Отдыхаю в кресле перед телевизором. В руке пульт: реклама, дальше, дальше. Стоп: какой-то фильм.
Женщина, дрожа от ярости, осыпает проклятиями священника, якобы клевещущего на её сына. Эмоциональный накал невольно цепляет внимание.
– Фу, как некультурно! – ворчит мой папа, который только что вошёл. Он ещё не успел вовлечься в сюжет и начать сочувствовать героине, а просто увидел истеричную тётку, наскакивающую на человека в рясе.
Жму дальше.
Девушка, узнавшая, что любимый предпочёл другую, стоит в оцепенении. Напряжённая пауза. А затем распахивает окно высотки, вскакивает на подоконник и…
Эффектно? И потому тут же блок рекламы и анонсов. В анонсе молодая парочка, оба завёрнуты в простыни, беседует. И тут она ему пощёчину да вторую!
– Высокие отношения! – иронично бросает папа. – Как фильм-то называется? «А мы его по морде чайником»?
С одной стороны, всё просто: не нравится – не смотри. Включи канал «Культура» и наслаждайся скрипками. Но, по-моему, это не просто вопрос вкуса.
Так ли безобидно то и дело видеть, что конфликты решаются оскорблениями и мордобоем? Как будто это единственно возможная и естественная реакция!
Всё, что мы наблюдаем в окружающем мире, в том числе по телевизору, чему-то нас учит. Есть даже такое понятие «косвенное научение»: смотрим, как реагируют другие, и повторяем, по крайней мере, делаем выводы о приемлемости подобного поведения для нас.
Помните, как менялись под влиянием синематографа ковбои в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»?
Зрелые люди, допустим, теле- и киновлиянию подвержены меньше. Но молодёжь, подростки?
Своего опыта пока мало, а в сериале им уже показали: если тебя обидели или что-то не по-твоему, нормально начать истерить и распускать руки, а когда предали и бросили, самый логичный шаг – суицид.
Найдётся ли у родителей время объяснить подрастающей дочке, что разбитое сердце – это больно, но отнюдь не повод к роковому шагу?
Страсти, скандалы, отчаянные поступки кинематографически эффектны. Но, как и прочие спекуляции на чувствах, это работает не на нас с вами, а на рейтинги.
Марина Веденеева