$ 63.84 € 73.91
16+
20 июня 2018, 09:04

Куклы учат взрослых…

…не быть марионетками
25.05.2017, 10:49
Праздничное шествие, открывшее фестиваль, оренбуржцы запомнят надолго!
Фото: Полина Кузаева

На выходных в областном центре завершился IX Международный театральный фестиваль «Гостиный двор». Как и три года назад, он стал творческой площадкой для театров кукол.

Как и тогда, показывались исключительно спектакли для молодёжи и взрослых.

 

О сегодняшнем и вчерашнем

Уже сама афиша настраивала на серьёзный лад. Постановки по произведениям Чехова, Го­голя, Достоевского, Распутина. Несомненно, привлекал вни­мание спектакль «Нармахнар». К сожалению, на зрительский показ в четверг в полдень не смогло прийти много народа. Перед началом к зрителям вы­шел худрук Пермского театра кукол Дмитрий Вихрецкий.

– В этом году сто лет Октябрь­скому перевороту. Осмысливая события того времени, наш театр решил поставить пьесу украинского драматурга Кулиша «Народный Малахий», – заявил Вихрецкий и вкратце рассказал о судьбе писателя, сначала свя­то уверовавшего в революцию, а затем ужаснувшегося ею, за критику советской власти со­сланного на 10 лет на Соловки, а в 37-м расстрелянного. Такая вот прелюдия…

И вот гаснет в зале свет. Сцена, как тюрьма, поделена на камеры. Сам герой Малахий в какой-то момент себя заму­рует. Добровольно прикроется несвободой в тесном чуланчике, чтобы затем, освободившись, пойти по свету. Зачем? Учить всех истине и реформировать человечество!.. Мол, право на это путешествие дала ему ре­волюция.

И среди кукол, намеренно уродливых, на сцене один че­ловек – Малахий (актёр Андрей Тетюрин). Он неистовствует. Он строчит декреты. Следуя им, нужно немедленно навести порядок не только на Украине, но и в душе каждого её жителя. Едва ли не на глазах вешается его дочь, но это не трогает ге­роя. Ведь он Нармахнар, то есть «народный нарком Малахий». Реформа человека, которую он должен провернуть, важнее близких.

 

Все мы чайки

В этом плоскостном мире вла­ствуют лишь плакаты и лозунги, а души мельчают. И чем ничтож­нее становятся люди, тем всё более кажутся себе пророками. И страшно смотреть, и осознавать то, как легко поддаётся человек чужим призывам. Что с нераз­витой, незрелой душой может сотворить пропаганда.

Спектакль-урок. Тяжёлый и мрачный. Эта идея маленьких человечков, не умеющих лю­бить, но желающих переделать мир во имя высших целей, по­кажется ключевой и в других по­становках. Например, в «Чайке» Гродненского областного театра кукол.

К слову, именно «Чайку» признают критики лучшим спектаклем «Гостиного двора». В нём не будет ни одного про­ходного, словно бы вспомога­тельного, героя. Что ни образ, то цельная натура.

Замечателен актёрский ансамбль. Люди и куклы смешиваются друг с дру­гом, и, глядя на их игру, ловишь каждое слово.

Видишь матерей, не любящих своих детей. Жён, не выносящих мужей. Любов­ников и любовниц. Словом, тех простых людей, которые населя­ют наш грешный мир. В театре кукол легче срываются маски, все натуры видны отчётливее. Они более выпуклы.

Только вот почему «Чайка» – комедия?.. Режиссёр Олег Жюгжда объ­ясняет так:

– Потому что смешно. Мы видим абсолютно нелепых пер­сонажей, говорящих разные глу­пости. Простых людей со своими слабостями. Все они достойны сожаления.

Магия спектаклей Олега Жюгжды ещё и в бесхитрост­ности сценических элементов. Всё очень просто, как в прошлом или позапрошлом веке. Декора­ции примитивны и действенны. Сцена – это и театральные под­мостки и одновременно озеро. Немного дерева, железа, воды. Никаких особенных спецэффек­тов, а как сильно и точно! В одно мгновение палка превратится в ружьё. И оно непременно вы­стрелит. А что есть чайка?..

– Для меня это двойное по­нятие. Чайка и мусорщица, и крикливая гадящая птица, и в то же время – свободная и бе­лая – она олицетворяет мечту. И тут важно, с какой стороны посмотреть на неё, – говорит Олег Олегович.

– Ваш «Гостиный двор» – это очень важная и интересная история! – отметила Ольга Глазунова, председатель коллегии критиков, театральный критик, ответственный секретарь комиссии Союза театральных деятелей РФ по театрам для детей. – Идея собрать на одной площадке театры кукол с постановками для молодёжи и взрослых очень своевременна. У фестиваля потрясающая атмосфера! Он однозначно удался! «Гостиный двор» нужен и дай бог, чтобы он продолжал свою жизнь.

 

А что с тобой будет завтра?

С прошлого кукольного «Гостиного двора» Жюгжда также увёз один из главных при­зов. Тогда его признали лучшим режиссёром фестиваля. На сей раз этого звания удостоился ху­друк Оренбургского областного театра кукол Вадим Смирнов. Коллегия критиков, в которую вошли известные театрове­ды, высоко оценила «Мёртвые души».

– Это очень глубокий спек­такль, блестяще соединяющий работу художника и режиссёра. А каковы актёры! Как тонко удалось создать образ дороги, по которой несётся наша Русь! Для себя отмечаю, что спектак­ли Смирнова становятся всё интереснее и изобретательнее, – высказалась Рузанна Бунатян, театральный критик, препо­даватель Нижегородского теа­трального училища.

Говорить о «Мёртвых душах» сложно. Закрученная постанов­ка, философская. Так,

в чертах Чичикова в какой-то момент промелькнёт сам Гоголь. Ты вдруг узнаешь этот длинный нос, тонкую улыбку – и окон­чательно запутаешься. Над кем этот суд? Уж не над тобой ли, который так же, как и Чичиков, радеет за то, чтобы оставить хо­рошее состояние детям. Мол, не для себя грешит. Для потомков...

И опять все герои мелки и ничтожны. Покопавшись в себе, находишь черты многих из них.

Театр ещё и лупа. Если по телевизору твердят, что мы всего достойны, то здесь про­сят задуматься о самих себе. Подносят к душе зеркальце и будто спрашивают: «Мил ли ты, человек?» А что с тобой будет завтра?..

 

От Магнитки до Японии

Одиннадцать спектаклей увидели оренбуржцы. Были и на «Ак-Ак» Ереванского театра кукол. Видели и «М. Шагал. По­следний полёт» Израильского ТЮЗа, которому единодушно и присудили приз зритель­ских симпатий.

Смеялись над «Скандальным происшествием в Пассаже, или Крокодиле» пермского театра «Карабаска». Плакали над «Прощанием с Ма­тёрой» подмосковного театра «Огниво».

Более 3500 человек стали зрителями «Гостиного двора». Вот и до Японии теперь дой­дёт весть о нашем фестивале. Оказалось, что

именно в эти дни в Оренбурге находился с визитом профессор факультета филологии, искусства и науки Токийского университета Ацуси Саканива.

Он, работая над пере­водом на японский язык «Ка­питанской дочки», приехал, чтобы «лучше прочувствовать» Оренбургский край.

И воистину ничего нет слу­чайного в мире, ведь магни­тогорский театр «Буратино» привёз на фестиваль именно «Капитанскую дочку»!

– Мы пригласили профессора на спектакль. Он был впечатлён. И буквально сегодня утром я получила от него письмо, в ко­тором Саканива благодарит за то, что открыл для себя театр кукол для взрослых. Ранее он и не думал, что такие вещи могут ставить в кукольных театрах, – рассказала на церемонии за­крытия министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко.

Полина Кузаева

Новости
все новости