В советское время два процента ребятишек учились в музыкальных школах. Сейчас гораздо меньше. Низкая музыкальная культура детей – это безумие современности.
О том, как это исправить, рассказал художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора народный артист СССР Владимир Минин.
В Оренбург знаменитый коллектив приезжал на прошедшей неделе на юбилейные концерты областной филармонии. Владимир Минин, которому недавно исполнилось 90, провёл мастер-класс со студентами музыкального колледжа института искусств имени Ростроповичей и детским хоровым коллективом филармонии «Новые имена».
– Вот уже 70 лет я наблюдаю, как из школ России вытесняются уроки пения, и сейчас они превращаются в формальность, – сказал худрук Московского хора. – Занятия в музыкальных школах не каждому ребёнку доступны и интересны, а вот хор – не как образование, а как музыкальное воспитание – быть должен в каждой школе. В царской России хоровые коллективы создавались в каждом учебном заведении.
О том, что приобщать детей к высокому через уроки пения необходимо, обсуждается на самом высоком уровне власти. Художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев обратился к президенту страны с предложением создать детское хоровое общество. По словам Владимира Минина, в регионах детские хоры держатся на энтузиастах. И таких педагогов нужно поощрять. В качестве примера он привёл оренбургский хор «Новые имена».
– Я же говорю, поющие дети – умнички, – умилился Владимир Минин после искреннего интереса к нему подростков. Дети расспрашивали гостя, кем бы он стал, если бы не сложилось с музыкой? Какой самый продуктивный период маэстро из его 70-летнего стажа? Как быть, если начинающий вокалист спел сольно перед большим залом, а песня зрителям не понравилась?
– Я родился и вырос в Санкт-Петербурге, и на каждом шагу встречал морских офицеров. Очевидно, стал бы одним из них. Определённого самого плодотворного периода у меня не было – ведь в 20 лет ещё не хватает опыта, а в возрасте «за…» не хватает сил, так что каждое десятилетие было чем-то интересно.
Новичкам Владимир Николаевич посоветовал не расстраиваться после одной неудачи. Премьера всегда идёт на нерве. Музыкальному произведению нужно дать прожить сценическую жизнь, показать его на нескольких сценах, и только потом решить, исполнять ли его дальше.
– Крепче держите микрофон, ребята, у нас всё получится! – поддержал московский худрук юных оренбуржцев. – Вы знаете, что в хоровой духовной музыке России нет равных?
Студенты задавали вопросы поострее.
– Что ведёт вас по жизни? – простой на первый взгляд вопрос Алёны Зарубиной понравился гостю.
– Сомнение. Ведь когда с лёгкостью всё даётся, хочешь почивать на лаврах. А когда пробуешь новое, сомневаешься, понравится ли зрителю – вот это интересно, вот это стимул творить!
– За долгое время работы вы изменяли произведения?
– Да, бывало, одну и ту же композицию мы перепевали пять раз в течение сорока лет.
– Почему попса популярнее, чем классическая музыка?
– Потому что пошлятина, увы, легко прилипает к человеку. А вот высокая музыка требует работы ума и души.
– Наверное, вы никогда не бьёте баклуши?
– Ну что вы! Я часто лежу на диване, но не просто так – я вырабатываю теорию накопления энергии. Проще говоря, подзаряжаю батареи.
Простым, малозатратным способом вовлечения детей в музыкальное искусство является создание хора в каждой школе. В идеале – коллектив младшеклассников, коллектив среднего звена и два хора старших классов – мальчиков и девочек.
Пропевая народную или духовную музыку, ребёнок приобщается к высокому, узнаёт культуру своей страны, становится высоконравственным гражданином.
Татьяна Шаповаленко