В школах ученикам запретили пользоваться мобильными телефонами и другими электронными устройствами.
Правда, не у нас: Национальное собрание Франции и нижняя палата приняли по этому поводу специальный закон. Каждый непослушный школьник, замеченный хоть в столовой, хоть на уроке с мобильником, – по факту теперь нарушитель закона, и меры к нему будут приниматься соответствующие.
Наша страна попозже окунулась в эти блага цивилизации, но быстро догнала и перегнала многих. Смартфонами сегодня дети умеют пользоваться ещё до того, как начинают говорить. Что даже является некоторой гордостью иных родителей – какой продвинутый у них ребёнок. А он вовсе не продвинутый и не продвигается никуда.
Наблюдая за иными родителями, я убедился в их неосознанном эгоизме. Тихий, не требующий к себе повышенного внимания ребёнок даёт возможность и самому по телефону поболтать и поиграть, и телек посмотреть, и убраться в квартире. Игры, бесконечные мультики, возможность сидя путешествовать по материкам – жизнь воспринимается как сплошное удовольствие. А когда родители и учителя начинают требовать заниматься уроками, помогать в работе по дому, детки недоумевают, зачем им это. Они не получают от этого удовольствия. Известны случаи, когда родители погибали после угроз отлучить ребёнка от Интернета.
Некоторые философски подходят к проблеме – как к неизбежному этапу цивилизации. Возникли когда-то же автомобили, тоже были призывы отказаться от средств передвижения. Но машины воздействуют лишь на физическое состояние человека, а электронные устройства воздействуют уже на психику.
По статистике, около 50 процентов всех конфликтов между учителем и учеником происходит из-за того, что последний на уроке отключён от познавательного процесса. Он переписывается с друзьями, ставит «лайки» на их снимки, играет – получает удовольствие.
Мои знакомые с достаточно высокой научной степенью своим детям сумели внушить, что телефон прежде всего служит для необходимого общения, компьютер – помощник в работе или учёбе. Дети играют в отведённое время, но, что умиляет просто, легко переключаются на подвижные игры, легко уходят от монитора.
Можно, значит, если родителям не проявлять эгоизм и если идти до конца. К великому сожалению, многие на этом фронте сдаются в плен.
Юрий Мещанинов