Цены за проезд в оренбургском общественном транспорте санкционированно взлетели вверх.
9 января пассажиров нескольких оренбургских маршрутов ждал неприятный сюрприз: проезд подорожал с 20 до 22 рублей. Без предупреждения. Следующая неделя принесла новые повышения.
В ответ на массовое недовольство руководители транспортных компаний и некоторые депутаты городского Совета прокомментировали: удорожание законное, предупреждать о нём перевозчики вроде как и не обязаны.
Выходит, что регулировать этот рынок ни городские, ни областные власти не могут. На то есть 220-й Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа». Он-то и отдаёт вопросы установления стоимости проезда на откуп самим транспортникам. Оренбургские компании оправдывают неожиданное январское повышение удорожанием топлива.
– Мы экономим буквально на всём. Увольняем кондукторов, рвём договоры с автомойками, – пожаловалась журналистам Елена Андрющенко, организатор городских перевозок.
Осенью прошлого года взбунтовались орчане, когда неожиданно выросла стоимость проезда в городе. Орские перевозчики, между прочим, потеряли, по своим же подсчётам, около 20 процентов клиентов после такого скачка: люди стали чаще пользоваться более дешёвым муниципальным транспортом.
А куда деваться, к примеру, пассажирам 52-го маршрута в Оренбурге? Перевозчики экономят на кондукторах, мойке, вежливых водителях, соблюдающих правила, и при этом имеют право нежданно-негаданно поднимать цены. Пересаживаться на муниципальные троллейбусы времени не хватит, да и не ходят они по многим маршрутам.
Сегодня в городе началась подготовка к разработке стандартов пассажирских перевозок. Есть у управленцев надежда, что единые правила помогут урегулировать стихийный пока рынок. Правда, процесс этот хорошо было бы начать ещё несколько лет назад, опираясь на уже имеющийся мировой опыт. Пока же дождёмся экспертных советов, рубль так и будет скакать впереди оренбургских пазиков, вынуждая водителей гнаться за выгодой, забывая про клиента.
Татьяна Богатенкова