О настоящих сказках писать нелегко. Их красота так тонка, что рвётся, когда пытаешься прикоснуться к ней словами.
Белый Шварц
По-особенному тихо было в театре за час до премьеры. «Золушку» ждали все. Казалось, само здание дышало ожиданием.
– Это будет что-то такое, чего давно не было, – ещё осенью тихонько прошептала художник- бутафор Елена Селиванова. Прислонившись спиной к стене, она наблюдала тогда за уличным представлением, устроенным в честь открытия театрального сезона.
И вот 12 ноября. Труппа готовится в закулисье. Куклы уже на сцене. Они тоже настраиваются. По крайней мере, артист Иван Панин уверен в этом.
– Они молчат, глядят в потолок, и их лучше не трогать до начала спектакля, – говорит он. Признаётся, что немного волнуется, и это плохо. Ведь, когда нервничаешь, руки начинают зажиматься и кукла уже не так свободно работает, как хотелось бы.
Иван уходит. Сегодня он – принц.
Всё шумнее вокруг. Нарастает какое-то ликующее оживление. Будто сам Шварц – добрый и одновременно с этим грустный – занял место в последнем ряду. Ведь «Золушку» режиссёр Вадим Смирнов поставил по тексту Шварца.
– Это тот самый киносценарий, по которому был сделан замечательный и знаменитый фильм 1947 года.
Евгений Шварц замечательный. Он светлый, тёплый, радостный. Это сказка о счастье. Мне кажется, что во все времена люди хотят быть счастливыми, – уже перед самым началом спектакля прокомментировал свою работу Вадим Александрович.
Мастерство в душе
И вот начало. На сцене ни одного человека. Только куклы живут своей жизнью. Танцуют и смеются. Плачут и дарят друг другу подарки. В этом спектакле артисты продемонстрировали высшее мастерство. Как лихо скакали по сцене мыши! Плясали сковородки и чугунки вокруг Золушки!
Волшебство окутало зал, и ни один зритель, даже взрослый, не догадывался, какая работа кипела за ширмой. Как металась заслуженная артистка РФ Любовь Милохина от одного кукольника к другому!
На ней были все «помощи». Она помогала марионеткам оживать. Соединяла движения артистов, служа своеобразным мостом между реальностью и иллюзией.
Этот невидимый труд артистов создавал необычайно воздушную сказку. Обаятельнейший король (Андрей Гордеев) срывал с головы парик и грозился уйти в монастырь. Остроумная и злая мачеха (Татьяна Деденёва) приказывала Золушке, переделав кучу дел, «познать самоё себя», и Золушка (Галина Шальнова) исполняла это. Пройдя через все испытания и сохранив доброту и наивность, заслужила она своё звонкое счастье.
Каждый миг спектакля хватали на лету дети. В них бесшумно входили простые истины: «Смирение вознаграждается», «Злость некрасива и ничтожна».
Ведь как здорово и естественно осмеять мачеху и порадоваться Золушкиной судьбе!
Перенеся текст Шварца на сцену кукольного театра, артисты подарили детям и взрослым настоящее чудо, немыслимое без самопожертвования. Кто знает, может, если бы не бескорыстный подарок влюблённого мальчика- пажа, так и не было бы счастья в финале.
Возможно, не надень Золушка на сестрицу туфельку, не сложилось бы всё так, как должно. Поступки, сделанные в душевном порыве, порой кажутся нам незначительными, но именно они ткут наряд наших судеб.
И настоящее мастерство в доброте и любви, без которых не вдохнуть жизнь ни в куклы, ни в самого себя. И нет счастья без злых мачех, помогающих нам расти. Ведь как заслужишь его, если не пройдёшь испытания?
Получается, что и взрослым есть о чём поразмыслить на этом спектакле.
Полина Кузаева