Избранные

День учителя – праздник всенародный, потому что все мы либо ученики, либо учителя.

После того как я получил атте­стат зрелости, родственница, всю жизнь преподававшая химию, наставляла меня: «Поступай в медицинский. Вырежешь про­стейший аппендицит, и человек тебе всю жизнь благодарен. А здесь увальню итоговую тройку выставишь из жалости, родители на тебя презрительно смотрят: ребёнку карьеру испортила».

Я поступил в педагогический. Конец восьмидесятых – время для школьного образования особое. Даже по центральному телеви­дению признанные педагоги-но­ваторы давали открытые уроки, раскрывая секреты. Мы думали, что постигнув их, решим раз и навсегда проблему успеваемости, детям в школе будет интересно, а двоечники исчезнут. Ночами сидели над планами и составляли загадочные «шаталовские блоки». Шаталовский метод давал первые результаты, но ожидаемого эф­фекта не получилось ни у кого. Ведь всегда важнее не то, что даётся ученику, а важен тот, кто даёт знания, его личность.

В первые годы советской вла­сти в обществе шло жаркое об­суждение роли учителя. Кто он? Одни настаивали, что учитель­ский дар сродни писательскому, таланту художника и философа. Но остановились на том, что такая массовая профессия не может быть избранной. А напрасно. Со временем роль учителя стала сводиться к механическим за­дачам: он должен получить от ученика определённый результат, в частности, при сдаче ЕГЭ. А о воспитательной цели в какой-то период даже перестали говорить. И если школьник растёт неучем и неслухом, всегда виноват только учитель. Родители свою вину редко признают, они ведь обеспечивают ему достойную жизнь.

Но требовать от педагога особой исключительности обще­ство вправе настолько, насколько оно даёт ему возможность, в том числе и материальную, для само­реализации.

Однажды в разговоре с главой одного из муниципалитетов из его уст прозвучало расстроенно: «Да вы знаете, что учителя в нашем районе практически не выписывают ни одной газеты. Не помогают ни в каком обще­ственном деле. Дадут уроки – и только их и видели…» Может, это исключение, но очень симпто­матичное и драматичное. Если у учителя пропадёт интерес к про­фессии, он, может, и будет лепить грамотных учеников. Но в первую очередь должен в них вдохнуть жизнь, чтобы общество получило достойного человека. Сильных педагогов немало. Не у всех, правда, получается найти ключик к ученику. Только у избранных.

Юрий Мещанинов

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top