$ 66.64 € 75.71 11 Декабрь 2018, 03:05

Договор о вечном…

…невольно подписал главный герой новой постановки режиссёра Александра Фёдорова, но выполнить своих обязательств не захотел
22.11.2018, 13:45
Злые деревья заставляют сторожа подписать договор со смертью.
Фото: orendrama.ru

В Оренбургском драматическом театре – премьера. Пьеса «Лодочник» вызвала неоднозначную реакцию зрителей. Не часто среди действующих лиц значится говорящий столб или женщина с косой. Та самая, которой пугают в страшном кино.

 

Мифы и легенды

Пьеса сама по себе связана со многими тайнами. Например, автора её, Анну Яблонскую, во время работы над «Лодочником» знакомые предупреждали, чтоб не касалась темы потустороннего мира, это не простится. И пьеса оказалась последней. Яблонская погибла во время теракта в До­модедово. Вряд ли можно связать два этих факта, но тема, что на­зывается, подогревает интерес к постановке.

Был у режиссёра определённо риск при выборе этой пьесы и по другим причинам. Она не из той серии, где «русский дух» и «Русью пахнет». Древнегреческий миф о Хароне, перевозящем души умерших через реку Стикс, может быть и не понят, как далёкий от народных традиций или в силу неграмотности.

Критики эту пьесу называли самой слабой в творчестве автора, где всего намешано. С этим можно поспорить, но то, что компози­ция несовершенна, становится зримым сразу после антракта.

Действие в первой части разво­рачивается с мифологической патетикой, успеваешь проследить и за деталями в костюмах героев, и за их мимикой, оценить особен­ности сценографии. Декорации у Александра Фёдорова, как прави­ло, красочны, и эта постановка не исключение.

Вторая же часть пьесы су­пердинамична, одно действие настолько быстро меняет дру­гое, что для монологов остаётся маловато времени. А некоторые сцены кажутся психологически необоснованными. Так, напри­мер, не верится в моментальное преображение безымянной до­чери главного героя – одинокого зверёныша, с детства обиженного жизнью, и в то, что они с отцом нашли общий язык.

 

По ту сторону

В этой пьесе не все герои име­ют имена: сторож, столб элек­трический, который по факту выполняет миссию Бога, жен­щина с ведром, йог и некое подо­бие мужика. Обезличивание по ходу пьесы играет важную роль, типизирует героев: одинокая, уставшая от жизни женщина с ведром, каких тысячи вокруг, без сожаления уходит через реку забвения. Не просыхающий от спиртного главный герой – сто­рож, несостоявшийся поэт, кото­рого женщина с косой нанимает на выгодную работу, напоминает лишь тень человека.

Завязка конфликта проис­ходит, когда в лодку садится его бывшая возлюбленная Ольга, находящаяся в коме. Она пере­правляется на ту сторону, чтобы найти своего героя. Лодочник переправляет её, а потом ищет пути, как вызволить обратно от­туда, откуда не возвращаются. В итоге сила любви преодолевает все запреты.

Что удалось сделать режиссёру в отдалённом от нас мифологиче­ском сюжете? Ярко представить социальную подоплёку пьесы, и это, я считаю, большая удача. Каж­дый народ по-своему представляет потусторонний мир. Но что там мифологический ад по сравнению с адом реальной жизни. И герой иногда не представляет, где на­чинается одно и кончается другое. И что хуже на самом деле. Однако при всём этом нагнетании сюжета в действии есть место для иронии, шутки, самокритики.

– Иногда нам кажется, что в жизни всё плохо, – говорит о своём видении пьесы режиссёр Александр Фёдоров. – А на самом деле это не так, на самом деле у человека есть выбор и он многое может изменить. Эта пьеса не чер­товщина, это философская сказка. Я думал, что ставим молодёжную пьесу, но первые спектакли пока­зали: идут на «Лодочника» люди в возрасте. Значит, мы сумели затронуть какие-то важные для них темы.

 

Юрий Мещанинов

Новости
все новости