На выходных в областном центре завершился IX Международный театральный фестиваль «Гостиный двор». Как и три года назад, он стал творческой площадкой для театров кукол.
Как и тогда, показывались исключительно спектакли для молодёжи и взрослых.
О сегодняшнем и вчерашнем
Уже сама афиша настраивала на серьёзный лад. Постановки по произведениям Чехова, Гоголя, Достоевского, Распутина. Несомненно, привлекал внимание спектакль «Нармахнар». К сожалению, на зрительский показ в четверг в полдень не смогло прийти много народа. Перед началом к зрителям вышел худрук Пермского театра кукол Дмитрий Вихрецкий.
– В этом году сто лет Октябрьскому перевороту. Осмысливая события того времени, наш театр решил поставить пьесу украинского драматурга Кулиша «Народный Малахий», – заявил Вихрецкий и вкратце рассказал о судьбе писателя, сначала свято уверовавшего в революцию, а затем ужаснувшегося ею, за критику советской власти сосланного на 10 лет на Соловки, а в 37-м расстрелянного. Такая вот прелюдия…
И вот гаснет в зале свет. Сцена, как тюрьма, поделена на камеры. Сам герой Малахий в какой-то момент себя замурует. Добровольно прикроется несвободой в тесном чуланчике, чтобы затем, освободившись, пойти по свету. Зачем? Учить всех истине и реформировать человечество!.. Мол, право на это путешествие дала ему революция.
И среди кукол, намеренно уродливых, на сцене один человек – Малахий (актёр Андрей Тетюрин). Он неистовствует. Он строчит декреты. Следуя им, нужно немедленно навести порядок не только на Украине, но и в душе каждого её жителя. Едва ли не на глазах вешается его дочь, но это не трогает героя. Ведь он Нармахнар, то есть «народный нарком Малахий». Реформа человека, которую он должен провернуть, важнее близких.
Все мы чайки
В этом плоскостном мире властвуют лишь плакаты и лозунги, а души мельчают. И чем ничтожнее становятся люди, тем всё более кажутся себе пророками. И страшно смотреть, и осознавать то, как легко поддаётся человек чужим призывам. Что с неразвитой, незрелой душой может сотворить пропаганда.
Спектакль-урок. Тяжёлый и мрачный. Эта идея маленьких человечков, не умеющих любить, но желающих переделать мир во имя высших целей, покажется ключевой и в других постановках. Например, в «Чайке» Гродненского областного театра кукол.
К слову, именно «Чайку» признают критики лучшим спектаклем «Гостиного двора». В нём не будет ни одного проходного, словно бы вспомогательного, героя. Что ни образ, то цельная натура.
Замечателен актёрский ансамбль. Люди и куклы смешиваются друг с другом, и, глядя на их игру, ловишь каждое слово.
Видишь матерей, не любящих своих детей. Жён, не выносящих мужей. Любовников и любовниц. Словом, тех простых людей, которые населяют наш грешный мир. В театре кукол легче срываются маски, все натуры видны отчётливее. Они более выпуклы.
Только вот почему «Чайка» – комедия?.. Режиссёр Олег Жюгжда объясняет так:
– Потому что смешно. Мы видим абсолютно нелепых персонажей, говорящих разные глупости. Простых людей со своими слабостями. Все они достойны сожаления.
Магия спектаклей Олега Жюгжды ещё и в бесхитростности сценических элементов. Всё очень просто, как в прошлом или позапрошлом веке. Декорации примитивны и действенны. Сцена – это и театральные подмостки и одновременно озеро. Немного дерева, железа, воды. Никаких особенных спецэффектов, а как сильно и точно! В одно мгновение палка превратится в ружьё. И оно непременно выстрелит. А что есть чайка?..
– Для меня это двойное понятие. Чайка и мусорщица, и крикливая гадящая птица, и в то же время – свободная и белая – она олицетворяет мечту. И тут важно, с какой стороны посмотреть на неё, – говорит Олег Олегович.
– Ваш «Гостиный двор» – это очень важная и интересная история! – отметила Ольга Глазунова, председатель коллегии критиков, театральный критик, ответственный секретарь комиссии Союза театральных деятелей РФ по театрам для детей. – Идея собрать на одной площадке театры кукол с постановками для молодёжи и взрослых очень своевременна. У фестиваля потрясающая атмосфера! Он однозначно удался! «Гостиный двор» нужен и дай бог, чтобы он продолжал свою жизнь.
А что с тобой будет завтра?
С прошлого кукольного «Гостиного двора» Жюгжда также увёз один из главных призов. Тогда его признали лучшим режиссёром фестиваля. На сей раз этого звания удостоился худрук Оренбургского областного театра кукол Вадим Смирнов. Коллегия критиков, в которую вошли известные театроведы, высоко оценила «Мёртвые души».
– Это очень глубокий спектакль, блестяще соединяющий работу художника и режиссёра. А каковы актёры! Как тонко удалось создать образ дороги, по которой несётся наша Русь! Для себя отмечаю, что спектакли Смирнова становятся всё интереснее и изобретательнее, – высказалась Рузанна Бунатян, театральный критик, преподаватель Нижегородского театрального училища.
Говорить о «Мёртвых душах» сложно. Закрученная постановка, философская. Так,
в чертах Чичикова в какой-то момент промелькнёт сам Гоголь. Ты вдруг узнаешь этот длинный нос, тонкую улыбку – и окончательно запутаешься. Над кем этот суд? Уж не над тобой ли, который так же, как и Чичиков, радеет за то, чтобы оставить хорошее состояние детям. Мол, не для себя грешит. Для потомков…
И опять все герои мелки и ничтожны. Покопавшись в себе, находишь черты многих из них.
Театр ещё и лупа. Если по телевизору твердят, что мы всего достойны, то здесь просят задуматься о самих себе. Подносят к душе зеркальце и будто спрашивают: «Мил ли ты, человек?» А что с тобой будет завтра?..
От Магнитки до Японии
Одиннадцать спектаклей увидели оренбуржцы. Были и на «Ак-Ак» Ереванского театра кукол. Видели и «М. Шагал. Последний полёт» Израильского ТЮЗа, которому единодушно и присудили приз зрительских симпатий.
Смеялись над «Скандальным происшествием в Пассаже, или Крокодиле» пермского театра «Карабаска». Плакали над «Прощанием с Матёрой» подмосковного театра «Огниво».
Более 3500 человек стали зрителями «Гостиного двора». Вот и до Японии теперь дойдёт весть о нашем фестивале. Оказалось, что
именно в эти дни в Оренбурге находился с визитом профессор факультета филологии, искусства и науки Токийского университета Ацуси Саканива.
Он, работая над переводом на японский язык «Капитанской дочки», приехал, чтобы «лучше прочувствовать» Оренбургский край.
И воистину ничего нет случайного в мире, ведь магнитогорский театр «Буратино» привёз на фестиваль именно «Капитанскую дочку»!
– Мы пригласили профессора на спектакль. Он был впечатлён. И буквально сегодня утром я получила от него письмо, в котором Саканива благодарит за то, что открыл для себя театр кукол для взрослых. Ранее он и не думал, что такие вещи могут ставить в кукольных театрах, – рассказала на церемонии закрытия министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко.
Полина Кузаева