Несколько лет назад на оживлённом проспекте Гагарина в районе ТК «Радуга» появился переход. Просторный, светлый, с микромагазинами из стекла и пластика, пункт охраны. Всё цивилизованно. Было…
Теперь ящики с фруктами-овощами занимают половину перехода. Овощные лавки «выросли» из отведённых им мест. И не столько по причине продовольственного изобилия, сколько из-за погони за прибылью.
Посередине перехода колонны – в пространстве между ними торговцы складируют тару и отходы. По сути, здесь образовался рынок, живущий по своим законам: у каждого своё место для товара, тары, отходов; здесь царит особая атмосфера общения… Пешеход, если он не покупатель, становится помехой в налаженном конвейере под названием «базар». Продавцы чувствуют себя здесь вольготно, они даже оборудовали места для курения. Изначальный хозяин перехода – пешеход – вынужден лавировать между ящиками, шкурками и лужицами на полу, между снующими продавцами: кому купюру разменять, кому ящики отбуксировать, кому вальяжно прошествовать с сигаретой к месту отдыха… Для полноты картины стоит вспомнить о часе пик.
В целом горожане приветствуют возможность купить съестное по дороге домой. Но при этом мало кто из менеджеров от торговли заботится о соблюдении санитарных норм и уплате налогов. Здесь только грубая выгода: минимальные затраты – максимальная прибыль.
Переход – это наши с вами налоги, а торговцы, «облагодетельствовав» пешехода- покупателя, оказываются в многократном выигрыше: за пешеходную зону, превращённую в торговое место, не платили, в торговое оборудование не вкладывались…
Почему процветает убогая торговля – на полу, в сигаретном дыму, без соблюдения элементарных санитарных норм? Почему человек, спустившийся под землю с целью попасть на другую сторону улицы, вынужден брезгливо переступать плевки, исполнять ламбаду, стараясь не зацепиться одеждой за ящики?
Нам всем хочется жить красиво, комфортно, хочется быть здоровыми. И тем не менее горожане собственным рублём поощряют ситуацию, когда мы все вынуждены жить НЕкрасиво, НЕкомфортно, НЕздорово.
Стены помещения для охраны «рекламируют» коммерческие услуги. Остаётся вспомнить слова нашего легендарного земляка: «Хотели, как лучше…»
Анна Корольчук