2500 лет спустя с божественной миссией

Вдоль засеянных пшеницей богатых полей, мимо одиноких подсолнухов по просёлочной дороге, поднимая пыль, едем туда, где, проникая сквозь толщу земли, отодвигают в сторону время.

В камералке – клад

Лагерь из двадцати человек, как муравейник. Подкатывая к нему на машине, видим издали лишь небольшие фигуры.

Вблизи обнаруживаем шесть-семь выкопанных ям, в которых трудится кто с мастерком, кто с лопатой или со щёткой в руках.

У каждого свои цели. Задача одна – спасти что осталось после грабителей и изучить нравы и обычаи людей, живших около 2500 лет назад.

Первый, к кому обращаюсь, Михаил Смирнов – волонтёр-археолог. На вопрос «Что делаете?» отвечает кратко:

– Производим зачистку. Смотрим, какие на земле есть пятна. По ним можно многое понять. – По его словам, работы уже скоро закончатся. На последние исследования уйдёт не больше недели. Неизученным остаётся сектор, в котором машет лопатой сотрудник Института археологии РАМН Андрей Мажиров.

– Сейчас надо дойти до материка, – говорит он и добавляет, что есть шанс наткнуться на захоронение, ещё не тронутое грабителями. Что может оказаться в нём? Что угодно – от украшений до оружия.

Заместитель начальника экспедиции чертёжник Оксана Халяпина проводит в камералку – лабораторию, где хранятся все находки. На первый взгляд это место отдыха. Обыкновенный стол, за которым ведутся научные работы. Изучаются найденные экспонаты.

– Вот фрагменты пластинчатого доспеха. Вот железные наконечники стрел. Бусины от женских украшений, – показывает она.

Именно Оксана Александровна фиксирует все реликты. Со своим полевым дневником ходит от сектора к сектору. Отмечает местонахождение каждой вещи, глубину, на которой она была обнаружена. Чертежи, рисунки, цифры – её тетрадь, как ценнейшая база данных.

Каждому кургану по казаку

Приехавшую на раскопки Евгению Шевченко, министра культуры и внешних связей области, подводят к детскому захоронению. При ней извлекают из него керамическую чашу. Около 2500 лет пролежала она в земле. Кто касался её в последний раз? Мать ребёнка, чью косточку обнаружили археологи? Жрец?.. Неизвестно. Возможно, дальнейшие поиски, ведущие к новым открытиям, помогут более детально узнать обычаи того времени. Как признаётся Оксана Халяпина, более двадцати лет участвующая в различных экспедициях, очень хочется узнать, как всё-таки жили сарматы. Каков был их быт? Что, например, они готовили в огромном, весящем почти полтонны котле, который нашли пару лет назад в Филипповском кургане? Интересно…

Только вот чёрные копатели досадно мешают открывать тайны истории. Они не только грабят, но и рушат могильники.

– Сегодня мы пытаемся решить проблему по защите курганов. Думаем привлечь к этому делу казаков, – помимо всего прочего заявила Шевченко.

В этот день у кургана № 5 она встретилась с известным офтальмологом и археологом Эрнстом Мулдашевым (на фото). О том, что искал этот писатель и исследователь в Сарматском некрополе, читайте в номере от 3 августа.

Больше фотографий с места раскопок – в нашей Фотогалерее.

Полина Кузаева

 

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top