурова, исполненный им прямо на сцене в джинсах и пиджаке, выглядел не столь впечатляюще, хотя физическая подготовка 74-летнего народного артиста РСФСР заслуживает высших похвал.
– У «Восток&Запад» шикарная программа! Когда открыл буклет, так порадовался. Для зрителя есть масса всего интересного. Особо выделил бы фильмы, созданные самими актёрами и выпускниками Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова, – заявил Сергей Каюмович.
В воскресенье удалось оценить работы трёх молодых артистов, сменивших на время профессию. В «Космосе» показали свои короткометражки Данила Дунаев и Эльвира Болгова, примкнул к ним и коллега Павел Трубинер, представляющий картину «Элизиум» Юлии Мельниковой, в которой он сыграл одну из ролей.
– Для чего вам это нужно? Почему решили снимать сами? – раздался вопрос из зала после просмотра.
Ответ взялся держать мужественный Дунаев, вооружившись искренностью, самоиронией и юмором.
– Ну как же, амбиции, конечно!.. Канны, Оскар, всё мне-е-е-е-е! – с ходу пошутил он и объяснил, что в его жизни наступил такой момент, когда он не может выразить всего того, что его переполняет в предлагаемом ему актёрском материале.
Показалось, что именно его 24-минутный комедийный «Кролик» понравился аудитории больше всего. Присутствовавший в зале учитель английского языка отметил интересное режиссёрское решение, украсившее эту старую, как анекдот, британскую историю.
Спросили, сколько по времени снимали начинающие демиурги картины.
Эльвира Болгова бесхитростно призналась, что свой «Спор» сняла за 15 минут на кухне друзей. Правда, над «Взаимодействием» работала уже год.
– Почувствовала, что мне нужно это сделать. Мы ведь развиваемся, движемся. Чего-то ищем. Я студентка, учусь сейчас на высших режиссёрских курсах, – скромно сказала актриса.
Вообще же «Элизиум» снят за день, за четыре съёмочных смены «Кролик».
Как всё-таки мало времени создатели уделили своим творениям! Кажется, затрать они чуть больше усилий, и мы получили бы интереснейшее и качественное кино. Стали бы свидетелями рождения нового языка. Только слишком торопятся молодые люди. Правда, над одним монтажом теперь уже драмы по пьесе «Чудная баба» Дунаев работает почти полгода, это радует и обнадёживает. «Festina lente», – поговаривал известный римский полководец, утверждая, что «торопиться нужно медленно».
Устали от правил
Кинофестиваль – это зеркало жизни, а наш «Восток&Запад» показывает, чем живёт едва ли не весь мир. О чём мечтают самые простые люди в Германии, России, Финляндии, Сербии, США. Только в этот раз фильмы, которые показывают в оренбургских кинотеатрах, созданы в совокупности людьми из 19 стран.
«Таковы правила» режиссёра Огнена Свиличича открывают будничную жизнь хорватской семьи. Первыми кадрами показан быт уже немолодых и уставших супругов. Они общаются с сыном через дверь, будто боясь заглянуть в его комнату. Они ничего не знают о его переживаниях. Что объединяет их? Кухонная плита, телевизор, совместные обеды и воспоминания юности? Эти люди кажутся чужими друг другу. И вот их сын погибает.
Как и положено, они надевают чёрное, забирают справки из больницы, приглашают на помин друзей. Чувствуется за всем ужасающая пустота. Она скрывается за порядками, за нормами и привычками. Смерть мальчика лишь на время делает его родителей живыми и чувствующими. Фильм заканчивается ужином. И понятно, что скоро эти люди будут так же смотреть сериалы, по мелочам раздражаться друг на друга и не понимать, что похожи на заведённых игрушечных роботов, движущихся по установленной кем-то программе.
Удивительно, но в картине «Тэли и Толи» та же мысль. Нельзя жить умом, надо сердцем! Только в этой киноленте, наоборот, все живые и чувствующие. Герои обаятельны и наивны. Здесь, на границе Грузии и Осетии, проходящей меж двух горных посёлков, все любят друг друга. Тут случаются курьёзы, всё так мелко и одновременно так велико, что влюбляешься и в фильм, и в самого режиссёра, сумевшего создать столь доброе произведение.
После показа к Александру Амирову, поставившему это кино, выстроилась целая очередь из желающих сказать «спасибо».
– Вы создали такую замечательную атмосферу. Подарили нам возможность полюбоваться безумно красивой природой. Показали взаимоотношения Грузии и России. Спасибо вам огромное! – среди прочих поблагодарил режиссёра врач Константин Михайлов.
Сам же Амиров трогательно смущался. Оказалось, что его прадед из Оренбуржья. В тридцатые годы семья от голода бежала в Узбекистан. По дороге в хлебный край большая часть детей погибла.
– Я сегодня утром искал родственников в Краснохолме. Не нашёл, но нам показали дом, в котором они могли жить, – поделился он. Про своих земляков смог сказать одно: – Оренбургский зритель потрясающ. Очень чуток и внимателен. Сегодня здесь разглядели такие моменты, которых раньше нигде не замечали.
Девятилетнему пятикласснику «5»!
На открытии Татьяна Воронецкая, президент «Восток&Запад», сравнила фестиваль с учеником, который пошёл уже в пятый класс. Позади начальная школа, впереди время больших дел. Ведь с каждым годом у кинофестиваля всё больше поклонников. Если раньше на дневных сеансах не было и половины зала, то сейчас он практически полон.
Некоторые оренбуржцы, как, например, журналист Инна Томилина, даже отпуск берут, и это успех. Чем чаще мы будем «смотреться в зеркало», тем лучше будем понимать, в какую сторону нужно идти, и знать, чем живёт мир.
После просмотра первых картин программы кажется, что свет немного устал от условностей. Людям со всех точек земли хочется просто быть. Быть добрыми, любимыми и счастливыми. Чтобы границ было меньше, ведь, согласно доктрине фильма «Человек, который спас мир», уничтожить врага можно просто и бескровно, достаточно подружиться с ним.
Кино на службе у поэзии
Артур Смольянинов в Оренбурге балагурил, веселился, фотографировался с поклонниками и, конечно, читал стихи.
Впервые, в рамках фестиваля «Восток&Запад», в областном центре представили проект актёра Анатолия Белого «Кинопоэзия», финансируемый благотворительным фондом мецената Алишера Усманова.
Если быть краткой, то известные артисты читают стихи на видео. Да-да, не на музыку, а именно на видео. Создаются маленькие фильмы. Так, гости кинофестиваля в клубном комплексе «Яр» в минувшее воскресенье увидели и услышали стихи Пушкина, Тютчева, Гудзенко в прочтении Анатолия Белого, Алексея Кортнева, Сергея Безрукова и других кинодеятелей.
Артур Смольянинов, представивший этот проект, заявил, что главная цель «Кинопоэзии» – современными средствами привлечь внимание школьников к поэзии.
– Вообще же, стихи нужно читать самим и представлять что-то своё, – признал артист, добавив, что никто не собирается экранизировать так всю мировую поэзию. Это было бы бессмысленно.
В это утро Смольянинов проэкзаменовал оренбургскую общественность. Каким образом? Прочитав Нобелевскую речь Иосифа Бродского, спросил, чьи это строки, и был немало удивлён огромным количеством поднятых рук.
Полина Кузаева