$ 65.98 € 75.17
16+
21 ноября 2018, 13:02

Главный герой второго плана

Так бывает – внимание зрителя приковывает не основной персонаж пьесы
14.09.2018, 15:44
Романтичные, бесшабашные – уже влюблённые Раиса Глебовна (артистка Александра Бражникова) и князь Вельский (артист Сергей Шахмуть).
Фото: Архив

И дело вовсе не в том, что кому-то из основных действующих лиц не удалось создать колоритный образ. И не в том, что главные не соответствуют по фактуре или характеру. Просто автор вольно или невольно вложил во второстепенный образ столько любви и доброты, что зритель к концу пьесы всё ему прощает и начинает за него переживать.

 

Опасные связи

А автор пьесы «Касатка» не прост – Алексей Толстой, «советский граф», больше известный зрителю по историческим романам «Пётр Первый», «Хождение по мукам» или фантастической «Аэлите».

Поражает, на первый взгляд, его выбор: вещь написана в 1916 году, в предреволюционное неспокойное время. Идёт Первая мировая война, уже видна разруха и ожидаем разлом. А Толстой будто этого не замечает и создаёт едва ли не водевильчик с хорошим концом и вполне угадываемым сюжетом.

Действие начинается в петербургском доме, где 30-летний князь Вельский (артист Сергей Шахмуть) просаживает последние сбережения, и не только свои. Проиграв в карты, он в раже хочет взять реванш, да поставить на кон нечего. Тогда и приходит ему на помощь не менее странная и рискованная его подруга Марья Семёновна Косарева по прозвищу Касатка (артистка Наталья Ренёва).

Кличку она получила ещё будучи актрисой, исполнительницей романсов, когда было внимание состоятельных особ и весёлая жизнь. Теперь ничего нет, и во время игры она теряет последнюю ценность – дорогой перстень.

Пара в удручённом состоянии, на грани разрыва, но тут появляется на сцене герой второго плана – Абрам Алексеевич Желтухин (артист Борис Круглов), называющий себя дворянином. Он при всей его странности вполне зрело мыслит и играет определённо созидательную роль. Желтухин ищет выход, говорит, что неплохо было бы пересидеть у какой-нибудь тётушки. И тётушка у князя Вельского находится.

 

В глушь… к тётке

Герой Бориса Круглова получился самоироничным, он непредвзято смотрит на жизнь, понимает своё незавидное положение и рад любой возможности пристроиться. Комичная роль у Бориса Леонидовича не первая, и, как обычно, он не увлекается миссией юмориста, играет легко, ярко. Да и автор для него постарался. Что ни фраза, то спич, анекдот. Главное - не перегнуть, помнить о своём высоком происхождении. Отсюда и манеры, и паузы, и уважение к своим собеседникам.

Желтухин по приезде сразу понимает, что без него в сельских владениях произошли подозрительные изменения. У доброй тётушки Варвары Ивановны Долговой (актриса Наталья Панова) жили на воспитании сироты Раиса Глебовна и Илья Ильич Быков. И по достижении энного возраста она решили их поженить. И день свадьбы уже намечен.

Но Раиса Глебовна (актриса Александра Бражникова) – натура тонкая, романтичная, а её избранник Илья Ильич (артист Максим Меденюк), напротив, достаточно расчётлив, ведёт экономику имения. И страсть свою не выказывает, если она вообще имеется. Поэтому невеста достаточно быстро прониклась уважением к приехавшему бесшабашному князю Вельскому. Они вместе любуются закатами, ходят купаться и смотреть на звёзды.

А Илья Ильич узнаёт в Касатке бывшую свою любовь, исполнительницу романсов, на концерты которой он, будучи студентом, ходил каждый вечер. Но она его отвергла и даже посмеялась.

И как бы Быков ни сопротивлялся, чувства вновь вспыхнули, и расчётливого, сдержанного Ильи Ильича не стало. Борьбу чувств Максиму Меденюку удалось показать очень ярко, страстно, убедительно достигая перевоплощения.

В итоге полный крах выходит у тётушки. Свадьба расстроена, молодые в бегах. Однако удивительным образом все счастливы. Убеждаясь в этом, успокаивается со вздохом сожаления и Варвара Ивановна. Но доброте её нет предела: привычка вечно заботиться о ком-то и страх перед одиночеством заставляют помещицу обратить свой взгляд на бедного Желтухина, искромётный фонтан фраз которого не иссякает даже в худой для него ситуации.

«Чай, заграница и без вас обойдётся», – приглашает Варвара Ивановна приунывшего Желтухина, и тот снова на коне. Стол и кров ему обеспечены. Он и завершает действие.

Фото: Все счастливы, все разъехались, только Желтухин (артист Борис Круглов, матрос - артист Радик Дибаев) не у дел. Не знает, что скоро и у него будет кров.

Желтухин, по сути, единственный выразитель жанра комедии в этой пьесе. Каждый его выход оживляет ситуацию, заставляет улыбнуться и героев, и зрителя. К нему привыкаешь, как к необходимому атрибуту, потерять который боишься. Он словно талисман.

Таким его показал автор, таков он и вышел в постановке главного режиссёра театра Рифката Исрафилова.

В Оренбургском драматическом театре это первая постановка «Касатки». Заслуженный артист России Рифкат Исрафилов выстроил действие совершенно близкое к авторскому тексту. Правда, избежал двух героев, но этим, впрочем, только сделал постановку динамичней.

Что показалось некоторым диссонансом в спектакле – музыкальные народные мотивы, уходы героев в стиле кинофильма «Любовь и голуби». Только герои наши совсем другого поля ягода, играют классические вещи на пианино и исполняют романсы под гитару. Впрочем, эти мотивы с середины пьесы как-будто сами собой исчезают.

Но это детали, а в целом спектакль воспринимается живо, задевает игрой и яркими образами. Как проста, как глубока и щедра героиня у Натальи Пановой, лиричен и незлобен получился князь у Сергея Шахмутя, веришь его порочности и чистоте одновременно.

И понимаешь, почему накануне трагических событий в России, которых, кончено же, Толстой не мог не замечать, он написал комедию. Её идею озвучивает опять же не чужой для автора Желтухин: «Только любовь спасёт людей». Любовь, доброта и нерасчётливая дружба. А люди, какими бы они ни были пропащими, как Желтухин, заслуживают уважения и внимания. Ведь вон как он хорош, хотя и ничтожен.

На сцене «Касатка» впервые и сразу с триумфом появилась 12 декабря 1916 года – в Московском драматическом театре. Не раз роль Желтухина играл сам автор во время летних поездок с театрами по Советскому Союзу. Но самая весёлая и самая человечная пьеса Алексея Толстого не забыта и в современной России.

 

Юрий Мещанинов

Новости
все новости