Сегодня уже сложно найти человека, который бы не сталкивался с уловками телефонных мошенников. Вот и мне на днях на сотовый пришло сообщение о том, что моя банковская карта заблокирована, потерян доступ к счёту и что мне срочно нужно позвонить по указанному в SMS номеру.
Суетиться не стала, подумала о том, что, во-первых, банковские работники не могли знать этот номер моего мобильного. Во-вторых, сотовый телефон, указанный в SMS, не был похож на номер горячей линии банка. И в-третьих, у меня есть возможность дойти до банкомата и проверить карточку, что я и сделала. Как и предполагалось, банковская карта работала, счёт был доступен.
При такой схеме мошенничества, если бы я попалась на эту уловку и позвонила, то либо были бы сняты деньги с телефонного баланса, и он ушёл бы в большой минус, либо меня попытались бы «развести» на то, что я должна предоставить звонившему пин-код карты, и тогда он сможет «исправить» ситуацию.
Почему же большинство людей, даже зная о мошеннических схемах, всё равно становятся жертвами? Здесь есть тонкие психологические моменты. Когда прочла сообщение, если честно, в первую секунду сама чуть не собралась звонить. В SMS или уже во время разговора по телефону мошенники используют такие слова, как «срочно», «у вас нет времени на раздумье», «вы можете потерять свои сбережения» и так далее. Всё это имеет сильное эмоциональное воздействие, и мозг буквально блокируется, понимаешь только: если сейчас же не начать выполнять указания «доброго оператора», то останешься гол как сокол.
Для таких моментов важно запомнить хотя бы один неоспоримый факт: пин-код карты потому и называется секретным, что его ни при каких обстоятельствах не имеют право требовать даже банковские работники.
Понять, что с вами разговаривает мошенник, тоже несложно. Достаточно спросить его личные данные и сказать, что собираетесь позвонить в учреждение, которое он представляет. Скорее всего, после этого злоумышленник сам прервёт связь.
Жанна Обломкина